Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древний Вавилон. Законник Хаммурапи - черты раннего состояния права

 

В странах Древнего Востока право характеризовалось неразвитостью своей системы, отсутствием разграничений между отраслями и институтами права, поэтому говорить о гражданском(регулирующем, главным образом, имущественные, обязательственные отношения) и уголовном праве(определяющем, какие правонарушения имеют характер преступления и какие за них устанавливаются наказания) можно условно. Это же следует сказать и об институтах права - группах правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений (например, отношений собственности).

О гражданском, уголовном, процессуальном праве стран Древнего Востока, основных институтах этих отраслей права можно достаточно полно судить по древневавилонскому памятнику права - Законнику Хаммурапи(Хаммурапи 1792 - 1750 гг. до н.э.).

Законник Хаммурапи относится к тому периоду истории Древнего Востока, когда народы, жившие в районе междуречья Тигра и Евфрата, в XVIII в. до н. э. были объединены под главенством Вавилона и возникло довольно обширное и могущественное для того времени древневавилонское государство. Возвышению Древнего Вавилона во многом способствовала весьма энергичная политика Хаммурапи, во время правления которого был издан свод законов, известный как Законник Хаммурапи.

Законник Хаммурапи представлял собой черный базальтовый столб, на котором клинописью выбит текст 282 статей. В верхней части столба изображены бог Шамаш и коленопреклоненный Хаммурапи. Это изображение и введение к Законнику преследовали вполне определенную цель - подчеркнуть священный характер законов, их божественное происхождение, безусловную обязательность.

Законник не имеет четкой структуры, в нем нет разграничений норм уголовного, гражданского, процессуального права, т.к. эти отрасли права еще не сложились, но его условно можно разбить на несколько разделов:

- первый раздел(5 статей)был посвящен суду и преступлениям, связанным с отправлением правосудия;

- во втором разделе(около 120 статей)регулировались вопросы приобретения и защиты собственности;

- третий раздел(около 70 статей)посвящен браку, семье и наследованию;

- в четвертом разделе говорилось о наказаниях за преступления против личности(около 20 статей);

- пятый раздел(около 70 статей)содержал нормы, регулирующие трудовые процессы.

Законник не являлся исчерпывающим сводом законов (например, в нем не говорилось о наиболее тяжких преступлениях - против государства и религии). Статьи Законника носили казуальный характер (т.е. расматривали отдельный случай) - регулировали узко конкретные правоотношения и устанавливали наказания за них. Характерную черту Законника составляет широкое применение правила талиона (равное за равное). Талион возник в первобытнообщинном строе и претерпел в Законнике существенное изменение - он применялся только между людьми равного общественного положения. Наказание устанавливалось в зависимости от вида преступления и от общественного положения виновного и потерпевшего. Большими штрафами и смертной казнью каралось воровство - так защищалась собственность (в том числе и на рабов).

Право собственности означало право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Объектами права собственности была земля, движимое имущество и рабы. Законник Хаммурапи исходил из наличия верховной собственности государства на землю (право определять назначение земель, общие условия пользования ими, а также право требовать выполнения повинностей лицами, обрабатывавшими землю). Значительные массивы земель были в непосредственном пользовании и распоряжении государства. Существовало и коллективное землепользование - земли храмов, общин. Частная собственность на землю еще не получила полного развития.

Длительное сохранение в странах Древнего Востока верховной собственности государства на землю было тесно связано с необходимостью строительства ирригационных сооружений общегосударственного значения. По мере развития крупных частных землевладений и земельной собственности храмов право верховной собственности государства на землю ограничивалось, а в отдельные периоды даже приобретало номинальное значение.

В Вавилоне в период издания Законника Хаммурапи часть государственных земель с постройками на них и необходимым инвентарем передавалась чиновникам и воинам за службу - так называемое имущество илку. Законник устанавливал особое правовое положение этого имущества. Право распоряжения этим имуществом было ограничено, а имущество илку изъято из оборота: его нельзя было продавать, закладывать, завещать, нельзя было его употребить на выкуп воина из плена.

Если воин погибал или попадал в плен, имущество илку переходило к его взрослому сыну при условии выполнения им тех же обязанностей. При малолетстве сына треть участка передавалась жене воина для воспитания ребенка. Обладатель имущества илку был обязан лично выполнять свои обязанности. Воин, пославший в поход вместо себя другого человека, карался смертной казнью, а этот человек получал его имущество.

Защита собственности, особенно собственности дворца (государственной собственности), а также собственности храмов осуществлялась самыми решительными и жестокими мерами уголовного наказания, а также гражданско-правовыми средствами.

Другим важным институтом гражданского права было обязательственное право, которое регулировало договорные отношения и обязательства из причинения вреда. Оно получило разработку по мере развития товарно-денежных отношений. Законнику Хаммурапи известны договоры купли-продажи, хранения займа, личного и имущественного найма и др. Предметом договора купли-продажи могла быть и земельная собственность. Заключение сделки сопровождалось формальными действиями (правовой формализм): ком земли (кирбану) бросали в воду канала или реки. Кирбану символизировал участок земли. Кирбану в руках собственника - собственность на поле еще за ним. Бросить кирбану в воду значило разрушить собственность, после этого старой собственности уже не было, она исчезала. Теперь новый собственник после уплаты обусловленной цены мог вступить во владение земельным участком. Договор займа в Вавилоне предусматривал уплату чрезвычайно высоких процентов (до 33,5 %), что способствовало порабощению бедноты, а в некоторых случаях влекло обращение несостоятельного должника и членов его семьи в рабство (до трех лет).

