КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Земельные ресурсы как инструмент экономической политики муниципального образования
Земля как пространственно-природно-исторический ресурс является основой жизнедеятельности населения на территории муниципального образования и основой муниципальной экономики. Мировая практика показывает, что плата за пользование землей составляет большую часть доходов местных муниципальных бюджетов. Действующая Конституции РФ и ряд других законодательных актов устанавливают, что земля может находиться в государственной, муниципальной, частной и других формах собственности, а процесс разграничения по формам собственности земель еще не завершен. Со гласно действующему законодательству муниципальная собственность на землю защищена рядом законов и имеет такие же нрава, как и другие формы собственности. Вместе с тем, анализируя сложившуюся ситуацию с муниципальными землепользованиями в РФ, можно отметить отсутствие четкого законодательного закрепления земельной собственности за муниципальными образованиями и завершения процессов разграничения земель по формам собственности. В настоящий момент проделана большая работа по реформированию земельных отношений в России, произведены следующие преобразования в системе земельных отношений: ♦ ликвидирована государственная монополия на землю; ф решена проблема обеспечения граждан участками для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства и огородничества, индивидуального жилищного и дачного строительства; ♦ зарегистрированы права граждан и юридических лиц на большую часть земельных участков; ф введена плата за землепользование; ф ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков; ф формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Принятый новый Земельный кодекс РФ не решил основные проблемы муниципальных землепользовании, как в области формирования рынка городской недвижимости, так и в области правового регулирования управления городскими земельными ресурсами, а именно — зонирования земель поселений. Зонирование земель поселений, по российскому законодательству (ст. 85 нового ЗК РФ), представляет собой дополнительный по отношению к подразделению земель на категории способ регулирования использования земель, обычно в пределах отдельных категорий. Посредством зонирования уточняются и детализируются в первую очередь, правила использования и охраны земель, определяется правовой режим недвижимости, регулируется порядок хозяйственной деятельности в публичных интересах. Зонирование земель имеет три основных отличительных признака. Во-первых, оно связано с осуществлением градостроительной деятельности. Во-вторых, зонирование является предпосылкой определения правового режима земель. В-третьих, путем зонирования осуществляется правовое регулирование сооружения и использования объектов недвижимости как взаимосвязанного комплекса зданий, строений, сооружений и земельного участка, на котором они расположены. Градостроительный кодекс РФ определяет условия, при которых осуществляется зонирование земель. Его производят при разработке градостроительной документации о градостроительном планировании и об застройке. Основным результатом зонирования является определение вида использования территории и установление ограничений на ее использование. Зонирование земель имеет двойственную правовую природу. С одной стороны, зонирование является составной частью градостроительного планирования, а с другой стороны — земельного законодательства и системы муниципального права. Так, в консолидированных схемах градостроительного планирования, которые разрабатываются в соответствии с Генеральной схемой расселения на территории РФ, определяется зонирование территорий (ст. 32 Кодекса). В территориальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территорий субъектов РФ и частей территорий субъектов РФ также определяется зонирование территорий субъектов Федерации или частей их территорий (ст. 33 Градостроительного кодекса РФ). Зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон определяются в территориальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов), разрабатываемых в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией федерального уровня и уровня субъекта РФ (ст. 34 Кодекса). Согласно ст. 35 Градостроительного кодекса РФ зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон выделяются также в генеральном плане городского или сельского поселения. В этих случаях зонирование является элементом функции управления — планирования градостроительной деятельности, а также планирования использования и охраны земель. Применительно к этим случаям по определению, содержащемуся в ст. 1 Кодекса, зонирование представляет собой деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование, что было подтверждено и в ст. 85 нового ЗК РФ. С другой стороны, в соответствии со ст. 39 Кодекса зонирование земель поселений является основной частью правил землепользования и застройки. Правовыми формами зонирования являются схема зонирования — графический материал (границы территориальных зон различного функционального назначения и кодовые обозначения таких зон) и текстовый материал (градостроительный регламент для каждой территориальной зоны). Градостроительный регламент представляет собой совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности в пределах каждой зоны. Однако местные власти до сих остаются монополистами на рынке аренды, могут пересматривать ставки арендной платы и, соответственно, ставки земельного налога без согласования с собственником, также как и условия аренды без согласования с арендатором, и притом свободная перепродажа арендатором арендных прав запрещена местным законодательством, что позволяет развиться нелегальному рын-|,ку субаренды. ; Развитие современного российского рынка недвижимости движется тернистым путем, это можно проследить по отсутствию государственной политики и законов в сфере недвижимости, что дает местным властям большие возможности в предоставлении льгот, выдаче разрешений, целевом выделении участков, помещений и т. д., что не только не улучшает систему землепользования pi не повышает экономическую эффективность недвижимости, но приводит к кардинальному ухудшению ситуации через блокирование процессов инвестиций в городскую недвижимость со стороны частного сектора при нехватке собственных средства. Вследствие этого местным и федеральным властям для либерализации рынка недвижимости придется не только гарантировать права собственности и аренды земли и недвижимости, но и создать благоприятные условия, позволяющие облегчить реконструкцию и развитие недвижимости за счет предложения более пригодных для строительства земельных участков и разработки комплексной земельной и инвестиционной политики. Необходимо отметить, что решение задачи по привлечению инвестиций в муниципальные образования окажет существенное воздействие на развитие городского строительства по реконструкции жилья и реорганизации промышленности в городах, а также вовлечет в рыночный оборот недвижимость и земельные участки, предназначенные под строительство и реконструкцию. В результате этого будет достигнута основная цель экономической и земельно-имущественной реформы — улучшение системы муниципальных землепользовании, но для осуществления данной цели необходимо цивилизованное развитие инфраструктуры земельного рынка в городах. Уже в течение 8-10 лет делаются попытки принять пакет законодательных актов, регулирующих управление городским землепользованием и городской недвижимостью, однако это не удалось как из-за косности законодателей, так и из-за неосуществления полного раздела собственности на землю.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |