Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Основные психолого-педагогические условия эффективности образовательного процесса




 

Под понятием «условие» понимают не само рассматриваемое явление или процесс, а нечто внешнее по отношению к ним, т.е. обстановка, окружающие обстоятельства, факторы, иные свойства и процессы, но тем не менее влияющие на них. Отнюдь не всякое условие благоприятно сказывается на проявления закономерностей образовательного процесса и его результаты. Необходимо создавать благоприятные условия для природосообразного и успешного его протекания.

Выделяют следующие условия эффективности образовательного процесса:

Первое условие — весь образовательный процесс должен быть подчинен целям, находящимся в полном соответствии с потребностями развития нашего общества, создания демократического, правового государства и принципом интеграции юридического образования в мировое.

Поэтому главные ориентиры образовательного процесса и условий его успешности состоят в приведении целей, содержания и методов работы с установкой на опережающую функцию, на подготовку юристов, способных двигать практику вперед, делать все лучше, чем делается сейчас. Нельзя идти вперед, повернув голову назад или застыв на месте. В юридическом образовательном учреждении это воплоща­ется в необходимость подготовки юристов-профессионалов, отвечающих потребностям создания подлинно цивилизованней правовой системы, обеспечивающей и должное развитие российского общества.

Весь образова­тельный процесс по содержанию, организации, обеспечению, фор­мам, методам и другим компонентам при этом рассчитывается на ее достижение. Это имеет особое значение в профессиональном образовании и, хотя выглядит очевидным, в массовой практике редко' делается с нужной строгостью и точностью. Важно не просто работать в нужном направлении, но достигать нужного. Гроша ломаного не стоят оправдания типа «мы сеяли, мы работали*-, главное — что «собрали».

Второе условие — цель должна быть четко отражена в конкретных квалификационных требованиях к сотруднику (профессиональные качества, знания, навыки, умения, привычки, способности), а каждое из них стать частной педагогической задачей, решению которой подчиняется конструирование и реализация всех остальных компо­нентов педагогической системы, педагогических технологий (см. рис. 5).

 


Рис. 1. Блок-схема целевого управления профессионально-образовательным процессом.

Условные обозначения: Ц - цель; В - педагогическое взаимодействие; 3 - задачи; У - учение; П - преподавание; Р - результат; Т - педагогические технологии

 

Чтобы стать основой, управления, цель должна быть конкретизирована и детализирована, выражена в виде подробного перечня знаний, навыков, умений, привычек, качеств, профессиональных способностей, т.е. должна быть разработана и использована модель специалиста-выпускника (или, как еще говорят, квалификационная характеристика), отвечая образовательным стандартам и требованиям практики. Только таким образом построенная цель (педагогизированная, т.е. выраженная в конкретных педагогических результатах, которые непременно должны быть достигнуты) может стать несущей конструкцией всего образовательного процесса, позволит обоснованно отобрать соответствующее содержание его, определить взаимосвязи, формы и методы, последовательность, рассчитать необходимое время, убрать лишнее и дополнить упущенное.

Третье условие — ориентация образовательного процесса на курсантов- слушателейбудущих практиков. Главная цель юридического образовательного учреждения — под­готовка высокообразованных специалистов-юристов. Главный ре­зультат — высокообразованный юрист. Главный критерий успеш­ности — уровень общей и профессиональной сформированности личности выпускников. Главная мера правильности, оптимальности и полезности любого элемента педагогической системы, дейст­вия, новации — то, что оно дает для улучшения подготовки слу­шателей как юристов в соответствии с целью, конкретными ква­лификационными требованиями и частными задачами. Все, что не работает на что, должно быть устранено; все, чего не хватает, — дополнено; все, что не срабатывает, не дает ожидаемого результа­та, — усовершенствовано и ъ преподавании, и в учении, и в педа­гогическом взаимодействии, и в окружающем, имеющем социаль­но-педагогическое значение. Такая ориентированность — проявление своеобразия целеустремленности и деловитости в образовании.

Четвертое условие: формирование специалиста-личности является и целью, и обязательным условием эффективности педагогического процесса. Я.А. Коменский ярко выразил такую общепедагогическую необходимость: образование без добродетелей — все равно, что золотое кольцо в носу у свиньи.

Без воспитанности, общей образованности, культуры «специалист» даже опасен как потенциальный бездельник, формалист, нарушитель законности. Без формирования личности курсанта, его воспитания можно подготовить юридически грамот­ного правонарушителя.

Четвертое условие находит свое выражение в принятии и воплощении в своей деятельности триединой педагогической задачи (ТПЗ): обучение + воспитание + развитие.

Какой бы научной или юридической квалификацией не обладали преподаватели, они мало чему могут научить курсантов, если самоустранятся от решения триединой педагогической задачи, ограничат свою задачу «передачей учебной информации», если они не подготовлены к ее решению и не добиваются нужных результатов в формировании личности молодых людей — будущих юристов,

 

  СПЕЦИАЛИСТ  
Степень обученности развитости Степень активности Отношение к делу Результаты дела
Знает Низкая (не хочет) Плохое Очень низкие
     
Высокая (хочет) Старательное Низкие (не получается)
       
Знает и умеет Низкая (не хочет) Плохое, делает только по принуждению и под контролем Низкие
Средняя Положительное, но нуждается в повседневном контроле Удовлетворительные (во многом формальные)
Высокая Старательное Удовлетворительное (не все получается
       
  Низкая (не хочет) Плохое, делает только по принуждению и под контролем Удовлетворительные (во многом формальные)
Знает, умеет и способен Средняя Положительное Хорошие
Высокая Усердное Отличные

Рис.2. Взаимосвязь компонентов профессионализма юриста с успешностью его деятельности

 

Само усвоение учебных дисциплин, чисто профессиональных знаний, навыков и умений зависит также от того, каков курсант как личность, как он развивается в личностном плане. Мало чему можно научить курсанта, если он пассивен в образовательном про­цессе, ленив,, не занимается упорно сам.

Пятое условиемаксимальная интенсификация учения курсантов. Ничто не может стать достоянием ума и качеств чело­века без его собственной активной деятельности. Все компоненты профессионализма — всегда продукт собственных, причем упор­ных и длительных усилий курсанта, профессионала. Ошибочно представлять преподавание как передачу знаний курсантам, а учение как восприятие и запоминание их — нечто вроде «учебной воронки, в которую «заливают знания. Учение — сложная, комплексная, педагогически и психологически насы­щенная деятельность личности. Познавательной активности при­надлежит в ней специфическая роль и она непроста. Чтобы понять, почему так или иначе учится отдельный курсант, надо обратиться, прежде всего, к анализу его собственной деятельности по овладе­нию профессией и самоподготовке к ней.

Шестое условиепостроение образовательного процесса на основе современных интенсивных психолого-педагогических технологий. Трудно отрицать факт: за последние 20 лет у нас мало что изменилось в педагогических технологиях, формах и методах преподавания и учения. Но, как говорят, на старом моторе хорошо разогнаться нельзя. Мировая практика и передовой опыт, имеющийся и у нас, разработали и усовершенствовали немало ин­тенсивных педагогических технологий. Возникли на волне научно-технической революции и принципиально новые. Они позволяют без дополнительных затрат времени и средств достигать лучших результатов в образовании.

При этом под педагогическими технологиями в педагогике принято понимать методические разработки, особые педагогические микросистемы, состоящие из специально, подобранных, научно обоснованных и скомпонованных в единую упорядоченную целостность педагогических и психолого-педагогических форм, методов, способов, приемов и средств, объединенных содержанием и направленностью на решение конкретной частной задачи и, обеспечивающих ее качественное решение.

Выводы по второму вопросу. Под понятием «условие» понимают не само рассматриваемое явление или процесс, а нечто внешнее по отношению к ним, т.е. обстановка, окружающие обстоятельства, факторы, иные свойства и процессы, но тем не менее влияющие на них. Необходимо создавать благоприятные условия для природосообразного и успешного его протекания. Выделяют 6 следующих условия эффективности образовательного процесса в ОВД: деятельность образовательного учрежде­ния и весь образовательный процесс должны быть подчинены целям, находящимся в полном соответствии с потребностями развития нашего общества, создания демократического, правового государства и принципом интеграции юридического образования в мировое; цель должна быть четко отражена в конкретных квалификационных требованиях к сотруднику (профессиональные качества, знания, навыки, умения, привычки, способности), а каждое из них стать частной педагогической задачей, решению которой подчиняется конструирование и реализация всех остальных компо­нентов педагогической системы, педагогических технологий; ориентация образовательного процесса на курсантов- слушателейбудущих практиков – следователей, оперуполномоченных БЭП и др.; формирование специалиста-личности является и целью, и обязательным условием эффективности педагогического процесса в (ТПЗ: обучение + воспитание + развитие; максимальная интенсификация учения курсантов. Ничто не может стать достоянием ума и качеств чело­века без его собственной активной деятельности; построение образовательного процесса на основе современных интенсивных психолого-педагогических технологий. Мировая практика и передовой опыт, имеющийся и у нас, разработали и усовершенствовали немало ин­тенсивных педагогических технологий. При этом под педагогической технологией мы понимаем методические разработки, особые педагогические микросистемы, состоящие из специально, подобранных, научно обоснованных и скомпонованных в единую упорядоченную целостность педагогических и психолого-педагогических форм, методов, способов, приемов и средств, объединенных содержанием и направленностью на решение конкретной частной задачи и, обеспечивающих ее качественное решение.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.