Обязательства из причинения вреда выражались в необходимости возместить ущерб. Так, если крестьянин не укрепил плотину и вода уничтожила урожай соседа, виновный должен был уплатить стоимость погибшего урожая. При ранении или убийстве чужого раба, как и при повреждении или уничтожении чужого имущества, виновный возмещал хозяину раба понесенные убытки.

Уголовное право защищало государственный и общественный порядок, устанавливало повышенную ответственность за посягательства на личность и собственность представителей господствующих классов. Хотя общие понятия уголовного права еще не получили развития. Так, не сложилось еще понятие преступления как правонарушения, представлявшего особую общественную опасность. Неразвитость права проявлялась и в том, что в Законнике не говорилось о наиболее тяжких преступлениях - государственных. В нем за нормами, характеризующими преступления, связанные с отправлением правосудия, следовали нормы, обеспечивающие защиту собственности, затем - нормы о защите личности и здоровья, наконец, в последнем разделе говорилось о преступлениях, совершенных ветеринаром, строителем, о краже сельскохозяйственного имущества.

Центральное место в Законнике Хаммурапи занимали преступления против личности(убийство, телесные повреждения и др.)и имущества(кража, грабеж и т. д.)рабовладельцев. Кража по законам Хаммурапи влекла к уплате штрафа, в 10 - 30 раз превышающего стоимость украденного, или даже смертную казнь (за кражу имущества царского дворца или храма). Кража и укрывательство рабов карались смертью виновного. Вора, сделавшего пролом в стене, "перед тем проломом должно убить и зарыть" – так проявлялся сохранившийся от прошлого самосуд. Как видно, система наказаний была относительно неразвитой, что проявлялось в сохранении пережитков первобытнообщинного строя. В Законнике не упоминалась кровная месть, но предусматривалась коллективная ответственность общины за преступления, совершенные на ее земле; в некоторых случаях сын отвечал за преступление отца (объективное вменение).

Законнику Хаммурапи хорошо известен принцип талиона. Он предусматривал применение судом к виновному наказания равного преступлению: «Если человек повредит глаз кого-либо из людей, то должно повредить его глаз. Если кто-то сломает кость человека, то должно сломать его кость», т.е. упрощенное понимание справедливости, целей наказания и средства защиты телесной неприкосновенности личности.

Наиболее часто талион применялся при различного рода телесных повреждениях, распространялся и на случаи убийства, но действие талиона было не беспредельно: «Если человек выбьет зуб человека, равного себе, то должно выбить его зуб, но если он выбьет зуб лицу более низкого положения (мушкену), то должно уплатить 1/3 мины серебра. Если человек ударил по щеке большего по положению, чем он сам, то должно в собрании ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи. Если человек повредит глаз раба или сломает раба, то он должен отвесить половину его покупной цены». В приводимых статьях проявляется еще одна характерная черта раннего права - казуальность норм, неразвитостьих обобщающего значения. «Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить; если он причинит смерть сыну хозяина, то должно убить сына строителя». В ряде случаев талион имел ярко выраженное символическое значение - символический талион (например, предписывал отрезать пальцы врачу, сделавшему неудачную операцию).

Основными видами наказания были смертная казнь, членовредительные и телесные наказания, штраф, отстранение от должности.

Законник предусматривал 30 видов смертной казни: сожжение, утопление, посажение на кол и др. Штрафом карались и некоторые кражи, но «если вору нечем отдать - его должно убить».

Судебный процесс был упрощенным и носил состязательный характер: возбуждение процесса в суде считалось частным делом и начиналось по требованию потерпевшей стороны; активность суда в собирании доказательств была ограничена, это делали сами стороны; даже исполнение решения суда в большинстве случаев ставилось в зависимость от усмотрения выигравшей стороны. Строго определенный порядок разрешения дел в суде еще не выработался, но ряд правил, прежде всего, в оценке доказательств, уже существовал. Доказательствами в Вавилоне наиболее часто служили свидетельские показания. Клятва требовалась при наличии сомнения в истине и при отсутствии других доказательств. Весьма распространенным средством установления вины были ордалии - суд божий. «Если кто не докажет обвинения в чародействе, - говорилось в Законнике Хаммурапи, - то тот, на кого было брошено подозрение в чародействе, пойдет к реке и опустится в нее. Если река овладеет им, то тот, кто его обвинил, получит его дом, а если река объявила этого человека невиновным и он остался невредим, тот, кто бросил на него обвинение в чародействе, предается смерти, а опустившийся в реку получает дом своего обвинителя».

Законник Хаммурапи, несмотря на сохранение в нем ряда пережитков первобытнообщинного строя (например, коллективные формы ответственности) и примитивность правовой техники, закреплял и охранял основы существующего строя и общественное неравенство.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Древний Египет. Государственный строй восточной деспотии | Образование государства в Индии. Органы государственного управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.