КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Глобализация
В современном своем значении термин «глобализация» возник в середине 80-х годов, когда американский социолог Р. Робортсон в одной из своих статьей 1983 года использовал понятие globality, в 1985 году дал толкование понятия globalization, а в 1992 году изложил основы своей концепции в специально написанной книге «Глобализация». Ныне слово «глобализация» - одно из наиболее распространенных. Английский профессор К. Коукер обнаружил в Интернете 144 тыс. ссылок на это слово. Оно встречается в работах экологов и экономистов, социологов и философов, культурологов и политологов. Создаются специальные научно-исследовательские институты по проблемам глобалистике, подобные Институту Проблем Глобализации Российской Федерации. Все это объясняется тем, что глобализация - объективная данность, которая играет большую роль в современном процессе жизнедеятельности общества. Она затрагивает его самые различные -сферы от - материально-производственной до духовно-культурной. Это феномен, с которым нельзя не считаться при осмыслении современных реалий, закономерный этап мирового развития. Истоки глобализации уходят в далекое прошлое, когда произошел переход от собирательского хозяйства к производящему, от первобытного общества к классовому, когда сформировались первые цивилизации. Уже в то время происходил обмен материальными и духовными ценностями разных народов и государств. Но процесс взаимодействия различных народов и государств особенно усиливается в эпоху бурного формирования буржуазных общественных отношений. И все же глобализация - феномен второй половины XX столетия. Он имеет объективный характер и, прежде всего, связан с тем, что по мере продвижения общества по пути социального прогресса человечество все больше и больше обобществляется. Прежде всего, это проявляется в формировании мировых производительных сил и производственных отношений. Современная мировая экономика представляет собой своего рода единый хозяйственный механизм, все элементы которого разбросаны по всем странам и континентам. Происходит дальнейшее разделение общественного труда, что свидетельствует о том, что человечество сделало еще один шаг вперед, ибо чем выше разделение труда, тем развитее общество. Процесс слияния национальных экономик в единую, общемировую систему, политическое сближение различных стран и регионов, формирование мировой культуры, становление информационной открытости мира, коммуникационное сближение, реализация телекоммуникационных технологий, интернациализация образования - все это и еще многое подобное называют сегодня словом «глобализация». Под глобализацией разумеют развитие таких транснациональных сил, как межгосударственные и международные неправительственные организации, проблемы политики, которые не могут быть решены усилиями одной страны, транснациональные компании, структуры, подобные Интернету. Глобализация - результат длительного исторического процесса, на протяжении которого государства и народы делали медленные и быстрые шаги в направлении глобального сближения. Основы этого процесса были заложены еще промышленной революцией, создавшей крупную промышленную индустрию. Эта индустрия революционизировала мир человека, создала единый мировой рынок, мировую экономику. Крупная волна глобализации на рубеже XIX и XX веков, связанная с развитием пароходного транспорта, телефона и конвейера, сменилась новой волной глобализации начала 1970-х годов, когда произошла революция в ракетной технике, информатике, телекоммуникациях, цифровой технологии. Сегодня глобализация различных видов и сфер человеческой деятельности - финансовой и торговой, политической и духовной- стала знамением времени. Современные коммуникационные средства создали глобальную информационную систему, охватывающую самые отдаленные уголки земного шара. Эта глобальная система способствует распространению образования и знания, усвоению обществом новых ценностей, международному диалогу, ускоренному движению финансовых и маркетинговых услуг, стимулирует ускорение научно-технического прогресса. За последние 30 лет ракетная авиация сблизила континенты, мощь общего числа компьютеров удваивалась каждые 18 месяцев, кардинально сокращая стоимость распространения информации. Глобализация - это процесс формирования единого общемирового финансово-экономического, политического и культурного пространства на основе новых, преимущественно компьютерных технологий. Развитие информатики позволяет капиталу направляться туда, где возникают наилучшие возможности для получения прибыли. Это способствует формированию глобальной экономики, которая способна работать как единая система в режиме