![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
|
Следовательно , задачи выполняют мировоззренческую, дидактическую, развивающую, воспитывающую функции
ПЛАН Арифметические задачи в НКМ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
1. Задача и её структура. 2. Способы решения арифметических задач. 3. Роль и место текстовых задач в НКМ. 4. Система задач, представленных в НКМ.
Литература дополнительная: ТОНКМ, § 4 1. Истомина Н. Б. МПМ в начальных классах, гл.4, № 4.1 2. Матвеева Н.А. Различные арифметические способы решения задач// НШ. - 2001. - № 3 (приёмы обучения поиску разных способов).
1. Задача и ее структура
Задача (в широком смысле) – это особая форма познания действительности. Задача – это требование найти некоторый результат, когда пути и действия по его нахождению явно не указываются, но в тексте задачи имеется для этого необходимая специфическая информация. “ Проблема” (греч.)- “задача”, “задание”. Где мы сталкиваемся с задачами? “Арифметика” (греч) – “число.
З А Д А Ч А
Неарифметическая Арифметическая
Для класса арифметических задач характеристическим свойством является тот факт, что ответ на вопросы задачи может быть получен при помощи арифметических действий (без привлечения каких – либо иных знаний).
А Р И Ф М Е Т И Ч Е С К И Е З А Д А Ч И ДЕЛЯТСЯ НА:
Простые Составные п = 1 п ≥ 2
Условие (У) Задача Вопрос (В)
Например: I -- 3 II ---? на 4 меньше.
Что записано кратко: условие или задача? Закончите предложение: “Прочитайте….” (условие или задач). 2.Способы решения арифметических задач
Решить арифметическую задачу – это значит: 1) установить связи между данными, между данными и искомым; 2) осуществить на этой основе выбор плана (в т. ч. и арифметического действия);
3) выполнить намеченный план (арифметическое действие); 4) дать ответ на вопрос задачи.
У → Математическая → Выполнение → Ответ → Семантическая В модель арифм. действий (число) трактовка
Р Е Ш Е Н И Е Т. о., решение задачи - это перевод сюжетного текста на математический язык и обратный перевод с языка математики на свой родной язык. Трудно ли учить решать задачи? Путь, который мы проходим от условия задачи (с ориентированием на её вопрос) к ответу на этот вопрос, т. е. решение задачи, непременно связано с мышлением, которое может осуществляться на различных уровнях и в различных формах. Недаром арифметические задачи называют мощным средством развития мышления.
От чего зависит выбор способа решения?
2. СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
1. Практический: полная предметная наглядность, манипулирование предметами (операции над множествами), ответ находится путём счёта. 2. Геометрический (графический): геометрическая модель действия (построения) на чертеже, ответ находится путём измерения или счёта. 3. Арифметический: частичная предметная наглядность или чертёж, полное отсутствие наглядности, ответ находится вычислением. 4.Алгебраический: составляется и решается уравнение, ответ нахо-дится путём вычислений.
5. Подбора (проб-универсальный, но, как правило, нерациональный отсутствие модели; ответ находиться вычислением. Геометрический (графический) способ близок к практическому, но использует наглядность более абстрактного характера. В начальном обучении преимущественно преобладают практический и арифметический способы решения арифметических задач. Причём обучение решению задач строится так, что постепенно и своевременно переходят от практического к арифметическому:
возвращаемся назад в случае затруднений, для контроля понимания, для обоснования правильности решения
наглядность наглядность наглядности
возвращаемся назад в случае затруднений, для самоконтроля и контроля, для проверки задачи Т. о. каждую арифметическую задачу можно решить 4 – 5 разными способами. Способ решения определяется выбором модели для данной задачи, от чего существенно зависит способ нахождения ответа. Два арифметических способа решения считаются разными, если они отличаются планом решения: 1) числом арифметических действий; 2) хотя бы одним действием; Например: 1) (3 + 4) · 2= 14; Составьте задачу про книги 2) 3 · 2 + 4 · 2=14; на двух полках по выражению: 3) 3 · 2 = 6; (3+4)·2 4 · 2 = 8; Среди указанных четырех способов 6 · 8 = 14; ее решения найдите разные и одинаковые. 4) 3+ 4 = 7 7 · 2 = 14
3. Роль и место текстовых задач в НКМ
Нужны ли задачи в НКМ? Обучение решению арифметических задач является неотъемлемой составной частью обучения математике. Учить математике – это значит учить думать, говорить, переводить самые разные реальные ситуации на математический язык, чтобы познавать реальность собственно математическими методами. Текстовые задачи выступают в роли заменителя, т. е. модели многообразия существующих в окружающем мире связей, закономерностей, отношений. В то же время обучение математике ведется через систему задач. Роль арифметических задач: с одной стороны - подсобная, вспомогательная, а с другой - самостоятельная, т.е. задача одновременно является и средством обучения и содержанием обучения.
Средство Задача Содержание
Задача выступает в качестве средства: - связи обучения с жизнью; - наглядности при ознакомлении с понятиями, отношениями, законами; - закрепления теоретических знаний; - формирования вычислительных навыков; - развития мышления; - воспитания.
4. Система задач, представленных в НКМ
Какие арифметические задачи включать в НКМ? Как их распределять? Отбор арифметических задач и система их расположения в НКМ подчинены: 1) логике развёртывания вводимых в начальных классах математических знаний; 2) собственной логике (от простых задач к составным; от одного типа к другому; сравнение задач разных типов и др.) В методике принято классифицировать арифметические задачи не только на простые и составные, т. е. по количеству выполняемых при решении действий, но и по другим признакам. Множество простых задач можно разбить на 4 класса по способу их решения, т.е. по арифметическому действию, которым можно найти ответ на вопрос задачи: на сложение, вычитание, умножение, деление. Но составим, например, задачи по выражению 4 + 3. - - Чем они отличаются? (Разные теоретические основания для выбора арифметического действия, т.е. разные математические понятия (“ вместе”,“сумма”, “ на больше” в прямой и в косвенной форме, “ уменьшаемое”) или зависимости (как найти уменьшаемое). Очевидно, что все эти теоретические знания младшие школьники приобретают не сразу в полном объёме, а постепенно, порционно. И каждая такая порция знаний моделируется с помощью текстовых задач. Составьте теперь задачи с вопросом: “Сколько вместе?” - - Чем они похожи? - Какой из названных признаков является существенным с точки зрения математики? Обучения математике? (Одинаковая зависимость между данными и искомым.) По данному основанию можно провести классификацию не только множества всех простых арифметических задач, но и многих составных задач. Такую классификацию называют методической, потому что она имеет непосредственную практическую значимость для учителя – методика работы с задачами каждого класса имеет свою специфику, которую учителю нужно знать и учитывать в процессе обучения младших школьников.
По ОС № 7 назовите типы простых задач, собственных задач. Современная технология обучения решению задач не предполагает заучивание и узнавание учащимися типов задач, т.к. это может привести к формализму знаний.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |