Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия. - Реабилитация/опора на собственные силы

ТЕМА 5. МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛЮДЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ОСОБЫЕ НУЖДЫ.

- Реабилитация/опора на собственные силы

- Интеграция в жизнь общества

- Медицинская помощь (например, протезы и ортопедические принад­лежности, нестационарное лечение для умственно отсталых лиц)

- Отсутствие надлежащей компенсации/доходов

- Надлежащие жилищные условия для лиц с физической инвалидностью

- Образование/профессиональная подготовка/переподготовка с упором на реабилитацию в рамках общины

- Занятость/профессиональная деятельность

- Транспорт/возможность пользоваться транспортом

- Отношение к инвалидам в обществе

- Стационарные учреждения

СОСТОЯНИЕ И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

По официальной статистике 4 миллиона 774 тысяч россиян в 1994 году являлись инвалидами. По мнению председателя Центрального правления Всероссийского общества инвалидов Александра Ломакина число лиц с инвалидностью достигает 8,5 миллионов /Российская газета. 4 ок­тября 1995г./.

В соответствии с Законом СССР, принятым Верховным Советом СССР 11 декабря 1990 года. "Об основных началах социальной защищенности инвали­дов в СССР" инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недос­татков нуждается в социальной помощи и защите.

Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частич­ной утрате им способности или возможности осуществлять самообслужива­ние, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, приз­вано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, ре­ализации творческих и производственных возможностей и способностей пу­тем учета потребностей инвалидов в соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи в предусмотренных законо­дательством видах в целях устранения препятствий в реализации инвалида­ми прав на охрану здоровья, труд, образование и профессиональную подго­товку, жилищных и иных социально-экономических прав.

Государство устанавливает инвалидам дополнительные гарантии для реализации их прав и законных интересов, проявляет особую заботу о де­тях-инвалидах.

Инвалиды сегодня относятся к наиболее социально незащищенным кате­гориям населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании гораздо выше. В условиях модерни­зации российского общества с рыночной ориентацией инвалидом труднее равноправно конкурировать на рынке труда с полноценными в физическом отношении людьми. В условиях общего роста безработицы их участие в об­щественном производстве существенно сокращается. Лишь около 650 тысяч лиц с инвалидностью имеют рабочие места. Семьи и родственники, имеющие на своем попечении инвалидов испытывают, как правило, значительные ма­териальные и психологические трудности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

Государственные структуры, неправительственные организации и об­щественные объединения, частные инициативы призваны осуществлять меры, направленные не только на охрану здоровья населения и профилактику ин­валидности, но и создавать условия для реабилитации инвалидов, их ин­теграции и реинтеграции в общество и профессиональную деятельность.

Эффектным механизмом реализации государственной политики в решении проблем инвалидов в Российской Федерации стали целевые федеральные и региональные программы, объединяющие усилия различных ведомств. В 1994 году начато финансирование программы "Разработка и производство техни­ческих средств реабилитации для обеспечения инвалидов". Разработана также федеральная программа "Социальная поддержка инвалидов". В рамках Федеральной комплексной программы "Дети России", распространяющейся на все 34 миллиона детей Российской Федерации предусмотрена такая програм­ма как "Дети-инвалиды".

Реализация федеральной программы должна создать условия, отвечаю­щие требованиям и нормам цивилизованного государства, при которых инва­лид, как и любой гражданин, имеет возможность на равных условиях полу­чить образование, трудиться, материально обеспечивать себя и иметь дос­туп ко всем объектам социальной, производственной и хозяйственной инф­раструктуры.

Работникам социальной сферы, занимающимся проблемами инвалидов, принадлежит важная роль по обеспечению признания прав лиц с инвалид­ностью в качестве полноправных членов человеческого общества. Вера со­циальных работников во внутренние возможности своих подопечных-инвалидов поможет последним проявить себя оптимальным образом, развить сба­лансированное представление о самих себе и, в конечном итоге, занять в обществе место, у страивающее как их самих, так и окружающих.

НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ

Основные международные договоры по вопросам инвалидности:

Всеобщая декларация прав человека (1948 год); Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах, и о гражданских и поли­тических правах (1966 год); Конвенция о правах ребенка (1989 год); Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 год); Декларация о правах инвалидов (1975 год); Принципы защиты психически больных и улучшения психиатрической помощи (1991 год).

РОССИЙСКИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

- Всемирная декларация об обеспечении выживания, зашиты и развития детей от 30 сентября 1990 г.

- Конвенция N 159 о профессиональной реабилитации и занятости ин­валидов

- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосова­нием 12 декабря 1993г.

- Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР

- Закон СССР принят Верховным Советом СССР 11 декабря 1990г.

- Основы законодательства российской Федерации об охране здоровья граждан. Приняты Верховным Советом Российской Федерации 2 июля 1993 г.

- О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов. Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992г.

- О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедея­тельности. Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1993 г.