реального времени в масштабах всей планеты. Процесс глобализации всегда вызывал различные взгляды. Одни были сторонниками «национальной самобытности», выставляли патриотические аргументы, отрицательно относились к глобализации. Другие, напротив, приветствуя процесс глобализации, считали себя «гражданами мира», космополитами и рассматривали глобализацию как прогрессивное явление. Разнобой в оценке глобализации вызван тем, что этот процесс весьма противоречив и не может быть оценен однозначно. Глобализацию воспринимают по-разному, и, сообразно этому к ней относятся. С одной стороны можно приветствовать новые перспективы, которые открываются перед техникой, наукой и другими сферами жизнедеятельности людей. С другой - к глобализации относятся как к враждебному процессу, который лишает людей их национальной идентичности. Глобализация - это не плохо и не хорошо, это естественный мировой процесс, требующий трезвого взгляда и постоянной координационной коррекции с учетом всех ее противоречий. К числу таких противоречий можно отнести противоречие между миром, разделяющим западные ценности и остальным миром. Те нравственные и эстетические нормы и ценности, которые культивируются через Интернет, подчас возводящий в канон западный образ жизни, неприменимы, к примеру, в Индии или ряде азиатских стран. Еще одним противоречием, сопровождающим процесс глобализации, является противоречие между глобальной экономикой, где господствуют транснациональные компании, подчиняющие собой все в большей степени финансово-экономические ресурсы человечества, и национальными экономиками. Это, пожалуй, наиболее значимое противоречие. Эта система создает благоприятный климат для финансового капитала, поскольку капитал может свободно перемещаться в поисках максимальной нормы вознаграждения что, в свою очередь, обусловливает быстрый рост транснациональных компаний. Локальные, национальные экономики постепенно стали интегрироваться в общепланетарный экономический организм. Решающую роль в этом процессе играют транснациональные компании (ТНК). Планетарный рыночный механизм вступает с противоречие с национальными экономиками. Этот разрыв приводит не только к подчинению национальной экономики глобальной, а по существу интересам транснациональных компаний, но и к ущемлению политической независимости отдельных государств. Глобальная экономика создает фундаментальный разрыв между национальными политическими учреждениями, с их политикой, предназначенной контролировать экономику своей страны в интересах нации, и международными политическими силами, направленными на поддержку экономических интересов международного капитала. Безусловно, ныне решения по важнейшим проблемам принимаются в наши дни за пределами национальных государств. Они как бы выходят за государственные границы. Об этом свидетельствуют, к примеру, решения, связанные с борьбой с международным терроризмом, решения ООН по экологическим проблемам, межправительственные соглашения по ограничению стратегическому ядерному вооружению и др. Однако наиболее существенные факторы, определяющие нашу жизнь - материальное состояние, медицинское обслуживание населения, проблемы образования и другие по-прежнему остаются объектом национальной политики. «Американизация» финансового и промышленного капитала устремлениями США ныне является реальной опасностью и является конкретной формой установления однополюсного мира и того мирового господства, о котором так пространно рассуждает З.Бжезинский. «В этих условиях, - пишет он, - в течение некоторого периода времени - свыше 30 лет - вряд ли кто-либо будет оспаривать статус Америки как первой державы мира. Ни одно государство-нация, вероятно, не сможет сравниться с Америкой в четырех главных аспектах (военном, экономическом, техническом и культурном), которые в совокупности и определяют решающее политическое влияние в мировом масштабе». Если взять экономику, то нельзя не видеть, что транснациональные корпорации навязывают свои порядки и свое видение всем государствам независимо от их географического положения и экономических возможностей. Они требуют, чтобы национальные государства не вмешивались в хозяйственные дела. Они выступают за открытость политических границ. Всемирный банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация предписывают строго выполнять их инструкции. Глобализация приводит к снижению жизненного уровня миллионов людей развивающихся стран. Глобализация приводит к стандартизации и унификации: те же транснациональные корпорации стремятся к тому, чтобы во всех их филиалах, находящихся на разных континентах, производили одинаковые товары. Следовательно, повсюду должны носить одинаковую одежду, есть одну и ту же пищу, ездить на одних и тех же машинах, покупать одни и те же телевизоры, одни и те же мобильные телефоны и т.