КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия. - Реабилитация/опора на собственные силыТЕМА 5. МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛЮДЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ОСОБЫЕ НУЖДЫ. - Реабилитация/опора на собственные силы - Интеграция в жизнь общества - Медицинская помощь (например, протезы и ортопедические принадлежности, нестационарное лечение для умственно отсталых лиц) - Отсутствие надлежащей компенсации/доходов - Надлежащие жилищные условия для лиц с физической инвалидностью - Образование/профессиональная подготовка/переподготовка с упором на реабилитацию в рамках общины - Занятость/профессиональная деятельность - Транспорт/возможность пользоваться транспортом - Отношение к инвалидам в обществе - Стационарные учреждения СОСТОЯНИЕ И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ По официальной статистике 4 миллиона 774 тысяч россиян в 1994 году являлись инвалидами. По мнению председателя Центрального правления Всероссийского общества инвалидов Александра Ломакина число лиц с инвалидностью достигает 8,5 миллионов /Российская газета. 4 октября 1995г./. В соответствии с Законом СССР, принятым Верховным Советом СССР 11 декабря 1990 года. "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР" инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите. Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью. Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета потребностей инвалидов в соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи в предусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав. Государство устанавливает инвалидам дополнительные гарантии для реализации их прав и законных интересов, проявляет особую заботу о детях-инвалидах. Инвалиды сегодня относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании гораздо выше. В условиях модернизации российского общества с рыночной ориентацией инвалидом труднее равноправно конкурировать на рынке труда с полноценными в физическом отношении людьми. В условиях общего роста безработицы их участие в общественном производстве существенно сокращается. Лишь около 650 тысяч лиц с инвалидностью имеют рабочие места. Семьи и родственники, имеющие на своем попечении инвалидов испытывают, как правило, значительные материальные и психологические трудности. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ Государственные структуры, неправительственные организации и общественные объединения, частные инициативы призваны осуществлять меры, направленные не только на охрану здоровья населения и профилактику инвалидности, но и создавать условия для реабилитации инвалидов, их интеграции и реинтеграции в общество и профессиональную деятельность. Эффектным механизмом реализации государственной политики в решении проблем инвалидов в Российской Федерации стали целевые федеральные и региональные программы, объединяющие усилия различных ведомств. В 1994 году начато финансирование программы "Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов". Разработана также федеральная программа "Социальная поддержка инвалидов". В рамках Федеральной комплексной программы "Дети России", распространяющейся на все 34 миллиона детей Российской Федерации предусмотрена такая программа как "Дети-инвалиды". Реализация федеральной программы должна создать условия, отвечающие требованиям и нормам цивилизованного государства, при которых инвалид, как и любой гражданин, имеет возможность на равных условиях получить образование, трудиться, материально обеспечивать себя и иметь доступ ко всем объектам социальной, производственной и хозяйственной инфраструктуры. Работникам социальной сферы, занимающимся проблемами инвалидов, принадлежит важная роль по обеспечению признания прав лиц с инвалидностью в качестве полноправных членов человеческого общества. Вера социальных работников во внутренние возможности своих подопечных-инвалидов поможет последним проявить себя оптимальным образом, развить сбалансированное представление о самих себе и, в конечном итоге, занять в обществе место, у страивающее как их самих, так и окружающих. НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ Основные международные договоры по вопросам инвалидности: Всеобщая декларация прав человека (1948 год); Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах, и о гражданских и политических правах (1966 год); Конвенция о правах ребенка (1989 год); Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 год); Декларация о правах инвалидов (1975 год); Принципы защиты психически больных и улучшения психиатрической помощи (1991 год). РОССИЙСКИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ - Всемирная декларация об обеспечении выживания, зашиты и развития детей от 30 сентября 1990 г. - Конвенция N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов - Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. - Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР - Закон СССР принят Верховным Советом СССР 11 декабря 1990г. - Основы законодательства российской Федерации об охране здоровья граждан. Приняты Верховным Советом Российской Федерации 2 июля 1993 г. - О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов. Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992г. - О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1993 г. - О департаменте по делам инвалидов Министерства социальной защиты населения Российской Федерации. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. N 704 - О мерах государственной поддержки деятельности общероссийских общественных объединений инвалидов. Указ Президента Российской Федерации от 2 декабря 1993 г. N 2354 - О порядке применения постановления Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 446 в части выплаты компенсации по уходу за лицами, достигшими 80-летнего возраста. Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 9 июня 1993 г. N 1-33-У - Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Приняты Верховным Советом Российской Федерации 23 июля 1993 г. - Инструкция "О порядке обеспечения населения протезно-ортопедическими изделиями, средствами, облегчающими жизнь инвалидов". Утверждена приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 15 февраля 1991г. N35 - О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов. Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 1993 г. N 394 - О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. Федеральный закон принят Государственной Думой 17 мая, одобрен Советом Федерации 21 июля и подписан Президентом Российской Федерации Б.Н.Ельциным 2 августа 1995 г. - О благотворительной деятельности и благотворительных организациях. Федеральный закон принят Государственной Думой 7 июля и подписан Президентом Российской Федерации Б.Н.Ельциным 11 августа 1995 г. - Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. Тема 7. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БЕЖЕНЦАМИ Основные понятия - Страна первого убежища - Беженец - Вынужденный переселенец - Дискриминация и нарушение прав - Социально-экономическая защита беженцев - Мигрант - Единовременное пособие - Характеристика семьи беженца СОСТОЯНИЕ И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ Причины бегства отдельных лиц, семей или больших групп населения из страны своего происхождения достаточно известны (например, войны, преследования, конфликты на национальной, этической, расовой, политической и религиозной почве). Неожиданный отрыв от родной почвы, полная утрата связей с общественными структурами, потеря общественного положения и гражданства - вот лишь некоторые аспекты той трагичной ситуации, в которой оказываются беженцы. К этому следует добавить неизбежный дискомфорта странах первого убежища. Можно отметить все большее ослабление политической воли к приему беженцев в странах первого убежища и в странах планируемого окончательного поселения. В настоящее время во всем мире мигрирует около 60 млн. человек из них 1 б млн. человек - политические беженцы. Если говорить о территориях миграции то потенциальные мигранты проживают в экономически слабо развитых странах - Африки. Латинской Америки, южных районах бывшего Советского Союза, Средней Азии и Закавказья. 25 млн. русских проживают за границами России и на данный момент являются потенциальными мигрантами. Например, социологические опросы показывают, что из Таджикистана готово уехать 98% русского населения. К причинам, порождающим приток беженцев в Россию из республик бывшего Советского Союза, относятся: - обострение социально-экономического положения в бывших социалистических республиках; - сокращение рабочих мест; - расслоение общества; - дискриминация и нарушение прав некоренного населения республик; - межнациональные конфликты. Сегодня в Российской Федерации насчитывается более 2,5 млн. беженцев и вынужденных переселенцев. В 1994 году по экспертным оценкам планировалось прибытие 400 тыс. иммигрантов из Закавказья. 3 млн. - из Средней Азии, 0.5 млн. из стран Балтии. По расчетам федеральных служб России в 1995 году в страну должно прибыть 1,5 млн. вынужденных переселенцев. На приток беженцев из стран дальнего зарубежья влияют нестабильность обстановки во многих странах мира. В наше государство приезжают беженцы из Афганистана, Ирана, Судана, Вьетнама, Сомали, Шри-Ланки и др. Их число насчитывает примерно 0,5 млн. человек и еще примерно столько же незарегистрированных иммигрантов. Миграционные службы ООН оказывают им лучшую помощь чем российские, находящиеся в стадии становления миграционные службы, поэтому они часто получают пособие по линии ООН. Все эти факты свидетельствуют о том, что в связи с распадом СССР миграционная обстановка в РФ обострилась, Россия оказалась не готовой и принятию такого количества беженцев. Для урегулирования вопросов, связанных с миграцией, в 1993 году в РФ был принят Закон "О беженцах и вынужденных переселенцах". По этому закону беженец - прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства РФ и покинувшее страну своего происхождения по причине войн, преследований, религиозных, национальных, военных конфликтов. Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, который был вынужден или может иметь намерение покинуть место своего пребывания на территории другого государства по причине национальных, военных, религиозных конфликтов, войн, преследований. При формировании миграционной политики встают следующие проблемы. 1. Определение норм единовременного пособия при убытии лица, получившего статус беженца или вынужденного переселенца. 