Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Назначение и производство экспертиз при расследовании преступлений, совершаемых на транспорте. Оценка заключения эксперта




Специфика расследования преступлений, совершаемых на транспорте обусловли­вает необходимость проведения различных экспертиз.

Значительный объем доказательственной информации в связи с расследованием преступлений на объектах транспорта может быть получен в результате назначения и производства различных видов экспертиз.

Важную роль в определении места убийства имеет заключение судебно-медицинского эксперта, например, о том, что убийство сопровождалось обильным кровотечением. Отсутствие около трупа следов такого кровотечения может также указывать на то, что преступление совершено не там, где обнаружен труп.

Для того чтобы установить поезд и вагон, где произошло убийство, прежде всего надо определить время наступления смерти или появления трупа потерпевшего на железнодорожном полотне. Оно может и не совпадать со временем обнаружения трупа.

Ориентировочную информацию о времени наступления смер­ти следователь, как правило, может получить по результатам ос­мотра трупа, проведенного непосредственно на месте происшест­вия, либо по результатам судебно-медицинского исследования трупа в морге. Для определения же времени появления трупа на железнодорожном полотне, кроме допроса лиц, первыми обна­руживших труп и указавших место, где он лежал, следует устано­вить и допросить лиц, которые ранее проходили либо проезжали мимо этого места и могли видеть труп, если бы он в то время там находился. Такими лицами могут быть работники железнодо­рожного транспорта (работники дистанции пути, локомотивных и поездных бригад и др.), пассажиры, жители поселков и деревень, прилегающих к железной дороге, иные лица. Путем сопоставле­ния показаний этих лиц можно приблизительно установить время появления трупа на железнодорожном пути. Связавшись с поезд­ными диспетчерами железнодорожных участков, следователь может выяснить, какие поезда и в каком направлении проследо­вали через интересующий его участок в установленный период времени.

Для выяснения, в каком направлении шел поезд, из которого был сброшен потерпевший, могут быть использованы данные, полученные при осмотре места обнаружения трупа (например, положение трупа по отношению к рельсовой колее, особенно на двухпутных участках; направление брызг крови вдоль рельсовой колеи; расположение выпавших предметов одежды потерпевшего и других принадлежавших ему вещей).

Установить, из какого поезда и вагона был сброшен потер­певший или его труп, можно в случае обнаружения на теле и одежде погибшего различных веществ, входящих в состав пере­возимых грузов: уголь, известняк, мел и т.п. Такие вещества мо­гут быть также обнаружены в дыхательных путях и легких по­терпевшего.

По делам о хищении грузов часто назначается трасологическая экспертиза запорно-пломбировочных устройств. Использование последних предусмотрено приказом МПС РФ от 17 июня 2003 г. № 24 «Об утверждении правил пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте» и направлено на предотвращение проникновения посторонних лиц в грузовые помещения вагонов, контейнеров и обеспечение сохранности перевозимых грузов.

Для установления факта нарушения целостности запорно-пломбировочного устройства необходимо назначение экспертизы.

При необходимости определения подлинности нанесенной на ЗПУ информации на экспертизу рекомендуется направить также и документы, подтверждающие его происхождение.

С помощью этой экспертизы могут быть решены следующие вопросы:

-соответствует ли представленное ЗПУ установленным государственным стандартам, если нет, то каким способом оно изготовлено;

-вскрывалось ли ЗПУ, если да, то каким способом;

-устанавливалось ли ЗПУ повторно;

-каково содержание цифровых и буквенных обозначений на ЗПУ и т.д1.

В ряде случаев по указанной категории уголовных дел назначается механоскопическая экспертиза следов орудий взлома и инструментов. Путем такого экспертного исследования можно установить способ взлома преграды, идентификационные особенности орудий преступления, последовательность действий, профессиональные навыки преступника и т.п.

Кроме того, при расследовании дел о хищении грузов на объектах транспорта в целях выявления подделок в перевозочных и иных документах назначается технико-криминалистическая и почерковедческая экспертизы.

По делам о хищении имущества пассажиров часто назначается дактилоскопическая экспертиза пальцев рук, а также иные судебно-трасологические экспертизы (например, при изъятии с места происшествия следов ног и обуви).

Назначение товароведческой экспертизы целесообразно в тех случаях, когда необходимо выяснить наименование, сорт, артикул и другие признаки похищенных товарно-материальных ценностей; стоимость похищенного и размер причиненного преступлением имущественного вреда и т.д.

При расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, как правило, назначаются криминалистические экспертизы, предметом исследования которых являются изъятые у подозреваемого наркотики, сырье, прекурсоры, подногтевое содержимое, смывы с отдельных частей тела подозреваемого; реже предметы, использовавшиеся для потребления наркотиков (шприцы, ампулы, окурки и т.д.). По этой же категории уголовных дел может быть назначена судебно-наркологическая экспертиза на предмет установления характера и степени наркозависимости подозреваемого.

При расследовании преступлений против личности могут назначаться судебно-медицинская, судебно-психиатрическая, баллистическая и другие виды экспертиз.

Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Судебно-трасологическая экспертиза запирающих механизмов и сигнальных устройств, преимущественно, таких как замки, и сигнальные устройства, в том числе пломбы, закрутки, запорно-пломбировочные устройства (ЗПУ) (одноразовые номерные сигнальные устройства). Это особенно важно, когда применяемые преступником различные инструменты, орудия взлома для отпирания замков, вскрытия пломб не оставляют следов.

Судебно-трасологическая экспертиза замков (и других запирающих устройств) позволяет ответить на вопросы диагностического характера.

1. Исправен ли механизм представленного замка? Если механизм неисправен, в чем эта неисправность и пригоден ли он для запирания?

2. Находился ли данный замок в употреблении?

3. В каком состоянии (запертом или отпертом) находился замок в момент его повреждения?

4. Каким способом открыт (взломан) замок? Явилось ли отпирание замка результатом нанесения ему имеющихся повреждений? К каким участкам замка прикладывались усилия при его взломе? Можно ли отпереть данный контрольный замок без нарушения вложенного под крышку бумажного вкладыша?

5. Являются ли следы на данном замке (запирающем устройстве) результатом воздействия поддельного ключа или отмычки? Можно ли отпереть данный замок при помощи определенного приспособления (отмычки, гвоздя, куска проволоки)? Орудием какого типа взломан замок? Не одним ли способом взломаны представленные замки?

6. Можно ли будет отпереть замок, если ему нанести имеющиеся повреждения?

7. Не снимались ли слепки с замка или ключей?

Вопросы идентификационного характера.

1. Не отпирался ли замок с помощью данного ключа или данной отмычки?

2. Не оставлены ли следы на замке конкретным орудием или инструментом?

Для успешного решения задач экспертизы в постановлении о ее назначении необходимо отметить, в каком положении (отпертом или запертом) находится механизм замка, а также указать состояние запирающего приспособления (щеколды, засова) двери, дверной коробки, стенок проема двери, окружающих стен и участка земли (пола) перед дверью.

В распоряжение эксперта, помимо замка, предоставляются (если они обнаружены) предполагаемые орудия, использованные для его отпирания (ключи, отмычки, куски проволоки, трубки и проч.). При осмотре замков категорически запрещается вставлять ключ в замочную скважину и, проворачивая его, отпирать или запирать замок1.

Развитие современных технологий повлияло и на конструкции запирающих устройств. Появились электронные запирающие устройства, которые открываются специальными магнитными или чиповыми ключами-карточками. В этом случае должна назначаться комплексная судебно-трасологическая и судебная компьютерно-техническая экспертиза (аппаратно-компьютерная).

Пломбы, закрутки, ЗПУ (одноразовые номерные сигнальные устройства) широко используются при охране вагонов, контейнеров, складов, приборов. Эти изделия изготовляются из металла (сталь, свинец, алюминий, жесть), пластмассы, а также могут быть комбинированными (пластмассовые с металлическим вкладышем). Пломба навешивается на опломбируемый объект с помощью проволоки, бечевы или ленты, которая продевается через каналы пломбы, после чего пломба обжимается пломбиром, плашки которого имеют соответствующие маркировочные обозначения. Закрутки, применяемые для пломбировки вагонов и контейнеров, изготавливаются из толстой отожженной проволоки. Пломбы-запоры (одноразовые номерные сигнальные устройства) выполняют одновременно две функции: контрольного устройства, сигнализирующего о попытке или факте несанкционированного проникновения к объекту; запирающего устройства, препятствующего этому доступу. Они рассчитаны на однократное применение, запираются без применения пломбировочных материалов, имеют индивидуальные номера по реестру и подлежат строгому учету, чтобы исключить их повторное навешивание или замену.

