Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы организации физического воспитания в вузе. Целью физического воспитания студентов является содействие всестороннему развитию личности и подготовке высококвалифицированных специалистов





Целью физического воспитания студентов является содействие всестороннему развитию личности и подготовке высококвалифицированных специалистов. Для достижения поставленной цели предусматривается решение воспитательных, образовательных иоздоровительных задач, соответствующих требованиям государственного стандарта:

· готовить организм к воздействию неблагоприятных факторов и адаптировать его к условиям производственной деятельности,

· гарантировать достижение необходимого уровня профессионально-прикладной подготовки и его сохранение,

· упрочить установку на здоровый образ жизни,

· содействовать динамике работоспособности в течение рабочего дня,

· эффективно использовать средства самовоспитания и систему самоконтроля.

Обязательный минимум дисциплины «Физическая культура» включает следующие дидактические единицы, освоение которых предусмотрено тематикой теоретического, практического и контрольного учебного материала:

· ФК в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

· социально-биологические основы ФК;

· основы здорового образа и стиля жизни;

· оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

· профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Теоретический материал формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение студентов к ФК. Эти знания необходимы, чтобы понимать природные и социальные процессы функционирования ФК общества и личности, уметь их творчески использовать для профессионально-личностного развития, самосовершенствования, чтобы организовать здоровый стиль жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.

Практический раздел учебного материала состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного.

Первый подраздел обеспечивает операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения личностью учебных, профессиональных и жизненных целей.

Примерная тематика занятий может включать:

· методику составления индивидуальных программ физического самовоспитания;

· методические основы занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью;

· основы методики самомассажа;

· методику корригирующей гимнастики для глаз;

· овладение методами оценки и коррекции осанки и телосложения;

· методы самоконтроля состояния здоровья, физического развития и другие, соотнесенные с содержанием соответствующей тематики лекций.

Важное условие закрепления и совершенствования этих методов — многократное воспроизведение в условиях учебных занятий, во внеучебной физкультурно-спортивной деятельности, в быту, на отдыхе.



Освоение второго подраздела помогает приобрести опыт практической деятельности, развить самодеятельность в ФКиС. Содержание занятий базируется на широком использовании знаний и умений в том, чтобы применять средства ФК, использовать спортивную и профессионально-прикладную физическую подготовку для приобретения индивидуального и коллективного опыта физкультурно-спортивной деятельности. На них студенты учатся регулировать свою двигательную активность, поддерживать необходимый уровень физической и функциональной подготовленности в период обучения, приобретают опыт совершенствования к коррекции индивидуального физического развития, учатся использовать средства ФК для организации активного отдыха, профилактики общих и профессиональных заболеваний, предотвращения травматизма, овладевают средствами профессионально-прикладной физической подготовки. В процессе занятий создаются условия для активизации познавательной деятельности студентов в области ФК, для проявления их социально-творческой активности в пропагандистской, инструкторской, судейской деятельности.

Контрольный раздел занятий обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени и качестве освоения теоретических и методических знаний, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов.

Оперативный контроль создает информацию о ходе выполнения конкретного раздела, вида учебной работы.

Текущий позволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы.

Итоговый контроль (зачеты, экзамен) выявляет уровень сформированности ФК студента и самоопределение в ней путем комплексной проверки.

Чтобы быть допущенным к итоговой аттестации, необходимо выполнить обязательные тесты по общефизической и профессионально-прикладной физической подготовке (не ниже оценки «удовлетворительно»), предусмотренные в течение последнего семестра обучения.

Аттестация проводится в форме устного опроса по теоретическому и методико-практическому содержанию программы. При итоговой аттестации в окончательной оценке учитывается уровень выполнения студентом практического раздела программы.

Освоить содержание дисциплины «Физическая культура» необходимо за 408 учебных часов.

Для практических занятий студентов распределяют по учебным отделениям:

· основное(зачисляются студенты основной и подготовительной медицинских групп);

· специальное (зачисляются студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, с учетом уровня их функционального состояния, пола);

· спортивное (состоит из учебных групп по видам спорта; зачисляют студентов основной медицинской группы, показавших хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и проявивших желание углубленно заниматься одним из видов спорта, организованном в вузе; студенты, имеющие высокую спортивную квалификацию, могут быть переведены на индивидуальный график занятий, но с обязательным выполнением в установленные сроки зачетных требований).

Тех, кто по состоянию здоровья освобожден от практических занятий на длительный срок, зачисляют в специальное учебное отделение для освоения доступных разделов программы.

Перевести студента из одного учебного отделения в другое можно по его желанию только после успешного окончания семестра или учебного года. Перевод студентов в специальное учебное отделение на основе медицинского заключения может производиться в любое время учебного года.

При проведении зачетов студенты, освобожденные на длительный период от практических занятий, выполняют письменную тематическую работу, связанную с характером их заболевания, и сдают зачет по теоретическому разделу программы.

В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе.

Учебные занятия проводятся в форме:

· теоретических, практических, контрольных;

· индивидуальных и индивидуально-групповых дополнител ьных занятий или консультаций;

· самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя.

· ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ВИДЫ В РЕАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЯХ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

· Кандидат педагогических наук, доцентД.В. Лотоненко,
Е.А. Стеблецов

· Ключевые слова: физическая культура, неспециальное физкультурное образование, спорт, физическая рекреация, физическая реабилитация.

· Физическая культура представлена в вузах как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент формирования общей культуры молодежи. Она способствует гармонизации телесно-духовного единства, обеспечивает формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство студенческой молодежи. Понимание физической культуры личности студента как ценности может стать действенным фактором формирования резервов различных видов физической культуры, формирования прогрессивных тенденций в развитии общественного мнения и потребностей в освоении ценностей физической культуры, как вида культуры будущего специалиста.

· В последние годы значительно вырос объем, улучшились содержание и качество научных работ, посвященных исследованию эффективности внедрения нетрадиционных форм, средств и методов физкультурной деятельности студенческой молодежи. При этом значительный интерес представляют работы, в которых положено начало новым подходам к изучению физической культуры в аспектах теории культуры, оригинальным решениям в разработке новой концепции теории физической культуры и ее реализации в условиях гуманитаризации вузовского образования [2-6, 10, 11 и др.].

· Оценивая положительный вклад специалистов в разработку проблемы физкультурной деятельности студентов, необходимо отметить, что теоретические аспекты различных видов физической культуры, обоснование целенаправленного использования ее нетрадиционных форм, средств и методов еще не нашли практического внедрения. Остаются нерешенными и другие важные аспекты нравственного, духовного и физического оздоровления студенческой молодежи.

· Настало время теоретически обосновать виды, формы, средства и методы физкультурной деятельности молодежи, определить их специфику, объяснить сущность их различий и взаимосвязей, обосновать пути внедрения. Актуальна проблема формирования мотивов и потребностей студентов в неспециальном физкультурном образовании, спортивной Деятельности, физической рекреации и реабилитации.

· Главными критериями при разработке различных видов физической культуры в вузах следует считать как объективную (требования общества), так и субъективную (личное желание) потребности в различных видах физкультурной деятельности. Для каждого из видов физической культуры необходимо разработать свою теорию, организацию, задачи, формы, средства и методы, связи с другими ее видами. Такой подход направлен непосредственно на удовлетворение потребности, мотивов и личностных ориентации в физкультурной деятельности каждого молодого человека и в значительной степени повысит престиж физической культуры в системе гуманитаризации вузовского образования.

· Рассматривая структуру физической культуры в свете теории социальных (общественных) потребностей, В.М. Выдрин [6] указывает, что в процессе всестороннего развития человека в физической культуре "по мере развития общественного опыта и науки формируются ее виды, или формы".

