Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Душевные страсти

IV курс

Лекции по Аскетике

Стойков Василий Прот. Засл. проф. СПбДАиС Конспект

 

Стр.1 |

1. Душевные страсти
2. Гибельность страстей и борьба с ними
3. О любви
4. Значение сердца в религиозно-нравственной жизни человека
5. Проявления и обнаружения христианского знания, виды и степени христианского гносиса
6. Деятельная и созерцательная жизнь
7. Покаяние и основные его моменты

 

Мы останавливались на сребролюбии, которое отцами поставляется сразу после плотских страстей, потому что видимый предмет вожделения – что-то конкретное. Но это страсть душевная, потому что св. Григорий Палама говорил, что основа этой страсти – не в человеческом естестве, а в худом произволении. Хотя человеку свойственно приобретать что-то, чтобы поддерживать свою жизнь, но эта потребность в греховном состоянии человека перерастает в противоестественную.

Гнев. Человеку свойственна такая сила "o` qumo,j" – дает возможность человеку реагировать соответствующим образом на то, что происходит и в самом человеке, и вокруг него, позволяет человеку различать, что есть добро и что есть зло, и помогает бороться со злом. Однако, в поврежденной человеческой природе происходят перестановки центра тяжести, и эта естественная сила перерастает в противоестественную и проявляется в виде страсти гнева. Есть и праведный гнев – когда эта сила проявляется естественным образом. Но обычно это агрессивное состояние, которое Евангелие называет "кратковременным бешенством". По-гречески проявление гнева обычно обозначается термином "ovrgh,", но в греческом иногда этим же словом именуется и естественное проявление гнева.

Печаль и уныние. Сразу после гнева рассматривают эти два порока, которые проявляются именно тогда, когда утихают бури и страсти, которые связаны с проявлением страсти гнева. Страсть гнева – это состояние, которое вызывает определенное напряжение сил, в котором человек долго не может находиться, и это состояние может разрядиться таким образом, что человек сознаёт свое неправедное отношение и чаще всего, если человек разумный и не останавливается только на страсти гнева, и способен оценить этот аффект, он начинает гневаться на себя, и человек тогда понимает своё несовершенство. Появляется состояние "печального устроения", когда человек начинает понимать, что его собственное несовершенство послужило причиной аффекта, а не недостатки со стороны окружающих людей. Это тогда во благо человеку, но далеко не всегда гневающиеся обращают взор на своё духовное состояние. Поэтому состояние печали может иметь двоякий характер. Если оно разрешается в осознание своего недостоинство, то это именуется "печалью яже по Богу", которое спасение соделывает. Если же человек продолжает хранить в своем сердце раздражительность, то такая мирская печаль приводит к пагубному состоянию, человек ещё более углубляется в гневливое состояние. Авва Дорофей: уголек как бы разгорается, а потом обрастает пеплом и как будто угасает, но на самом деле продолжает тлеть, и достаточно незначительного дуновения в виде действия или слова со стороны, и это мгновенно раздувается. Когда человек продолжает гневаться в душе, проявляет недовольство, что не смог отомстить обидчику, он может строить планы отмщения, не удается ему это сделать, и появляется состояние печали.

Печаль может иметь и другую подоплеку: лишения каких-то видимых благ или дискомфорт в результате того, что в общении с другими не достигает того, что хотел бы получить от своих ближних. И это состояние печали приводит человека в такое состояние, что он вечно недоволен. Таких людей часто можно встретить в обыденной жизни. Такие люди постоянно чем-то недовольны. Недовольство может иметь различные основания. Если это недостатки в общественной жизни, в личной жизни близких людей, в жизни которых мы принимаем участие, если мы не имеем возможности им помочь, тоже может появляться печаль. Это тоже мирская печаль, но здесь есть элементы проявления любви, которая необходима в таких случаях. Если этого нет, то такая забота о ближних совершенно теряет всякий смысл.

Печаль как страсть особенно гибельна, потому что будучи противна христианскому настроению любви к Богу и ближним, печаль несовместима с христианскими стремлениями. Человек в состоянии печали не может должным образом молиться, не может читать СП, потому что постоянно мысли, навеваемые пороком печали, отвлекают человека.

Прп. Кассиан Римлянин: любое дело для человека, подверженного страстью печали, становится чем-то весьма трудным и недостижимым, потому что человек находится в постоянном возмущении сердца.

Страсть не позволяет быть спокойным и кротким в браке, наполняя душу желчью, горечью.

Такие последствия страсти печали проистекают из того, что эта страсть угнетает душу человека и подавляет все его волевые устремления. Это постоянная зияющая рана, которая постоянно ноет, болит, потому что таково свойство этого недуга.

Если это печальное настроение направляется на собственное устроение, а не на осуждение ближних, тогда такое устроение вполне естественно. С таким содержанием печаль служит символом религиозно-нравственного совершенствования человека. Печаль является тогда печалью именно о Боге: 2Кор., поскольку она именно Бога имеет своим основанием, человек переживает чувство недовольства своим греховным состоянием. Поскольку человек желает всё более полного богоуподобления, то в этом отношении не должен никогда останавливаться, и печаль по Богу является постоянным символом, который побуждает человека идти в этом направлении. В таком случае печаль является драгоценным Божиим дарованием.

Но это бывает только в том случае, когда печаль регулируется теми побуждениями, которые заложены Богом в человеческой природе. Но иное получается, когда человек замыкается в себе и себя признаёт центром самодовлеющего бытия. Оторвавшись от устремления к Богу, человек находится во власти греха, в стихии пороков. Тогда печаль будет иметь характер безнадежной тоски, которая приводит человека к апатии, бездеятельности в духовном отношении и парализует всю деятельность человека. Отсюда крайняя степень проявления печали – уныние – последняя точка в развитии данной страсти, поэтому она иногда именуется одним из проявлений печали, у некоторых отцов она характеризуется как отдельная страсть – окончательное развитие печали.

Человек всецело парализуется в своих духовных устремлениях. Если в состоянии печали человек может прийти к осознанию своего пагубного состояния, то в состоянии уныния человек совершенно лишается такой способности, и человек нередко решается на самоубийство. Таково логическое завершение такого состояния – человек приходит к отчаянию, которое превращается в духовную смерть человека, когда подвиг аскетического совершенствования оказывается невыполнимым и вообще человек теряет смысл жизни. За таким духовным параличом может наступить и смерть физическая через самоубийство.

Разные люди уловляются разными страстями, в зависимости от их природных наклонностей. От превалирования какой-либо страсти зависит схема развития страстей для конкретного человека. Плотские страсти поставляются первыми обычно. Порядок же душевных страстей может быть различным, что зависит от того или иного устроения человека и от поражения господствующей страстью.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проведение ревизий в рамках государственного финансового контроля | Тщеславие и гордость
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.