С помощью судебно-трасологической экспертизы пломб можно ответить на следующие типичные диагностические вопросы.

1. Вскрывалась ли пломба? Имеет ли она какие-либо повреждения? Каким способом повреждена пломба?

2. Каким орудием оставлены следы (повреждения) на представленной пломбе? Не образованы ли имеющиеся следы постороннего воздействия в результате вскрытия и повторного навешивания пломбы?

3. Каково содержание буквенных, цифровых и других обозначений на контактных поверхностях пломбы?

4. Имеет ли повреждения проволока, бечева, лента и подвергалась ли она разрезу, разрыву, перетиранию, излому?

К вопросам идентификационного характера относятся следующие:

1. Не оставлены ли оттиски на контактных поверхностях представленной пломбы матрицами плашек данных пломбировочных тисков?

2. Не оставлены ли оттиски на контактных поверхностях нескольких пломб плашками одних и тех же пломбировочных тисков?

3. Не оставлены ли повреждения на представленной пломбе данным предметом?

Объектами трасологической экспертизы пломб и закруток являются пломбы, пломбиры (пломбировочные тиски), бечева, проволока и лента, используемая при навешивании пломб. При производстве судебной трасологической экспертизы запорно-пломбировочных устройств (одноразовых номерных сигнальных устройств) объектами исследования могут являться1:

1) запорно-пломбировочные устройства, их части и элементы запорного узла хранилища со следами орудий взлома, изъятые с мест происшествий;

2) приспособления и инструменты, использованные злоумышленниками при снятии пломб-запоров;

3) сравнительные образцы новых ЗПУ и штатных приспособлений для их снятия, необходимые для проведения экспертного эксперимента и сравнительного исследования.

Основные диагностические вопросы, на которые необходимо ответить эксперту, могут быть сформулированы следующим образом.

1. Подвергалось ли представленное запорно-пломбировочное устройство несанкционированному вскрытию?

2. Если подвергалось, то, каким способом, с помощью приспособлений какого типа оно было вскрыто?

3. Не были ли нарушены правила установки ЗПУ при первоначальном опломбировании хранилища?

4. Не имела ли места подмена ЗПУ, установленного на хранилище при первоначальном опломбировании?

5. Не являются ли данные обломки частями одноразового номерного сигнального устройства? Если да, то какого именно? Какова была его конструкция, фирма-изготовитель?

Вопросы идентификационного характера.

1. Не являются ли объекты, представленные на исследование, частями единого целого - запорно-пломбировочного устройства?

2. Не была ли вскрыта представленная пломба-запор с помощью конкретного инструмента или предмета (например, зубила, ножовки, лома и т.п.), представленного на экспертизу?

Трасологические экспертизы пломб часто назначаются при рассмотрении в арбитражных судах дел, связанных с претензиями грузоотправителей и грузополучателей к железнодорожным ведомствам (МПС). Сохранность пломб свидетельствует, что имело место недовложение товаров и отвечать должен грузоотправитель. В противном случае материальную ответственность перед грузополучателем несет железнодорожное ведомство.

Приведем пример судебно-трасологической экспертизы запорно-пломбировочного устройства. На экспертизу были представлены два фрагмента запорно-пломбировочного устройства, обнаруженные у грузового контейнера, и слесарное зубило, изъятое при обыске у стропальщика грузового двора А., а также сравнительный образец нового запорно-пломбировочного устройства «ЛаВР» в контейнерном варианте. На разрешение судебно-трасологической экспертизы поставлены вопросы:

1. Не являются ли фрагменты, представленные на исследование, частями одного запорно-пломбировочного устройства и какого именно?

2. Если являются, то каким способом это устройство было вскрыто и с помощью орудий какого типа?

3. Не была ли вскрыта пломба-запор, части которой представлены на исследование, с помощью зубила, изъятого у стропальщика грузового двора А.?

