Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аудиовизуальная культура


Комбинированные технические средства

Вспомогательные технические средства

Тренажерные технические средства

Технические средства контроля знаний

Технические средства передачи информации

Классификация технических и аудиовизуальных средств обучения

Технические и аудиовизуальные средства обучения – совокупность технических устройств и дидактического обеспечения, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления, обработки и синтеза информации. ТиАСО объединяют два понятия: технические средства (аппаратура) и дидактические средства обучения на носителях информации, которые с помощью этих устройств воспроизводятся.

Носители учебной информации можно разделить на экранные средства обучения и воспитания (диапособия, эпиобъекты и их цифровые аналоги), звуковые (звукозаписи, радиопередачи и др.), экранно-звуковые средства (учебное телевидение, видеозаписи, учебные кино, мультимедиа и др.), Экранные, звуковые и экранно-звуковые средства часто объединяются термином аудиовизуальные средства обучения.

В основу классификации технических средств обучения могут быть положены различные критерии: назначение, принцип действия, характер воздействия на органы чувств и т.д. Наиболее очевидной является классификация по функциональному назначению (рис. 3).

Рис. 3. Классификация технических средств по функциональному назначению: ТС – технические средства, ТСПИ – технические средства передачи информации, ТСК – технические средства контроля знаний, ТТС – тренажерные технические средства, ВТС – вспомогательные технические средства, КТС – комбинированные технические средства

ТСПИ в настоящее время являются основным видом технических средств, используемым в учебном процессе. Их основу составляют преимущественно аудиовизуальные средства обучения. Отличительной особенностью всех этих технических устройств является преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия человеком форму.

ТСПИ могут быть широкого и целевого назначения. К первым относятся ТС, область применения которых может меняться в зависимости от используемого дидактического материала (например, мультимедийный проектор используется на лекциях, семинарах, лабораторных и практических занятиях по различным дисциплинам). К ТСПИ целевого назначения относятся динамические, электрические или электронные стенды, действующие макеты или модели различных узлов и механизмов, несущие информацию о принципах работы устройства или о взаимодействии его элементов.

Технические средства контроля – технические устройства, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала. Реализуются с помощью современных интерактивных компьютерных технологий.



ТСК бывают индивидуального и коллективного пользования, но всегда с индивидуальной оценкой знаний. ТСК коллективного пользования наиболее эффективны, так как позволяют одновременно контролировать целую группу обучаемых и оперативно управлять их работой. ТСК индивидуального пользования часто используются для самоконтроля знаний.

Тренажерные технические средства – специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков. ТТС предназначены для выработки практических навыков в выполнении логических задач или физических действий при работе с аппаратурой, включении сложных агрегатов изучаемой техники, проведении измерений, настройке или управлении сложными устройствами или технологическими процессами. Использование тренажеров в обучении основано на применении специально разработанных программ действий, составленных на основе процесса моделирования данного вида деятельности. ТТС могут быть как широкого, так и целевого назначения. Применение ТТС позволяет в значительной степени сократить затраты на обучение и обеспечить безопасность обучающихся.

Вспомогательные технические средства предназначены для обеспечения более рационального использования учебного времени, повышения эффективности труда, как учителя, так и учащихся. К ним относятся средства малой механизации и автоматизации: движущиеся классные доски, устройства для перемещения географических карт или плакатов, механизмы затемнения помещений, устройства дистанционного управления комплексами ТиАСО, устройства оргтехники.

Комбинированные технические средства обучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и контроль усвоения учебного материала. Они предназначены для индивидуализации процесса обучения. Обеспечивают выполнение двух и более функций (например – передачу информации и контроль, тренаж и контроль и т.п.). Такие программы подают учебный материал в виде небольших фрагментов, после каждого из которых следует контрольный вопрос. Темп изучения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей каждого обучаемого. Обучающие программы бывают линейные, разветвленные и комбинированные. Линейные программы не зависят от правильности ответа по каждому отдельному фрагменту материала. Разветвленные программы дают возможность продвигаться по ним только при условии получения правильного ответа. Если ответ ошибочный, обучаемый возвращается программой к предыдущему фрагменту до тех пор, пока не будут ликвидированы возникшие пробелы в знаниях и не получены правильные ответы. Комбинированные программы, сочетают оба варианта. Дидактические возможности КТС определяются степенью совершенства заложенных в них обучающих программ. Применение КТС может освободить учителя от наиболее однообразных элементов классной работы, уменьшить затрачиваемое на усвоение учебного материала время, поднять общий уровень усвоения и обеспечить индивидуальное обучение.

К ТиАСО предъявляют разнообразные требования: функциональные, педагогические, эргономические, эстетические и экономические.

Функциональные – способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы и технические характеристики (например: уровень мощности звукового сигнала, качество звуковоспроизведения, масштаб и разрешение изображения, емкость носителя информации, универсальность прибора).

Педагогические – соответствие возможностей технического средства современным формам и методам учебно-воспитательного процесса.

Эргономические – удобство и безопасность эксплуатации, минимальное количество операций при подготовке и работе с аппаратом; уровень шума; удобство обслуживания и транспортировки.

Эстетические – гармония формы, цветовое решение, габариты аппаратуры, соразмерность, целостность композиции и др.

Экономические – невысокая стоимость оборудования, носителей информации, расходных материалов и эксплуатационных расходов при высоком качестве и необходимом ресурсе работы технического средства.

Функции ТиАСО в учебно-воспитательном процессе разнообразны. Они взаимодополняют друг друга и выделение их достаточно условно. Не все функции могут быть присущи тому или иному ТиАСО в полном объеме.

Первая из функций – коммуникативная – функция передачи информации.

Вторая – управленческая, предполагает подготовку учащихся к выполнению заданий и организацию их работы (отбор, упорядочивание, систематизация информации), получение обратной связи в процессе контроля восприятия и усвоения информации, корректировка этих процессов.

Третья – кумулятивная, т.е. хранение, документализация и систематизация учебной и учебно-методической информации. Она осуществляется через создание и комплектование медиатек, накопления, сохранения и передачу информации с помощью современных информационных и коммуникационных технологий.

Четвертая – научно-исследовательская, связана с использованием получаемой с помощью ТиАСО информации учащимися в исследовательской деятельности, определяет поиск оптимальных вариантов использования технических и аудиовизуальных средств обучения педагогом.


В современной науке культура предстает как нечто отличное от природы, передающееся по традиции средствами языка и символов, практического изучения и прямого подражательства, а не биологического наследования. Культура усваивается личностью в процессе ее социализации и представляет собой совокупность общепринятых образцов поведения, мышления и мироощущения, а также и индивидуально значимые действия.

Анализ многочисленных представлений о культуре, ее видах, сущности, структуре и др. позволяет нам получить некоторое представление об информационной культуре как таковой и аудиовизуальной культуре как ее частном случае.

Информационная культура – одно из слагаемых общей культуры, понимаемой как высшее проявление образованности, включая личностные качества человека и его профессиональную компетентность. В контексте такого понимания культуры сегодня для становления учителя как личности необходимо его приобщение к информативно-коммуникативным возможностям современных технологий, овладение подлинной информационной культурой, которая открывает ему и его ученикам путь к достижению одной из главных целей образования: от диалога людей и культур через выявление и развитие творческого потенциала личности прийти к взаимообогащению и продуктивному взаимодействию человеческих сообществ.

В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия «информационная культура». На наш взгляд наиболее содержательным определением информационной культуры, является:

Информационная культураспособность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей и свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему.

В период перехода к информационному обществу, необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов разнохарактерной информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо учиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией, в том числе и с аудиовизуальной.

Аудиовизуальная культура – это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющая целенаправленно работать с источниками и средствами преобразования аудиовизуальной информации и использовать для ее получения, обработки и передачи современные аудиовизуальные средства, информационные и коммуникационные технологии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Преобразователи и носители аудиовизуальной информации | Фотография

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1427; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.