· В теории физической культуры разработаны основные формы функционирования физической культуры: неспециальное физкультурное образование, спорт, физическая рекреация и физическая реабилитация. Основой такого единства выступает главное средство - физические упражнения. Они являются началом, основной структурной единицей практики, отношением взаимодействия организма и его движений [12, 13].

· Основная форма функционирования физической культуры в вузах - неспециальное физкультурное образование. Как и образование в целом, оно является общей и вечной категорией социальной жизни личности и общества в целом. На необходимость усиления образовательной направленности физкультурной деятельности и обеспечения грамотности студенческой молодежи вузов нефизкультурного профиля указывается в ряде научных работ [1, 2, 6, 8, 10, 11 и др.].

· Повышение образовательной направленности физкультурной деятельности молодежи означает процесс не только их телесного развития, но и, главное, духовного обогащения их знаниями, которые способствуют осознанному, творческому отношению к задачам, средствам, методам и формам физкультурной деятельности, формированию отношения к физической культуре как ценности [11].

· Основными целями неспециального физкультурного образования студенческой молодежи следует считать:

· 1. Достижение целостности знания о человеке, его культуре как системе норм, ценностей, ориентированных на развитие личностных качеств каждого молодого человека.

· 2. Создание гуманитарных основ (нравственно-этических, культурно-эстетических) формирования интеллигентности студента в единстве с его физкультурной деятельностью.

· 3. Воспитание у студентов потребности и способности руководствоваться в своей жизнедеятельности гуманистическими мотивами и целями физкультурной деятельности, умения протезировать и самокритично оценивать результаты телесного и духовного развития.

· 4. Ориентация студентов на самообразование, саморазвитие, саморегуляцию и самоконтроль в области физкультурной деятельности, непрерывное духовное и физическое развитие как важный фактор во всех сферах их жизнедеятельности.

· Гуманизация здесь выступает как объективная необходимость и закономерная тенденция в развитии неспециального физкультурного образования. Она обусловлена как потребностью в гуманизации физкультурного статуса общества, его демократизацией и возрастанием в этой связи требований к духовной, нравственной и физической культуре личности будущего специалиста, так и внутренним развитием самой системы физкультурного образования, его переходом от экстенсивного к интенсивному, качественно новому принципу развития личностного начала в обучении и воспитании в сфере физической культуры.

 

·

· В неспециальном физкультурном образовании можно выделить три группы функций:

· 1. Функции обучения: сообщение специальных знаний в области всестороннего физического развития личности студента, теории и методики занятий физическими упражнениями в различных видах физической культуры. Формирование двигательных умений и навыков, рациональной техники выполнения физических упражнений, двигательных приемов и действий.

· 2. Функции воспитания: формирование осознанного отношения студентов к своему физическому развитию, воспитание решительности, силы воли к преодолению значительных физических нагрузок в условиях повышенной психоэмоциональной напряженности, связанной с интенсификацией гуманитаризации высшей школы, формирование потребностей и мотивов в регулярной физкультурной активности.

· 3. Функции управления" педагогическим воздействием:

· развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, координации движений. Совершенствование форм, средств и методов телесного и духовного развития молодежи в условиях физкультурной деятельности.

· Привлекательной и важной формой функционирования физической культуры является спортивная деятельность. При занятиях спортом раскрываются психофизические способности индивида, выявляются возможные уровни работоспособности его организма. Это и один из способов самоутверждения, победы над временем, соперником, а главное - над самим собой.

· Спортивная деятельность является логическим завершением неспециального физкультурного образования, так как оно создает только начальную базу для всестороннего развития физических качеств и двигательных навыков, формирует предпосылки для их многообразного развития. Необходимость в занятиях спортом определяется потребностями общества иметь специфические средства воспитания высоких психофизических способностей молодого специалиста.

· Деятельность в сфере спорта позволяет расширить круг общения молодежи, дает возможность сопереживания, эстетического и эмоционального восприятия, решения научных, педагогических, социальных и других задач в нестандартных ситуациях. Это особенно важно в условиях перехода на многоуровневую систему образования, когда студенты вовлечены в стремительный ритм современной жизни, что иногда неблагоприятно сказывается на их психофизических качествах.

· В процессе спортивной деятельности создаются реальные условия для саморазвития, самосовершенствования и саморегулирования, обеспечиваются условия для адекватного самопознания личностью студента значимых и социально приемлемых способов самореализации и самоутверждения средствами избранных видов спорта. Это дает молодому человеку возможность испытать радость и наслаждение от роста спортивных достижений, осуществления намеченных в самосовершенствовании целей.

· Все большее внимание уделяется идее конверсии технологий спортивной подготовки в интересах совершенствования методик физического воспитания студенческой молодежи [2 и др.].

· Наиболее популярная форма функционирования физической культуры в нефизкультурных вузах - физическая рекреация. Она удовлетворяет потребности студентов в нерегламентированной двигательной деятельности, адекватной их субъективным потребностям и возможностям, содействуя при этом оптимальному функционированию их организма. Специфическая особенность физической рекреации заключена в легкодоступное™ физических упражнений и их комплексов, массовых видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха молодежи, получении долгосрочного эффекта от этого вида деятельности [6, 9, 14 и др.].

· Основу содержания физической рекреации составляет деятельность по использованию физических упражнений для удовлетворения специфических биологических, эстетических и социальных потребностей студенческой молодежи с учетом их потребностей, мотивов и целей.

· Этот вид физической культуры отличается от других ее видов свободным выбором форм, содержания и продолжительности занятий, включением игр и развлечений с учетом возраста, пола, уровня подготовленности и работоспособности занимающихся.

· Одно из условий при занятиях рекреативными формами физической культуры - регулярный контроль и самоконтроль за самочувствием, планирование оптимального объема и интенсивности физической нагрузки, места и продолжительности, комфортности практических занятий.

· Специфическим видом физической культуры является физическая реабилитация. Понятие 'физическая реабилитация* было введено Ю.М. Николаевым и В.М. Выдриным в 1974 г. В последние годы утвердился термин "двигательная реабилитация", так как он более четко определяет специфику данного явления. Содержание двигательной реабилитации заключается в восстановлении или компенсации временно утраченных или сниженных физических способностей с применением адекватных физических упражнений.

· Все четыре вида физической культуры (см. схему) полностью охватывают весь контингент студенческой молодежи разнообразной физкультурной деятельностью, в которой проявляются их личностные особенности и ориентации. Физическая культура и ее виды проявляются как социальная сфера свободной самодеятельности, что является ведущим фактором формирования физической культуры молодого человека.

· Данная структура физической культуры нефизкультурных вузов характеризуется не только строением, но и взаимосвязями, которые имеют как координационный (взаимодействие на одном уровне), так и субординационный (подчиненный) характер. Причем каждый' из видов физической культуры направлен на решение конкретных задач посредством общих и специфических методов и форм организации физкультурной деятельности студенческой молодежи.

· Особенность ценностей технологий формирования видов физической культуры состоит в личностной мотивации и осознанности избранной физкультурной деятельности, где можно наиболее полно использовать принцип демократизации и гуманизации при совместной деятельности педагога и студента. Для повышения эффективности работы составляются программы, комплексы методических руководств и практических рекомендаций по методике неспециального физкультурного образования, спортивной рекреационной и реабилитационной деятельности студентов. Ценность этого подхода заключается в конкретной направленности технологий физкультурной деятельности на личность студента для удовлетворения его потребностей и мотивов в этом виде культуры.

· С учетом углубления задач гуманитаризации высшего образования и решения вопроса содержания и структуры общекультурной подготовки молодого специалиста в складывающейся многоуровневой системе высшего образования в общекультурный блок, состоящий из коммуникативного, культурологического, исторического, философского, экономического, социально-политического, психологического модулей, в достаточной мере значимым следует признать модуль физической культуры.

· Модуль физической культуры. Цель - формирование и развитие навыков физической культуры для гуманистически полноценного стиля и образа жизни молодежи.

· Специалист-интеллигент должен уметь средствами, методами и формами различных видов физической культуры поддерживать и укреплять здоровый психосоматический тонус своей жизнедеятельности.

· Средства обеспечения. На стратификационном уровне бакалавра физическая культура формируется и развивается через обязательные (включенные в расписание) занятия одним из видов физической культуры, а также через добровольное, самодеятельное участие в группах спортивного совершенствования, различных спортивных клубах и командах.

· Претендующие на степень магистра, владея основами и навыками физической культуры, занимаются в спортивных клубах, объединениях, командах и т.п. на самостоятельных началах.

· Следует заметить, что ценности рассматриваемых видов физической культуры и ее модуля выгодно отличаются от традиционного подхода в использовании физических упражнений для телесного развития студентов. Внедрение их в практику влечет за собой разработку оригинальных форм физкультурной активности с приоритетом культурообразующих и гуманизирующих функций физической культуры. Компонентный состав ценностей, приобретая конкретную форму и способ деятельности, постоянно обновляется, дополняется и совершенствуется. По мере накопления знаний повышается и уровень общей культуры студенческой молодежи, приобретая новое значение и смысл в условиях демократизации общества.

· Литература

· 1. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека. //Теор. и практ. физ. культ., 1991, № 7, с. 37-39.

· 2. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания для всех //Теор. и практ. физ. культ., 1993, №4, с. 21.

· 3. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 4, с. 2-8.

· 4. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза//Физ. культ.: воспит., образов, тренир., 1996, № 1, с. 27-32.

· 5. Выдрин В.М. Методологические проблемы теории физической культуры //Теор. и практ. физ. культ., 1984, Me б, с. 5,

· 6. Выдрин В.М. Теория физической культуры (культурологический аспект): Учебн. пос. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1988, 45 с.

· 7. Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов: Учебн. пос. - Воронеж: ВГУ, 1991, 160с.

· 8. Выдрин В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование /Теор. и практ. физ. культ., 1995, N 5-6, с. 15-17.

· 9. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. - Л.: ВДКИФК, 1985, 132 с.

· 10. Лубышеаа Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов //Теор. и практ. физ. культ., 1993, N З.с. 19-21.

· 11. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации //Физ. культ.: воспит., образов., тренир., 1996, № 1, с. 11-17.

· 12. Николаев Ю.М. Физическая культура как составная часть социалистической культуры: Автореф. дисс. Л., 1976.

· 13. Пономарев Н.И. Еще раз о теории физической культуры //Теор. и практ. физ. культ., 1985, NB 6, с. 46-49.

· 14. Шитиков Г.Ф. Теоретико-методические особенности физической рекреации школьников /Актуальн. пробл. физ. культ, как учебн. дисципл. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1986, с. 59.

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1194; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. I. 1ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭВАКУАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
  2. II. Оппозиционные организации и их роль в подготовке революции
  3. III. Общие требования к помещениям для хранения лекарственных средств и организации их хранения
  4. III. Расчет коэффициентов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации
  5. III. Формирование личности посредством профориентации и организации досуговой деятельности.
  6. А. Теоретические основы патентной охраны
  7. Анализ имущества организации и источников его формирования
  8. Анализ организации оплаты труда персонала предприятия
  9. Анализ рентабельности организации
  10. Анализ стратегических факторов внешней среды организации. Основные составляющие и типы внешней среды. Применение методов PEST и SWOT анализа.
  11. Анализ уровня и эффективности организации труда
  12. Анализ финансовой устойчивости организации.

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.009 сек.