Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информатизация и информационное общество




Место России в современном мире.

Глобализация.

Информатизация и информационное общество.

Мировой социум и место в нем России

Тема 13

 

 

 

Как бы не была значима духовная жизнь того или иного исторического времени, общество всегда в первую очередь заботилось о производстве материальных благ - том непременном феномене, без которого его существование, а уж тем более развитие, невозможно. Именно этот феномен, в конечном счете, является определяющим все остальные сферы жизнедеятельности людей. И это вполне понятно, поскольку для своей жизни люди нуждаются в пище и одежде, в жилище, средствах передвижения и связи, т.е. в том, что в готовом виде природа не дает и что должно производится.

В ходе производственного процесса в той или иной мере и пропорции, но всегда были задействованы три основных фактора - материал, энергия и знание. Однако удельный вес этих факторов, их значимость для производственной деятельности человека были различны в те или иные периоды истории.

Первые ступени жизни общества характерны огромной ролью используемого в производстве природного, а затем и искусственного материалов. Это отразилось на названии отдельных периодов этого времени - век каменный, медный, бронзовый, железный. Затем большую значимость приобрела используемая энергия - век пара, электричества, атомной энергии. Наконец, в наше время все в большей мере на первый план выходит информация и знание, используемые в производственной и вообще во всей практической деятельности человека.

Знание всегда как бы оживляло материал и энергию, оно всегда было важнейшим фактором материального производства. Действительно, уже первобытный человек должен был знать, как пользоваться рубилом, резцом или лощилом для изготовления наконечников, игл или проколок из кости, рога или бивня мамонта.

Знание и информация всегда были обязательными компонентами в жизнедеятельности людей. Знания являются средством завоевания свободы человека, средством его освобождения от влияния стихийных объективных сил, раскрепощением личности. Но в условиях информационного общества знание выступает в новой ипостаси, оно в определенной мере становится самостоятельной силой, центральным фактором технического и социального развития.

В свое время Ф.Энгельс обратил внимание на факт ускорения развития науки. Он сформулировал закон, согласно которому развитие науки со времени научной революции в XVII веке усиливалось по экспоненте - пропорционально квадрату расстояния (во времени) от своего исходного пункта. Дальнейшее развитие науки эту закономерность подтвердило. По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полувека в 8-10 раз (22, 20). Причем эта тенденция все более усиливается, так как объем знаний в мире к концу XX века возрос вдвое, а объем информации увеличился более, чем в 30 раз. Это явление, получившее название "информационный взрыв", указывается среди симптомов, свидетельствующих о начале века информации и включающих быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных знаний. Если во времена Ф.Энгельса объем научной информации удваивался каждые 50 лет, то ныне - каждые 20 месяцев. Свыше 90% вех научно-технических достижений приходится на ХХ век. Резко возрастает поток публикаций. Если в 1900 году было около 10 тыс. научных журналов, то в настоящее время их уже несколько сотен тысяч. По всему миру рост научной и технической литературы увеличился до уровня 60 млн. страниц в год.

Быстрый лавинообразный рост количества информации вызвал информационный кризис, который имеет следующие проявления:

- возникает противоречие между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами информации.

- существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие информации, полезной или нужной для потребителя.

- возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться те, кому это необходимо, но кто не имеет допуска к ней.

Экономические условия информатизации общества заключаются в создании рынка природных ресурсов, труда и капитала, обеспечивающих формирование информационных ресурсов общества и их переход в ресурсы социально-экономического развития. Общество должно создать материально-экономическую среду, обеспечивающую своим членам возможность получения и использования информации.

К благоприятным социальным условиям информатизации общества можно отнести демократизацию политической жизни общества, обеспечение информационной безопасности общества и государства, создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение и распространения информации как важнейшего условия соблюдения прав человека.

При анализе социальных факторов информатизации многие исследователи на первое место справедливо выдвигают факторы политического характера - политику государства, наличие общественных движений, соотношение социальных сил в стране и др.

К важным социальным (в смысле общественным) условиям успешного развития информатизации относится обеспечение гражданам общества доступа к получению информации, ее использованию и ее обмену между членами общества. Само наличие знаний, информации для дальнейшей успешной эволюции и функционирования информационного общества еще недостаточно. Необходимо создание условий для того, чтобы члены общества имели свободный доступ к информации и возможность ее использования в своей практической деятельности.

Свободный доступ всех членов общества к информации - характерная черта информационного общества.

Непременным социально-политическим фактором информатизации общества является ее демократизация. Антипод демократии - бюрократия не заинтересована в распространении информации среди граждан. С одной стороны потому, что бюрократия торгует, спекулирует информацией. С другой, правдивая информация делает консерватизм бюрократического аппарата известным обществу. Только подлинная демократизация общества ломает все чиновничьи препоны на путях распространения информации среди широких слоев населения. Демократизация не только является гарантом открытости всей существующей информации для всех членов общества, но и гарантом защиты, закрытия информации, предотвращает контроль над личной информацией граждан государственными структурами.

К социальным составляющим информатизации общества относятся интеллектуализация общества (развитие образования и использование достижений передовых отраслей науки) и дальнейшее совершенствование и развитие культурного потенциала общества.

Таким образом, демократизация общества и его информатизация находятся в органическом единстве, предполагают друг друга, что является важнейшим стимулятором этих процессов. Однако это органическое единство, как всякое диалектическое единство, противоречиво. Развитие демократии обостряет проблему контроля над личностью, а контроль над личной информацией ведет к усилению тенденций тоталитаризма и авторитаризма. Все это может привести к постепенной деградации демократии, к усилению полицейского контроля. Информатизация общества приобретает прогрессивную окраску лишь в том случае, если она сочетается с развитием демократии, имеет гуманистическую направленность. Как рационально и оптимально сочетать развитие информатизации с демократизацией общества - важнейшая жизненная проблема.

Социальный аспект информатизации общества заключается также в том воздействии на общество, его социальную и профессиональную структуру, политическую жизнь, труд и быт, которое оказывает применение и все большее распространение информационной технологии в современном обществе, ускоряя происходящие в нем процессы.

Рассматривая социальный аспект информатизации общества, мы сталкиваемся с рядом проблем, не имеющих на сегодня однозначного решения. По нашему мнению можно выделить три таких основных проблемы.

Первой их них является проблема занятости населения в связи с информатизацией общества. На сегодня наблюдается явный дисбаланс: скорость сокращения традиционных видов деятельности больше скорости создания рабочих мест, создаваемых под воздействием информационной технологии.

Второй является проблема взаимодействия процесса демократизации общества и защиты тайны жизни личности. Не приведет ли информационная прозрачность общества к тотальному информационному контролю над личностью? К этому приплюсовываются угрозы монупуляции сознанием граждан при помощи информационных средств

Наконец, третья проблема также не имеющего не сегодня однозначного решения - это определение путей преодоления противоречий между национальными интересами и интересами конгломератов сетевого общества, имеющим наднациональный характер. Это противоречие глобального порядка - оно пронизывает не только сферу экономики и политики, но и область культуры, о чем речь впереди и связано с процессами глобализации и, в частности, с формированием сетевых структур.

Сетевая структура представляет собой комплекс взаимосвязанных узлов, содержание которых определяется характером конкретной сетевой структуры - экономической или политической, информационной или культурной. Такие узлы могут выступать в виде концернов или советов министров различных стран, телевизионных каналов и культурных институтов. Расстояние между двумя узлами таких сетей, их взаимодействие, интенсивность этого взаимодействия намного короче, чем расстояние между узлами различных сетей.

В этой сетевой паутине производственные процессы, разделенные физическим пространством и временем, объединяются в единое целое для производства определенных продуктов, которые в подобных глобальных структурах выступают в качестве международных составляющих компонентов.

Сетевая организация экономической жизни оказывает огромное воздействие на другие социальные феномены - на взаимоотношение между национальными и глобальными интересами, экономической и политической жизнью стран, международное разделение труда, направленность финансовых потоков и др. и связана с глубинными процессами глобализации человеческой жизнедеятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.