Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1.Философские подходы к пониманию сознания




Бытие как все реально существующее наряду с явлениями объективной реальности содержит явления субъективной реальности. Центральным компонентом субъективной реальности является сознание человека. Кроме того, субъективная реальность включает бессознательные психические процессы. В целом субъективная реальность выступает как внутренний мир человека, в отличие от внешнего, объективного мира. Следует подчеркнуть, что сознание существует не менее реально, однако представляет собой другой вид реальности.

Философское понимание сознания связано с решением проблемы соотношения двух видов реальности: сознания и материи:

1)Как относится сознание к внешнему материальному миру?

2)Как относится сознание к материальному мозгу?

На эти вопросы в истории философии по-разному отвечали представители идеализма и материализма.

В целом для идеализма характерно признание независимого существования сознания в виде субстанции или самостоятельной сущности, от которой зависит существование предметных форм мира. При этом идеалисты указывают на идеальный (т.е.бестелесный, невещественный, нематериальный) характер сознания и не связывают его происхождение с материальным мозгом.

Объективные идеалисты (Платон, Аквинский, Гегель) утверждают, что сознание является частью или проявлением надприродной мировой духовной субстанции. Объективно-идеалистическое понимание сознания служит основой религиозного понимания души человека.

Субъективные идеалисты (Беркли, Мах, Авенариус) считают, что сознание выступает в качестве субстанциальной основы субъекта и определяет характер или существование материальных предметов и явлений.

Близким к объективно-идеалистическому пониманию сознания является дуалистическая концепция сознания. Согласно дуалистам (Декарт, Кант) сознание существует как самостоятельная субстанция наряду с материальной субстанцией. Так, Рене Декарт говорил, что есть субстанция протяженная, но не мыслящая – это материя, и есть субстанция мыслящая, но не протяженная – это мышление (сознание).

В XIX в. дуалистическое понимание сознания получило форму психофизического параллелизма, согласно которому ряды психических и физиологических процессов существуют параллельно и не связаны между собой причинно-следственными отношениями.

Материализм в целом всегда связывал существование сознания с материей, рассматривал сознание как свойство материи, указывал на связь между работой материального мозга и сознанием.

Древнегреческие материалисты упрощенно понимали сознание как нечто вещественное. Демокрит говорил, что сознание состоит из особого сорта атомов, представляет собой соединение огня и воздуха, «теплое дыхание».

В эпоху Возрождения в рамках материализма получает развитие гилозоистическое понимание сознания. Согласно гилозоизму (с греч.- живое вещество) способностью ощущать или мыслить обладают все формы материи. Представители гилозоизма: раннегреческие философы, Дж. Бруно, Спиноза, Дидро и др. Например, нидерландский философ XVII в. Спиноза утверждал, что камень мыслит. А французский философ XVIII в. Дидро говорил: «И камень ощущает».

В рамках метафизического материализма в XIX в. возникло вульгарно-материалистическое понимание сознания. Представители вульгарного материализма (физиологи Фогт, Бюхнер, Молешотт, философ Дицген) рассматривали сознание только как следствие физиологических процессов, не учитывали его социальную сущность. Они отождествляли сознание с материей, считали, что сознание не идеально, а материально. Например, Фогт утверждал, что мозг вырабатывает мысли так же, как печень выделяет желчь.

Современные варианты вульгарного материализма: мысль – это электромагнитное поле, или биополе, или х -лучи. На эти представления порой опирается парапсихология – учение о передаче мысли на расстояние.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.