Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика основных социально-психологических теорий




Классификация методик изучения конкретных социально-психологических явлений.

Многообразие и сложность социально-психологических феноменов обусловливают и наличие большого количества мето­дик их изучения. Эти методики можно классифицировать в зависи­мости от конкретных классов социально-психологических феноме­нов, которые исследуются с их помощью. К таковым можно отнести следующие:

1. Методики изучения социальных отноше­ний и взаимоотношений (социометрия,

методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, методику изучения психологического климата в группе Ф. Фидлера - Ю. Ханина);

2. Методики изучения видов общения (методика измерения общей общительности людей И.В. Липсица - тест «Общительный ли вы человек»; методика измерения потребности в общении Ю. Орлова - В. Шкурина; методика «Q-сортировка» Х. Зелена - Д. Штока и т.д.)

3. Методики диагностики социальных кон­фликтов, включающие: методику изучения конфликтного взаимодействия К. Томаса; методики определения внутриличностной конфликтности, ос­нованные на изучении ценностных ориентации по шкале Рокича и шкале депрессии, методики изучения поведения личности в конфликте (основана на методике исследования фрустрационных реакций С. Розенцвейга) и т.д.

4. Методики изучения национально-пси­хологических особенностей людей, в которые обычно включают:

- этнопсихологический опросник Л. Дробижевой и Г. Старовой­товой, дающий возможность выявить интересы, психологические предпочтения, обряды и обычаи представителей различных народов;

-методику выявления актуального этнопсихологического статуса личности А. Асмолова и Е. Шлягиной, позволяющую зафиксировать степень выраженности и знака этнической идентичности личности, направленности и содержания ее авто- и гетеростереотипов

5. Методики изучения семейных отношений ( методика PARI Е. Шефера и Р. Делли, предназначенная для изучения отношений родителей, прежде всего матерей, к разным сто­ронам семейной жизни и выполнению своей семейной роли; методику «Типовое семейное состояние»; тест «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана (предназначен для диагностики внутрисемейных отношений с точки зрения ребенка) и др.).

6. Методики социально-психологической диагностики личности, к которым обычно относят: методики исследования мотивации достижения и аффилиации А. Мехрабяна и М. Магомед-Эминова (применяются для диагно­стики мотивов стремления к успеху и мотивов избегания неудачи); методики «Карта интересов» и «Дифференциально-диагно­стический опросник» Е. Климова (используются для исследования интересов и профессиональной ориентации личности); методики КОС (используются для выявления коммуникатив­ных и организаторских способностей личности через различные ситуации поведения) и др.

7. Методики изучения массовидных и других социально-психологических явлений, в состав которых обычно включают:

- методики изучения социальной удовлетворенности людей (ос­новываются на учете престижа их профессий, уровня образования и дохода);

- методики оценки репутации (основаны на существующем в каждом обществе своеобразном разделении множества профессий, статусов, позиций и оценке их с точки зрения значимости, престижа);

- «самооценочный» метод классовой идентификации (ориентирован на выявление реального или мнимого имущественного и социально-психологического самочувствия представителей различных конфес­сиональных групп) и др.

 

Лекция3. Теоретические и эмпирические основания социальной психологии.

1. Понятие «теория» в социальной психологии. Задачи теории.

2. Характеристика основных социально-психологические теорий.

1. Понятие «теория» в социальной психологии.

Всякий процесс объяснения обязательно предполагает обнаружение, выявление каких-либо причинно-следственных связей, а именно это и есть основной признак теории. Установление причинных связей, в свою очередь, есть процесс исследования, изучения, познания чего-то, а буквальный перевод греческого слова " теория " и означает " исследую", "рассматриваю".

Любую мыслительную, когнитивную деятельность, направленную на обнаружение причинных связей, можно считать теоретической деятельностью, процессом создания теории. Следовательно, каждый человек, если он стремится что-то объяснить, то тем самым создает теорию, т. е. мыслит теоретически.

Сегодня в это трудно поверить, но люди не всегда нуждались в теориях и не всегда умели их создавать. До того, как возникла потребность в теоретическом объяснении мира, сознание человека было мифическим, оно основывалось на коллективных представлениях. Французский философ и психолог Люсьен Леви-Брюль, который и предложил концепцию коллективных представлений, полагал, что благодаря коллективным представлениям мифическое сознание человека имело готовые ответы на все вопросы еще до того, как они могли в нем возникнуть. Поэтому в мифическом сознании вопросы и не появлялись. Человек, носитель мифического сознания, "знает все", и ему не требуется никаких специальных объяснений. Мир для него и без того ясен и понятен.