- О департаменте по делам инвалидов Министерства социальной защиты населения Российской Федерации. Постановление Совета Министров - Прави­тельства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. N 704

- О мерах государственной поддержки деятельности общероссийских общественных объединений инвалидов. Указ Президента Российской Федера­ции от 2 декабря 1993 г. N 2354

- О порядке применения постановления Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 446 в части выплаты компенсации по уходу за лицами, достигшими 80-летнего возраста. Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 9 июня 1993 г. N 1-33-У

- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Приняты Верховным Советом Российской Федерации 23 июля 1993 г.

- Инструкция "О порядке обеспечения населения протезно-ортопедическими изделиями, средствами, облегчающими жизнь инвалидов". Утвержде­на приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 15 февраля 1991г. N35

- О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов. Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 1993 г. N 394

- О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. Федеральный закон принят Государственной Думой 17 мая, одобрен Советом Федерации 21 июля и подписан Президентом Российской Федерации Б.Н.Ель­циным 2 августа 1995 г.

- О благотворительной деятельности и благотворительных организаци­ях. Федеральный закон принят Государственной Думой 7 июля и подписан Президентом Российской Федерации Б.Н.Ельциным 11 августа 1995 г.

- Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 авгус­та 1995 г.

Тема 7. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БЕЖЕНЦАМИ Основные понятия

- Страна первого убежища

- Беженец

- Вынужденный переселенец

- Дискриминация и нарушение прав

- Социально-экономическая защита беженцев

- Мигрант

- Единовременное пособие

- Характеристика семьи беженца

СОСТОЯНИЕ И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

Причины бегства отдельных лиц, семей или больших групп населения из страны своего происхождения достаточно известны (например, войны, преследования, конфликты на национальной, этической, расовой, полити­ческой и религиозной почве). Неожиданный отрыв от родной почвы, полная утрата связей с общественными структурами, потеря общественного положе­ния и гражданства - вот лишь некоторые аспекты той трагичной ситуации, в которой оказываются беженцы. К этому следует добавить неизбежный дис­комфорта странах первого убежища. Можно отметить все большее ослабле­ние политической воли к приему беженцев в странах первого убежища и в странах планируемого окончательного поселения.

В настоящее время во всем мире мигрирует около 60 млн. человек из них 1 б млн. человек - политические беженцы.

Если говорить о территориях миграции то потенциальные мигранты проживают в экономически слабо развитых странах - Африки. Латинской Америки, южных районах бывшего Советского Союза, Средней Азии и Закав­казья.

25 млн. русских проживают за границами России и на данный момент являются потенциальными мигрантами. Например, социологические опросы показывают, что из Таджикистана готово уехать 98% русского населения.

К причинам, порождающим приток беженцев в Россию из республик быв­шего Советского Союза, относятся:

- обострение социально-экономического положения в бывших социалис­тических республиках;

- сокращение рабочих мест;

- расслоение общества;

- дискриминация и нарушение прав некоренного населения республик;

- межнациональные конфликты. Сегодня в Российской Федерации насчи­тывается более 2,5

млн. беженцев и вынужденных переселенцев. В 1994 году по экспертным оценкам планировалось прибытие 400 тыс. иммигрантов из Закавказья. 3 млн. - из Средней Азии, 0.5 млн. из стран Балтии. По расчетам федераль­ных служб России в 1995 году в страну должно прибыть 1,5 млн. вынужден­ных переселенцев.

На приток беженцев из стран дальнего зарубежья влияют нестабиль­ность обстановки во многих странах мира. В наше государство приезжают беженцы из Афганистана, Ирана, Судана, Вьетнама, Сомали, Шри-Ланки и др. Их число насчитывает примерно 0,5 млн. человек и еще примерно столько же незарегистрированных иммигрантов. Миграционные службы ООН оказывают им лучшую помощь чем российские, находящиеся в стадии станов­ления миграционные службы, поэтому они часто получают пособие по линии ООН.

Все эти факты свидетельствуют о том, что в связи с распадом СССР миграционная обстановка в РФ обострилась, Россия оказалась не готовой и принятию такого количества беженцев. Для урегулирования вопросов, свя­занных с миграцией, в 1993 году в РФ был принят Закон "О беженцах и вы­нужденных переселенцах". По этому закону беженец - прибывшее или желаю­щее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее граж­данства РФ и покинувшее страну своего происхождения по причине войн, преследований, религиозных, национальных, военных конфликтов. Вынужден­ный переселенец - гражданин Российской Федерации, который был вынужден или может иметь намерение покинуть место своего пребывания на террито­рии другого государства по причине национальных, военных, религиозных конфликтов, войн, преследований.

При формировании миграционной политики встают следующие проблемы.

1. Определение норм единовременного пособия при убытии лица, полу­чившего статус беженца или вынужденного переселенца.

2. Кто и какие несет расходы при добровольном отъезде беженца на родину.

3. Кто оплачивает ритуальные услуги, определяет места захоронения в случае наличия религиозных особенностей.