В результате исследования установлено, что представленные на экспертизу два фрагмента пломбы-запора, являются частями одного запорно-пломбировочного устройства типа «ЛаВР» в контейнерном варианте. Запорно-пломбировочное устройство «ЛаВР», части которого представлены на исследование, было вскрыто путем разруба стержень-пломбы с предохранительной втулкой с помощью слесарного зубила, изъятого при обыске у А.

Судебная транспортно-трасологическая экспертиза имеет целью установление транспортного средства, оставившего следы, выявление существенных обстоятельств механизма образования следов или дорожно-транспортного происшествия в целом.

Вопросы диагностического характера, разрешаемые транспортно-трасологической экспертизой, следующие.

1. Каким видом транспорта, типом, моделью автомобиля (мотоцикла, велосипеда, трактора и проч.), какими его частями оставлены следы?

2. Какой моделью шины оставлены следы? Каким колесом транспортного средства оставлены следы (правым, левым, передним, задним)?

3. В каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы?

4. Какое место являлось местом столкновения транспортных средств? Каково взаимное расположение транспортных средств перед столкновением? Под каким углом столкнулись транспортные средства?

5. Имеются ли на данном объекте (теле, одежде потерпевшего, ограждении дороги и проч.) следы транспортного средства?

6. Каково взаимное расположение транспортного средства и пешехода в момент наезда?

7. Образовались ли следы в результате столкновения, наезда или переезда? Какова последовательность образования повреждений? Каков механизм образования имеющихся следов?

Вопросы идентификационного характера.

1. Оставлены ли следы данным транспортным средством?

2. Не является ли обнаруженный предмет (фрагмент) частью данного транспортного средства (например, обломок кронштейна, гайки, осколок фарного или лобового стекла, частица краски) и не составляли ли они ранее единое целое?

3. Не образованы ли следы, имеющиеся на транспортном средстве (преграде, одежде потерпевшего), частями данного транспортного средства?

Объектами транспортно-трасологической экспертизы являются:

1) транспортное средство и его детали (кронштейны, фарные ободки и осколки фарного стекла, защитных стекол, болты и гайки, осколки лакокрасочных покрытий и проч.);

2) одежда потерпевшего (при наезде на пешехода), на которой могут быть обнаружены следы частей транспортного средства (шины, бампера, радиатора), образовавшиеся при контакте, осколки стекла, следы горюче-смазочных материалов и частицы лакокрасочного покрытия;

3) слепки из гипса или специальных полимерных масс объемных следов транспортных средств;

4) ориентирующие, обзорные, узловые и детальные фотоснимки, запечатлевшие общую обстановку места происшествия (панорамные), показывающие положение и состояние каждого из объектов на месте происшествия, изображения следов протекторов шин и отдельных повреждений на транспортных средствах;

5) протоколы осмотра места происшествия, осмотра транспортного средства, его частей, схемы и планы.

В качестве образцов для сравнительного исследования представляются:

а) колеса, шины или экспериментальные следы беговых поверхностей колес проверяемого транспортного средства на бумаге или ткани;

6) осколки фарных и защитных стекол, отделившиеся части и детали, изъятые при осмотре проверяемого транспортного средства, если аналогичные части обнаружены на месте дорожно-транспортного происшествия;

в) транспортное средство со сколами лакокрасочного покрытия, если на месте происшествия обнаружены частицы краски.

В целях предотвращения экспертных ошибок эксперту обязательно должно быть сообщено, не ремонтировался ли автомобиль после дорожно-транспортного происшествия; не производилась ли его окраска или замена деталей (например, колес), не возникли ли при последующей эксплуатации, хранении, перевозке новые повреждения.

При обнаружении на месте дорожно-транспортного происшествия следов лакокрасочных покрытий, горюче-смазочных материалов и иных веществ назначается комплексная судебная транспортно-трасологическая экспертиза и судебная экспертиза веществ и материалов. Если для установления механизма дорожно-транспортного происшествия необходимо определение технического состояния транспортных средств, скорости их движения, тормозного и остановочного пути и прочего, назначается комплексная судебная автотехническая и судебная транспортно-трасологическая экспертиза.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.