В YII-YIвв. до н. э. в Древней Греции у человека почему-то возникла потребность объяснять мир и его прежняя мифо-религиозная установка, не объясняющая мир, а принимающая его как данность, сменилась новой – объясняющей, а значит, теоретической установкой.

Теоретическое объяснение мира довольно быстро получило широкое распространение и стало одним из основных способов познания человеком всех форм реальности. Благодаря теории возникли сначала философия, а затем и наука. Теории стали их основными рабочими инструментами. Под влиянием философии и науки каждый из нас стал в определенной мере теоретиком, поскольку все мы, так или иначе, стремимся объяснить прежде всего для самих себя и происходящее в мире, и в нас самих.

В науке теории имеют ряд общих задач.

Одна из них – сбор, организация и объяснение разнообразной информации. Что касается социально-психологических теорий, то они имеют дело с социальной информацией, связанной с мыслями, чувствами, поведением людей. В мире социальных отношений происходит масса событий. Теории помогают нам подходящим образом организовать информацию об этих событиях в логически последовательные, элементарные рациональные конструкции. Таким образом, теории помогают нам обнаружить логику происходящего, объединяя наши знания и эмпирические данные.

Еще одной задачей научной теории является обнаружение пробелов в уже существующих знаниях с тем, чтобы в дальнейшем, проведя соответствующие исследования, дать более всестороннее представление об интересующем нас явлении. Теория не только объединяет, интегрирует уже имеющуюся информацию, но и помогает нам уяснить то, чего мы до сих пор еще не знали.

Неясности в отдельных научных теориях приводят к новым исследованиям.

Но прежде, чем начать исследование, необходимо выдвинуть какое-то объясняющее предположение. Оно называется гипотезой.

Гипотеза – это описание отношений, которые, как предполагается, имеют место в реальности.

Вслед за гипотезой должно проводиться исследование, призванное подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу. Следовательно, еще одной задачей теории является предвидение событий и даже их последствий, которые, как мы предполагаем, могут произойти. Причем даже таких последствий, для наступления которых еще не сложились необходимые условия.

Все имеющиеся на сегодняшний день социально-психологические теории, и даже те, которые будут созданы позднее, не в состоянии объяснить все многообразие социального мира. Но каждая из них способна более или менее приемлемо объяснить какие-то отдельные, локальные аспекты, явления, факты и закономерности.

Теоретическим основанием современной социальной психологии послужили три теоретические ориентации – необихевиористская (теории научения), интеракционистская (ролевые теории) и когнитивистская.

Необихевиористская ориентация

( теория социального (викарного) научения, теория социального обмена, теория взаимозависимости)

Начало становления социальной психологии пришлось на время, когда в психологии господствовали бихевиористские принципы. Основное внимание психологи-бихевиористы сосредоточили на изучении поведения. Главной теоретической проблемой бихевиоризма стало научение тому или иному поведению.

В теориях бихевиоризма, анализируется связь между стимулом и реакцией. Стимул – это любое событие, внешнее или внутреннее, которое изменяет поведение человека или животного (организма).

Реакция – это и есть изменение поведения, которое последовало в ответ на стимул.

Подкрепление – исход, полученный в результате ответной реакции.

Позитивное, или положительное, подкрепление увеличивает вероятность повторения реакции. Реакции, которые не получили положительного подкрепления в виде вознаграждения, не закрепляются. И, наконец, реакции, которые нанесли организму вред (негативное подкрепление), отвергаются. Организм стремится избегать повторения подобных действий. Таким образом, поведение в бихевиоризме определяется формулой: П=С Р, где 77 – поведение, С – стимул, Р – реакция.

Подкрепление выступает основным фактором всякого научения.

Впервые ключевой принцип научения был установлен Э.Л. Торндайком и И. П. Павловым. Причем оба ученых пришли к его открытию независимо друг от друга. Торндайк назвал его "законом эффекта", а И. Павлов – "подкреплением (Александер Ф., Селесник ГЛ., 1995).

Согласно Э. Торндайку и И. Павлову, животные и люди учатся методом проб и ошибок. Когда найдена успешная, удовлетворяющая возникшую потребность модель поведения, она затем многократно повторяется и таким образом закрепляется.

Основоположником необихевиоризма является Эдвард К. Толмемен, согласно его концепции для научения не обязательно немедленное подкрепление. Толмен принимал в расчет не только внешнее поведение организма по схеме "стимул – реакция", но и учитывал процессы, происходящие в самом организме.

К. Халлом окончательно была сформулирована необихевиористская модель поведения, которая стала выражаться как С – О – Р, т. е. стимул – организм – реакция. Тем самым, центральный постулат радикального бихевиоризма – отказ от рассмотрения процессов, протекающих в организме, ушел в прошлое. Исследования происходящих в организме ненаблюдаемых процессов, которые, тем не менее, можно объективно описать, поведение понять нельзя. Основной движущей силой (мотивацией) всякого поведения К. Халл считал потребность. Поэтому в качестве самого действенного подкрепления он рассматривал поощрение, т. е. позитивное подкрепление, которое дает организму возможность удовлетворить имеющуюся у него потребность.

Основные идеи теорий научения и сегодня сохраняют свое значение и оказывают влияние на современных социальных психологов. Главная отличительная черта нынешних теорий научения – это интерес к протекающим в организме внутрипсихическим процессам.

Теория социального научения (А.Бандура). Эффект научения может быть получен посредством наблюдения за поведением другого человека. Причем человек, действия или поведение которого наблюдаются (социальная модель), может не ставить специальной цели научить чему-либо наблюдателя или заставить его подражать себе. Просто поведение другого человека – модели или образца для подражания – служит источником значимой информации, которую наблюдатель затем использует, чтобы вести себя точно так же.

Теория социального научения признает значение подкрепления и в случае так называемого викарного научения (научения через наблюдение). ". Суть викарного научения состоит в том, что наблюдатель перенимает или не перенимает поведение модели в зависимости от того, поощряется оно (т. е. позитивно подкрепляется) или, наоборот, наказывается (т. е. негативно подкрепляется), либо оно вообще лишено всякого подкрепления.

Теория социального обмена (Джордж Хоманс.) Социальное общение зависит от тех издержек и вознаграждений, которые в него включены. Вознаграждение должно быть пропорционально вложению, затратам (сколько отдал, столько и получил). В соответствии с теорией обмена, взаимосвязь может прерваться, если не будет соблюдаться пропорция между затратами и вознаграждением.

Теория взаимозависимости. (Джон Тибо и Харольд Келли). Согласно мнению исследователей, в процессе социального взаимодействия индивиду необходимо учитывать сбалансированность и своих затрат и вознаграждений, и интересы другого индивида, чтобы у того не возникло чувство неудовлетворенности. Взаимозависимость означает, что удовлетворенность процессом взаимодействия одного человека находится в зависимости от удовлетворенности другого. И для сохранения отношений от партнеров требуется, чтобы они обладали социальными навыками и опытом общения.

Мы не только оцениваем те значимые для нас ценности, которые имеются в установившихся взаимоотношениях, но, кроме того, еще и пытаемся оценить возможности, которые могли бы быть достигнуты в другом, альтернативном варианте взаимодействия. Если человек пришел к выводу, что альтернативные отношения лучше, то он будет пытаться прервать существующие, даже если сами по себе они были совсем неплохими.

Интеракционистская ориентция ( теория символического интеракционизма Г. Блумера. теория социальной драматургии Э. Гоффмана)

Название "ролевое направление" возникло благодаря аналогии, проводимой между социальными отношениями и театральным действием, где актеры исполняют те или иные роли

Ролевая теория, объяснение поведения основывается на описании ролей в социальных ситуациях и ролевых ожиданий людей в различных социальных отношениях. Концепция роли помогает нам понять, почему, меняется поведение людей, когда изменяются их позиции в социальной системе. Изменение в социальной позиции приводит к одновременному изменению в ролях

«Стендфорская тюрьма». Филиппо Зимбардо и его коллеги в 1973 году провели имитативное исследование (ролевая игра).

Цель исследования состояла в том, чтобы изучить поведение нормальных людей в ситуациях, копирующих тюремное заключение, где одни участники исследования выступали в роли заключенных, а другие – надзирателей.

Гипотеза авторов сводилась к тому, "что под влиянием определенных обстоятельств любой человек может дойти до какого угодно состояния, вопреки всем своим представлениям о «нравственности, личной порядочности и всем социальным принципам, ценностям и нормам"

Ролевая игра началась с воя полицейских сирен на улицах студгородка, и девять молодых людей были "взяты" из своих постелей полицейскими, которые их обыскали, надели наручники и отвезли в участок, где "арестованных" зарегистрировали. После этого им завязали глаза и, наконец, отвели в "тюрьму", специально созданную в здании факультета психологии Стэнфордского университета.

Здесь трое других молодых людей, одетых тюремными надсмотрщиками, стали осуществлять над "заключенными" надзор. Небольшой участок здания был оборудован под типичные тюремные камеры-одиночки, там же устроили маленький тюремный двор

Участники этого исследовательского проекта были отобраны из числа студентов, откликнувшихся на объявление в газете, в котором приглашались добровольцы, готовые принять участие в психологическом исследовании тюремной жизни. Претенденты проверялись с помощью специальных тестов, и из их числа были отобраны наиболее зрелые, стойкие и менее всего склонные к антисоциальным настроениям и поведению студенты. Роли – заключенных и надзирателей - определялись жеребьёвкой, т. е. по принципу случайности.

Согласно плану, исследование должно было длиться две недели, Хэйни и другие исследователи поспешили прервать его уже на седьмой день. Даже в течение этого небольшого периода поведение студентов-участников резко изменилось не в лучшую сторону. "Надзиратели" со все возрастающим удовольствием стали входить во вкус власти. Чиня произвол, они, например, заставляли "заключенных" по несколько раз в день делать физзарядку или под всякими предлогами отказывались конвоировать тех в туалет. Что касается "заключенных", то они впали в депрессию, оказались деморализованными. У них ясно стали обнаруживаться признаки состояния безнадежности, симптомы как физического, так и эмоционального упадка. Ученым стало ясно, что цель исследования – создание насколько возможно реалистичных условий тюрьмы – достигнута и ситуация становится слишком опасной. Стэнфордская тюрьма" является хорошей иллюстрацией того, как принятие на себя какой-либо роли может изменять поведение человека. Но может, как доказывает Э. Фромм, и не менять, поскольку не все зависит от внешних условий и ролей, исполняемых индивидом. Многое в поведении человека определяется и его характером, его личностными качествами

Когнитивистская ориентация ". Основоположники: Джордж Миллер и Джеромом Брунер.

Гештальт-психология. Курт Коффка и Вольфганг Келлер – в 20- 30-х годах XX века создали школу гештальт-психологии. Название"гештальт" (gestalt), можно перевести как "образ", "форма. Гештальт-психологи объясняли поведение как реализацию целостного психического акта. Решая проблему таким образом, они пришли к выводу, что научение происходит не только в процессе "проб и ошибок", не только посредством подражания и повторения, но очень часто через глубокое переживание, через озарение (инсайт), что приводит к всесторонней перестройке психики и мышления.

Феноменологическая философия Эдмунда Гуссерля, (феноменологический подход.) Согласно принципам феноменологии, мы в состоянии понять поведение человека лишь в том случае, если знаем, как он сам воспринимает и осознает мир.

Таким образом, гештальт-психология, феноменология и др. теории заложили основания современных когнитивистских моделей социальной психологии. Само название "когнитивный" происходит от латинского cognoscere, что означает "познакомиться с чем-то" или "познать". И если бихевиористы сосредоточили основное внимание на стимулах и реакциях, то создатели когнитивных теорий почти исключительно заняты тем, что происходит в организме.

Одним из основных понятий когнитивных теорий является понятие когнитивной схемы, которое обозначает особым образом организованную систему прошлого опыта, обретенного в процессе познания и с помощью которого объясняется переживание опыта настоящего времени.

Предположим, например, что вас пригласили на концерт в филармонию. Может быть, у вас уже есть опыт посещения филармонии, возможно также, что вы только слышали отзывы других людей о филармонических концертах. И когда вы получаете приглашение, то оно активизирует имеющиеся у вас знания, которые извлекаются из запасников памяти. Затем, основываясь на опыте, организованном в схему, вы формируете ожидания, связанные с концертом в филармонии. И только после этого, после использования информации, извлеченной из памяти, вы принимаете решение -идти или не идти на концерт. Таким образом, схема формирует прошлый опыт и в то же время влияет на наше восприятие и отношение к новым событиям, включая и те, которые еще не произошли.

Всякий раз, когда схема оказывается востребованной и на основании содержащейся в ней информации принимается какое-то решение, реализуемое затем в поведении, то тем самым обогащается наш опыт, а вместе с ним усложняется и несколько изменяется сама схема. После чего она вновь откладывается в памяти, и мы в любой момент можем ею воспользоваться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.