д. и т.п. Исчезает национальное своеобразие во всем. Вместо единства и многообразия человечество все больше и больше превращается в унифицированное общество. Причем унификация происходит на базе американских стандартов. Прав был З. Бжезинский, когда писал, что во всем мире носят американские джинсы. Стандартизации сильно способствует реклама. Она по существу формирует одинаковые потребности у всех людей независимо от их национальной и расовой принадлежности. Реклама вездесуща и навязчива. Причем она формирует такие потребности, которые национальная экономика, особенно слаборазвитых стран, не может удовлетворить, но зато транснациональные корпорации, кстати, рекламирующие товары, готовы удовлетворить. Они экспортируют в эти страны свои товары и все делают для того, чтобы лишить их возможности самим производить аналогичные товары. Если взять политику, то и здесь мы наблюдаем процессы глобализации. Наблюдается своего рода стандартизация политической жизни. Причем стандартизация происходит по западному образцу. Запад навязывает всем странам независимо от их социально-политического уровня и национальных традиций свои представления о методах и правилах выборов в различные органы власти. Эти представления он выдает за эталон и строго следит за тем, чтобы они неукоснительно выполнялись. Для этого рассылаются наблюдатели, которые затем представляют отчеты свои руководителям, и если, с их точки зрения, обнаруживаются какие-то нарушения, то выборы объявляются недействительными. Современные выборы органов власти не только стандартизируются и унифицируются, но и превращаются в шоу, в спектакль. Глобализация и стандартизация охватили духовную жизнь. В отличие от прошлых времен человечество имеет единое информационное пространство, благодаря которому сформировалось планетарное мышление, остро и живо реагирующее на все, что происходит в мире. С помощью интернета можно в считанные секунды передать любую информацию в самый отдаленный уголок земного шара. Народы все больше и больше узнают друг о друге. Все это нельзя не оценить позитивно. Но вместе с тем следует подчеркнуть, что глобализация духовной жизни ведет к утрате национальной культуры. Сегодня США выступают своего рода эталоном культуры для всех стран мира, хотя хорошо известно, что Соединенные Штаты в отличие от других государств не имеют тысячелетних исторических традиций и уже в силу этого не могут выступать эталоном культуры. Сама жизнь постепенно превращается в низкопробное шоу. Но человечество должно помнить, что главная причина падения Римской империи заключается в том, что римляне труду предпочли игры, зрелища. Конец Римской империи известен. Если человечество не сменит ориентиры, то его конец тоже легко можно предсказать. Причем это будет не просто конец человечества, а конец земной, уникальной, цивилизации. Выше мы уже подчеркивали, что глобализация - объективный процесс. Человечество все больше и больше обобществляется. Такова логика мировой истории. Но отсюда не следует, что нынешняя глобализация носит фатальный характер. Люди не являются пассивными наблюдателями своей истории. Они не столько зрители, сколько творцы собственной истории. Поэтому у них есть возможность скорректировать нынешнюю глобализацию, придать ей справедливый и эгалитарный характер: от глобализации должны выигрывать все народы, все культуры, все государства, а не только страны "золотого миллиарда". Негативные последствия глобализации в экономической сфере вызывают резкую критику глобализации. Возникло мощное антиглобалистское движение, которое выступает против современной формы глобализации, ухудшающей жизненные условия сотен и сотен миллионов людей, лишает национальные государства суверенитета и самостоятельности. Движение антиглобалистов, в которое входят самые разнообразные общественные движения и группы - рабочие профсоюзы, крестьяне, интеллигенция, экологи, представители Церкви, коммунисты, анархисты, троцкисты, маоисты и другие радикалы всех политических оттенков, по своему составу, идеологии и действиям весьма разнородно и не все эти действия (битье стекол в магазинах, поджог автомашин и др.) можно приветствовать. Но, в отличие от радикально-анархистского ее крыла, более умеренное крыло имеет своей целью бороться против засилья транснациональных корпораций, обслуживающих их финансовых организаций и имеют ярко выраженную антиамериканскую окраску. Более того, эта часть антиглобалистов выступает вообще против господства мирового капитала и эксплуатации им обездоленной части населения земли.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |