КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 2.4 Бюджетный процесс
Бюджетный процесс представляет собой совокупность следующих друг за другом этапов формирования и исполнения бюджета, начиная с момента его разработки до момента утверждения отчета об исполнении, подчиненных цели создания централизованного фонда денежных средств (государственного и муниципального бюджетов), эффективного его использования для обеспечения функций государства и местных органов власти. Кроме того, под бюджетным процессом понимается регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса. Признаками бюджетного процесса являются: ¾ целенаправленность и юридическая результативность; ¾ формализация таких процедур как: нормирование процессуальных сроков; закрепление полномочий участников; преобладание процессуальных норм, обеспечивающих соблюдение бюджетной дисциплины всеми участниками; ¾ цикличность; ¾ непрерывность; ¾ стадийность. В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой К принципам бюджетного процесса относятся: 1) общие принципы бюджетной системы РФ; 2) специальные принципы, к которым относятся. ¾ последовательность вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти (проект бюджета составляют исполнительные органы власти, закон (решение) о бюджете принимается представительными органами власти, исполняют бюджет органы исполнительной власти);
¾ ежегодность бюджета (включает правило об обязательном принятии бюджета до начала планируемого года и способствует: «прозрачности» бюджетной деятельности, эффективности бюджетного контроля, выявлению тенденций рыночного развития); ¾ публичность и гласность (предполагают широкое обсуждение проекта бюджета до его принятия органами представительной власти и общественностью, а также опубликование принятого бюджета в печати); ¾ специализация бюджетных показателей (состоит в использовании бюджетной классификации, предполагающей группировку доходов бюджетов по источнику возникновения, а расходов — по целевому назначению и направлениям деятельности). Бюджетный процесс в РФ состоит из следующих стадий бюджетной деятельности: 1) составление проекта бюджета; 2) рассмотрение проекта бюджета и утверждение бюджета; 3) исполнение бюджета; 4) составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности. Стадии бюджетного процесса: ¾ следуют строго последовательно и на каждой из них решаются вопросы, которые не могут быть решены в другое время; ¾ имеют свое назначение; ¾ должны быть выполнены в обозначенные в законодательстве сроки.
Составление проекта федерального бюджета Составление проекта федерального бюджета — это начальная стадия бюджетного процесса, включающая решение таких вопросов, как: • объем бюджета; • налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год; • основные направления, средства и методы покрытия бюджетного дефицита; • распределение расходов между звеньями бюджетной системы. Составлению проектов бюджетов предшествуют: ¾ разработка прогнозов социально-экономического развития: • Российской Федерации; • субъектов РФ; • муниципальных образований; • отраслей экономики; ¾ подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.
Составление проекта федерального бюджета основывается: • на Бюджетном послании Президента РФ; • прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории; • основных направлениях бюджетной и налоговой политики. Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются: объем ВВП на очередной финансовый год и темп роста ВВП в очередном финансовом году; уровень инфляции (темп роста цен). Составление проектов бюджетов возлагается: • на Правительство РФ; • высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ; • местные администрации муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ; финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год составляются: ¾ основные направления бюджетной и налоговой политики; ¾ предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития территории за текущий финансовый год; ¾ прогноз социально-экономического развития соответствующей территории; основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период либо проект среднесрочного финансового плана; ¾ пояснительная записка к проекту бюджета; ¾ методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов; ¾ верхний предел государственного (муниципального) долга на конец очередного финансового года (на конец очередного финансового года и конец каждого года планового периода); ¾ проект программ государственных: • (муниципальных) внутренних заимствований на очередной финансовый год; • внешних заимствований на очередной финансовый год; • (муниципальных) гарантий на очередной финансовый год; ¾ проект программы предоставления бюджетных кредитов на очередной финансовый год;
¾ оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год; ¾ проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов; бюджетных смет, предложенные законодательными (представительными) органами, органами судебной системы, органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными законодательными (представительными) органами (представляются в случае возникновения разногласий с финансовым органом в отношении указанных бюджетных смет); ¾ иные документы и материалы. Прогноз социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального района (городского округа) разрабатывается на период не менее 3 лет. В пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития: приводится обоснование параметров прогноза и сопоставление с ранее утвержденными параметрами; указываются причины и факторы прогнозируемых изменений. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета устанавливаются Правительством РФ. Согласование показателей прогноза социально-экономического развития РФ осуществляется комиссией, создаваемой в порядке, установленном Правительством РФ. Внесение Министерством финансов РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете и уполномоченным органом проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ в Правительство РФ осуществляется не позднее 15 дней до дня внесения проектов указанных законов в Государственную Думу.
Рассмотрение и утверждение проекта федерального бюджета Правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 26 августа текущего года. В течение суток со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Госдуму Совет Госдумы направляет его в Комитет Госдумы по бюджету для подготовки заключения.
Совет Госдумы на основании заключения принимает решение о том, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период принимается к рассмотрению либо подлежит возвращению в Правительство РФ на доработку. Доработанный законопроект со всеми необходимыми документами и материалами должен быть представлен в Госдуму Правительством РФ в 10-дневный срок. Совет Госдумы направляет проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Комитет по бюджету и определяет комитеты-соисполнители по рассмотрению отдельных разделов и подразделов Госдума рассматривает проект федерального закона о Федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях: ¾ в первом чтении — в течение 30 дней со дня его внесения в Госдуму Правительством РФ; ¾ во втором чтении — в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении; ¾ в третьем чтении — в течение 15 дней со дня его принятия во втором чтении. В течение 15 дней со дня внесения проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период комитеты Госдумы готовят и направляют в Комитет по бюджету: ¾ заключения по указанному законопроекту; ¾ предложения о принятии или об отклонении представленного законопроекта; ¾ предложения и рекомендации по предмету первого чтения. В первом чтении Госдума: ¾ заслушивает доклады Правительства РФ; Комитета по бюджету и комитета-соисполнителя; председателя Счетной палаты РФ; ¾ принимает или отклоняет указанный законопроект. В случае принятия Госдумой указанного законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета; при этом Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства РФ. В случае отклонения законопроекта Госдума может: • передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета; • вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку; • поставить вопрос о доверии Правительству РФ. В случае возвращения его на доработку Правительство РФ: • в течение 20 дней дорабатывает указанный законопроект с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в заключениях Комитета по бюджету и второго профильного комитета, ответственного за рассмотрение предмета первого чтения; • вносит доработанный законопроект на повторное рассмотрение Госдумы в первом чтении. В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вновь сформированное Правительство РФ представляет новый вариант проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 30 дней после сформирования. По итогам рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период принимается постановление Госдумы о принятии проекта в первом чтении и об его основных характеристиках. Во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год: ¾ субъекты права законодательной инициативы направляют в Комитет по бюджету поправки по предмету второго чтения; ¾ в течение 10 дней Комитет по бюджету готовит сводные таблицы поправок по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов классификации расходов федерального бюджета и направляет их в соответствующие профильные комитеты и в Правительство РФ; ¾ поправки рассматриваются в Комитете по бюджету и соответствующем профильном комитете; ¾ Комитет по бюджету формирует сводные таблицы поправок, рекомендованных к принятию или отклонению, и выносит их на рассмотрение Госдумы. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом. При рассмотрении в третьем чтении утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета: на очередной финансовый год; первый и второй годы планового периода. Принятый Госдумой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, который должен рассмотреть его в течение 14 дней со дня представления Госдумой. Права Совета Федерации в части закона о бюджете несколько меньше, чем Госдумы, и его поправки требуют одобрения Госдумы, которая может и отклонить данные поправки. Одобренный Советом Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 5 дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания. Закон о бюджете вступает в законную силу после его подписания Президентом РФ со дня его официального опубликования в средствах массовой информации. В случае отклонения Президентом РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию, в которую включается представитель Президента РФ.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |