Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы (виды) государственного долга




С 1 января 2008 г. структура госдолга РФ представляет собой группировку долговых обязательств РФ по:

1) кредитам, привлеченным от имени РФ как заемщика кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц; 2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РФ; 3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ; 5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством РФ на государственный долг.

Долговые обязательства субъекта РФ в соответствии с БК РФ с 1 января 2008 г. могут существовать в виде обязательств по:

1) государственным ценным бумагам субъекта РФ; 2) бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта РФ из других бюджетов; 3) кредитам, полученным субъектом РФ от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций; 4) государственным гарантиям субъекта РФ.

Таким образом, виды долговых обязательств РФ и субъектов РФ фактически совпадают.

В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:

- номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ;

- объем основного долга по кредитам, которые получены РФ и обязательства, которые выражены в валюте РФ;

- объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ;

- объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте РФ;

- объем иных долговых обязательств, оплата которых в валюте РФ предусмотрена федеральными законами до введения в действие БК РФ.

В объем государственного внешнего долга РФ включаются:

- номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

- объем основного долга по кредитам, которые получены РФ и обязательства, которые выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии РФ;

- объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в иностранной валюте.

В объем регионального долга включаются:

- номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъекта РФ;

- объем основного долга по кредитам, которые полученным субъектом РФ;

- объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта РФ от бюджетов других уровней;

- объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом РФ, а также объем иных непогашенных долговых обязательств субъекта РФ.

Все средства, поступающие в виде различных видов долговых обязательств, в соответствии со ст. 113 БК РФ должны быть в обязательном порядке отражены в соответствующих бюджетах. При этом поступления в бюджет средств от заимствований отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита соответствующего бюджета, а все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт, учитываются в бюджете как расходы на обслуживание государственного долга. Поступления в бюджет от размещения государственных ценных бумаг в сумме, превышающей номинальную стоимость, поступления в бюджет, полученные в качестве накопленного купонного дохода, а также разница, возникающая в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшение расходов на обслуживание государственного долга в текущем финансовом году.

Погашение основной суммы долга РФ, долга субъекта РФ, муниципального долга, возникшего из государственных или муниципальных заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Формы (виды) государственного долга [6]:

1. Привлеченные кредиты оформляются, как правило, посредством заключения соответствующих кредитных соглашений и договоров. Их применение обусловлено недостаточностью бюджетных средств. Данная форма является наиболее традиционной для РФ.

2. Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Порядок выпуска госзаймов установлен в ст. 75 Конституции РФ. Долговые обязательства – любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступает государство, органы государственной власти, органы управления, и удостоверяющие право займодавца получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов или имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение (ст. 817 БК РФ).

3. Договоры и соглашения о получении соответствующим заемщиком (РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием) бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Бюджетный кредит – это денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу, иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основе (ст. 6.93 БК РФ).

По общему правилу бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности (если иное не предусмотрено БК РФ) и возвратности. При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок его предоставления, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов. Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, за исключением случаев, когда заемщиком является РФ или субъект РФ.

Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, плате процентных и иных платежей, предусмотренных законом или договором, могут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные или муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее 100 % предоставляемого кредита. Обеспечения исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Органами государственной власти и органами местного самоуправления, обладающими соответствующими полномочиями, осуществляется проверка целевого использования бюджетного кредита.

4. Договоры о предоставлении РФ, ее субъектами и муниципальными образованиями соответственно государственных и муниципальных гарантий.

Государственная (муниципальная) гарантия – вид долгового обязательства (ст. 98-100 БК РФ).

Государственная (муниципальная) гарантия может обеспечивать:

- надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства);

- возмещение ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного срока некоммерческого характера.

При этом указанная гарантия предоставляется для обеспечения как уже возникших обстоятельств, так и обязательств, которые наступят в будущем.

Государственные (муниципальные) гарантии могут предусматривать субсидиарную или солидарную ответственность гаранта по обеспеченному им обязательству принципала. Состав и содержание государственной (муниципальной) гарантии закреплен в п. 5 ст. 115 БК РФ.

Решение о предоставлении государственных гарантий РФ принимается в форме акта Правительства РФ в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год или плановый период. В указанном акте должны быть отражены: лицо, в обеспечении исполнения обязательств которого предоставляется государственная гарантия; предел обязательств по данной гарантии; ее основные условия (ст. 116 БК РФ).

Предоставление и исполнение государственной гарантии РФ подлежит отражению в Государственной долговой книге РФ. На Минфин России возложена задача по учету выданных гарантий РФ, а также по учету сокращения государственного долга в случае исполнения принципалами либо третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных государственными гарантиями РФ, и в случае осуществления гарантом платежей по выданным государственным гарантиям РФ.

5. Соглашения и договоры, в том числе и международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет. Это иные долговые обязательства, ранее отнесенные в соответствии с законодательством РФ на государственный долг РФ (ст. 98 БК РФ).

Реструктуризация долга – основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Сама реструктуризация может осуществляться с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга (ст. 105 БК РФ). Формы и условия выпуска региональных и муниципальных долговых обязательств устанавливаются самостоятельно соответствующими органами власти. В результате всех кредитных операций формируется государственный внутренний долг РФ, в состав которого включаются все задолженности прошлых лет и вновь возникающие задолженности.

Долговые обязательства публичных образований могут отличаться не только по форме, но и по продолжительности. Различают краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до 30 лет) обязательства. Сроки погашения долга определяются конкретными условиями внутреннего госзайма. В любом случае срок погашения государственных долговых обязательств не может превышать 30 лет, а муниципальных – 10 лет.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.