4. Кто и как предоставляет одежду вновь прибывшим.

5. Отсутствие законодательства по пенсионному обеспечению беженцев и установлению трудового стажа.

Все эти проблемы находятся в стадии рассмотрения и принятия норма­тивных актов.

В государственном масштабе проблемами иммигрантов занимается Феде­ральная миграционная служба на правах министерства. В ее функции вхо­дит:

- разработка федеральных и межрегиональных программ и обеспечение их реализации;

- организация приема и временного размещения вынужденных пересе­ленцев и беженцев на территории Российской Федерации, а также оказание помощи в обустройстве на новом месте жительства

- защита прав мигрантов в соответствии с действующим законодатель­ством;

-прогнозирование миграционных процессов, формирование государс­твенной политики;

- разработка текущих и долгосрочных прогнозов внутренней и внешней миграции, создание единой информационной системы.

В области защиты прав мигрантов в задачи миграционной службы вхо­дит контроль за соблюдением прав и социальных гарантий мигрантов.

В настоящее время в России создаются службы социальной поддержки мигрантов, помимо государственных служб важную роль начинают играть службы создающиеся на местном уровне, перед ними ставится задача быть максимально приближенными к нуждам мигрантов.

Первая и необходимая помощь, в которой нуждаются беженцы это пре­доставление жилья, прикрепление к медицинским учреждениям. Создаваемые банки данных учитывают прибывших беженцев по полу, возрасту, националь­ности, религиозной принадлежности. Кроме того, создаются ассоциации бе­женцев и переселенцев, фонды для обеспечения беженцев и вынужденных пе­реселенцев питанием, одеждой, медикаментами, игрушками для детей с привлечением средств благотворительных организаций.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

Задачами государственных и социальных служб в отношении беженцев и вынужденных переселенцев являются:

- предоставление беженцам временного жилья, обеспечение их продук­тами питания и одеждой;

- поиск мест постоянного проживания для вынужденных переселенцев, обеспечение их работой, подъемными средствами, проведение мероприятий по психологической и социальной адаптации.

К мероприятиям по психологической и социальной адаптации относится групповая работа с беженцами, консультирование психотерапевта, органи­зация групп самопомощи и взаимопомощи.

Главная цель социальной работы с беженцами помогает решать личные проблемы каждого человека, обратившегося в службы социальной защиты, устанавливать и восстанавливать его в связи с обществом, чтобы улучшить качество жизни.

Социальные работники работают с беженцами на двух уровнях:

1. Прямая непосредственная работа с каждым конкретным человеком.

2. Организация работы социальной службы, разработка программ, ор­ганизация взаимодействия между различными структурами, занимающимися социальной работой с беженцами.

Социальные работники информируют беженцев о существовании социаль­ных служб и предоставляемых ими услугах. Центры социальной помощи ведут детальный учет всех прибывших. При работе с беженцами составляется ха­рактеристика семьи в социальном, национальном, экономическом плане, в ней указывается количество детей, пол, возраст, национальность членов семьи, место жительства, причина отъезда из другой страны, наличие зна­комых и родственников в стране пребывания, материальное положение, на­личие работы, доходы, сведения о наличии подростков и чем они заняты.

Кроме того, социальные службы должны обеспечивать предоставление детям возможности учиться, отдыхать, оказывать юридическую помощь, про­водить профилактическую работу с подростками, защищать права детей.

Многое делается в области обеспечения достойного уровня жизни бе­женцев, но многое еще и предстоит сделать и в этой благородной работе велика роль социального работника, являющегося связующим звеном между беженцем и обществом, в котором ему предстоит жить.

НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ

Основные международные договоры по проблемам беженцев: Всеобщая декларация прав человека (1948 год); Международные пакты об экономичес­ких, социальных и культурных правах, и о гражданских и политических правах (1966 год); Конвенция о правах ребенка (1989 год); Конвенция о статусе беженцев (1951 год); Протокол, касающийся статуса беженцев (1967 год).

РЕГИОНАЛЬНЫЕ

Основные региональные договоры: Африканская хартия прав человека и народов (1981 год); Американская конвенция о правах человека (1969 год); Европейская конвенция о правах человека (1950 год); Хельсинский заключительный акт (1975 год); Европейская социальная хартия (1961 год).

РОССИЙСКИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

- Закон о беженцах и вынужденных переселенцах (1993 г.);

-О мерах по введению иммиграционного потока "Российские вести" (11 января 1994г.);

-N 119. "Федеральная миграционная программа (15 февраля 1994г.);

- Указ Президента Российской Федерации "О Федеральной миграционной программе"

- Приказ Министра социальной защиты "О реализации Федеральной программы" (18 февраля 1995 г.).

Литература для углубленного изучения темы


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 4. Опыт социальной защиты детей, испытывающих жестокое обращение и насилие | Тема 6. Опыт современной социальной работы с семьей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.