Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм ценообразования

Тема 9. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ПРИ ВЕДЕНИИ БИЗНЕСА

 

Механизм ценообразования представляет собой сово­купность элементов, взаимосвязанных и взаимодейству­ющих между собой таким образом, что происходит уста­новление цен, обеспечивается выполнение рынком его функций, происходит саморегулирование рыночной сис­темы. Основными элементами рыночного механизма вы­ступают предложение, спрос, цена.

Предложение — количество товаров и услуг, которое продавец может и готов продать на рынке по конкретной цене в определенный период времени.

Спрос — количество товаров и услуг, которое потре­бители хотят и готовы приобрести по конкретной цене в определенный период времени.

Кривая спроса — графическая взаимосвязь между ценой и величиной спроса. Кривая спроса пока­зывает, какое количество товара готовы приобрести по­купатели по разным ценам в определенный момент вре­мени. На спрос влияют не только цены, но и неценовые факторы. К неценовым факторам, оказывающим влия­ние на спрос, относят:

■ изменение вкусов и предпочтений потребителей;

■ рост или снижение доходов потребителей;

■ изменения взаимозаменяющих и взаимодополняющих товаров;

■ ценовые и дефицитные ожидания;

■ изменения расходов на рекламу и маркетинг;

■ изменение количества покупателей.

При рассмотрении механизма ценообразования необ­ходимо учитывать наличие взаимозаменяющих и взаи­модополняющих товаров.

Взаимозаменяющие товары (субституты) — группы то­варов, для которых рост цен одной товарной группы приво­дит к росту спроса на другую товарную группу и наоборот.

Взаимодополняющие товары (комплементы) — груп­пы товаров, для которых рост цен одной товарной груп­пы приводит к падению спроса на другую товарную груп­пу и наоборот.

Изменение величины спроса представляет собой изме­нение количества товара, которое потребитель хочет и мо­жет приобрести, происходящее в результате изменения цены товара.

Изменение спроса представляет собой изменение ко­личества товара, которое потребитель хочет и может при­обрести, происходящее в результате изменения нецено­вого фактора.

Спрос в ту иили другую сторону может изменяется по следующим причинам:

■ рост цен на замещающий товар;

■ снижение цены на дополняющий товар;

■ рост дохода потребителя (применительно к товарам стабильного спроса);

■ снижение дохода потребителя (применительно к това­рам низкого спроса);

■ рост спроса на товар.

■ снижение цены замещающего товара;

■ увеличение цены дополняющего товара;

■ снижение дохода потребителей (применительно к то­варам стабильного спроса);

■ увеличение дохода потребителя (применительно к то­варам низкого спроса);

■ предпочтение товара покупателями снижается.

В рамках этого вопроса необходимо сформулировать законы спроса и предложения.

Закон спроса: при неизменности всех прочих пара­метров снижение цен ведет к соответствующему возрас­танию величины спроса. И, наоборот, при прочих рав­ных условиях повышение цены ведет к соответствующе­му уменьшению величины спроса. Следовательно, существует отрицательная (обратная) связь между ценой и величиной спроса.

Таблица предложения — табличная схема, отражаю­щая связь между ценой товара и его количеством, кото­рое производители хотят и могут предложить на рынке.

Кривая предложения — графическое выражение за­висимости между ценой товара и его количеством, кото­рое производители хотят и могут предложить на рынке.

На предложение влияют не только цены, но и нецено­вые факторы. К таким факторам относят:

■ размер налогов и субсидий;

■ цены на факторы производства, ресурсы;

■ используемые технологии;

■ количество продавцов;

■ ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики.

Изменение величины предложения представляет со­бой изменение количества товара, которое производите­ли хотят и могут предложить на рынке, происходящее в результате изменения цены товара. Изменение величины предложения изображается движением вдоль кривой пред­ложения от одной точки к другой.

Изменение предложения — изменение количества товара, которое производители хотят и могут предложить на рынке, происходящее в результате изменения нецено­вого фактора.

Рассмотрим факторные величины смещающие кривую спроса в различном направлении. Так, на сдвиг кривой предложения влево влияют:

■ рост цен на ресурсы (рабочую силу, сырье);

■ рост цены товара, производимого из тех же ресурсов, что и определенный товар.

На сдвиг кривой предложения вправо влияют:» снижение цен на ресурсы;

■ появление технологий, позволяющих снизить затра­ты на производство;

■ снижение цены товара, производимого из тех же ре­сурсов, что и определенный товар. Закон предложения — при неизменности всех прочих параметров снижение цен ведет к соответствующему со­кращению величины предложения. И, наоборот, при про­чих равных условиях повышение цены ведет к соответ­ствующему возрастанию и величины предложения. Сле­довательно, существует положительная (прямая) связь между ценой и количеством предлагаемого товара. Изме­нение предложения и спроса во многом зависят от уров­ня их эластичности.

 

Цена равновесия — рыночная ситуация, при которой спрос и предложение уравновешивают друг друга.

Равновесие на рынке — такая ситуация, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, так, что при данной цене величина предложения равна величине спроса.

При цене равновесия количество продукции, в пределах которого потребители совершают покупки, будет соответствовать тому количеству товара, которое производители постав­ляют на рынок.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лизинг и лизинговая деятельность | Виды цен. Виды цен классифицируются по следующим пара­метрам:
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 164; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.