2. Кто и какие несет расходы при добровольном отъезде беженца на родину. 3. Кто оплачивает ритуальные услуги, определяет места захоронения в случае наличия религиозных особенностей. 4. Кто и как предоставляет одежду вновь прибывшим. 5. Отсутствие законодательства по пенсионному обеспечению беженцев и установлению трудового стажа. Все эти проблемы находятся в стадии рассмотрения и принятия нормативных актов. В государственном масштабе проблемами иммигрантов занимается Федеральная миграционная служба на правах министерства. В ее функции входит: - разработка федеральных и межрегиональных программ и обеспечение их реализации; - организация приема и временного размещения вынужденных переселенцев и беженцев на территории Российской Федерации, а также оказание помощи в обустройстве на новом месте жительства - защита прав мигрантов в соответствии с действующим законодательством; -прогнозирование миграционных процессов, формирование государственной политики; - разработка текущих и долгосрочных прогнозов внутренней и внешней миграции, создание единой информационной системы. В области защиты прав мигрантов в задачи миграционной службы входит контроль за соблюдением прав и социальных гарантий мигрантов. В настоящее время в России создаются службы социальной поддержки мигрантов, помимо государственных служб важную роль начинают играть службы создающиеся на местном уровне, перед ними ставится задача быть максимально приближенными к нуждам мигрантов. Первая и необходимая помощь, в которой нуждаются беженцы это предоставление жилья, прикрепление к медицинским учреждениям. Создаваемые банки данных учитывают прибывших беженцев по полу, возрасту, национальности, религиозной принадлежности. Кроме того, создаются ассоциации беженцев и переселенцев, фонды для обеспечения беженцев и вынужденных переселенцев питанием, одеждой, медикаментами, игрушками для детей с привлечением средств благотворительных организаций. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ Задачами государственных и социальных служб в отношении беженцев и вынужденных переселенцев являются: - предоставление беженцам временного жилья, обеспечение их продуктами питания и одеждой; - поиск мест постоянного проживания для вынужденных переселенцев, обеспечение их работой, подъемными средствами, проведение мероприятий по психологической и социальной адаптации. К мероприятиям по психологической и социальной адаптации относится групповая работа с беженцами, консультирование психотерапевта, организация групп самопомощи и взаимопомощи. Главная цель социальной работы с беженцами помогает решать личные проблемы каждого человека, обратившегося в службы социальной защиты, устанавливать и восстанавливать его в связи с обществом, чтобы улучшить качество жизни. Социальные работники работают с беженцами на двух уровнях: 1. Прямая непосредственная работа с каждым конкретным человеком. 2. Организация работы социальной службы, разработка программ, организация взаимодействия между различными структурами, занимающимися социальной работой с беженцами. Социальные работники информируют беженцев о существовании социальных служб и предоставляемых ими услугах. Центры социальной помощи ведут детальный учет всех прибывших. При работе с беженцами составляется характеристика семьи в социальном, национальном, экономическом плане, в ней указывается количество детей, пол, возраст, национальность членов семьи, место жительства, причина отъезда из другой страны, наличие знакомых и родственников в стране пребывания, материальное положение, наличие работы, доходы, сведения о наличии подростков и чем они заняты. Кроме того, социальные службы должны обеспечивать предоставление детям возможности учиться, отдыхать, оказывать юридическую помощь, проводить профилактическую работу с подростками, защищать права детей. Многое делается в области обеспечения достойного уровня жизни беженцев, но многое еще и предстоит сделать и в этой благородной работе велика роль социального работника, являющегося связующим звеном между беженцем и обществом, в котором ему предстоит жить. НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ Основные международные договоры по проблемам беженцев: Всеобщая декларация прав человека (1948 год); Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах, и о гражданских и политических правах (1966 год); Конвенция о правах ребенка (1989 год); Конвенция о статусе беженцев (1951 год); Протокол, касающийся статуса беженцев (1967 год). РЕГИОНАЛЬНЫЕ Основные региональные договоры: Африканская хартия прав человека и народов (1981 год); Американская конвенция о правах человека (1969 год); Европейская конвенция о правах человека (1950 год); Хельсинский заключительный акт (1975 год); Европейская социальная хартия (1961 год). РОССИЙСКИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ - Закон о беженцах и вынужденных переселенцах (1993 г.); -О мерах по введению иммиграционного потока "Российские вести" (11 января 1994г.); -N 119. "Федеральная миграционная программа (15 февраля 1994г.); - Указ Президента Российской Федерации "О Федеральной миграционной программе" - Приказ Министра социальной защиты "О реализации Федеральной программы" (18 февраля 1995 г.). Литература для углубленного изучения темы
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |