Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические цели общества




Экономика как сфера жизнедеятельности общества.

История развития, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ

 

Цель лекции: рассмотреть, что представляет собой экономика как специфическая сфера жизнедеятельности человека, общества; выяснить историю зарождения и развития экономической мысли; определить предмет и методологию экономической теории, выполняемые ею функции.

План лекции:

1.1. Экономика как сфера жизнедеятельности общества. Экономические цели общества.

1.2. Основные научные школы и современные направления развития экономической теории.

1.3. Предмет, методы и функции экономической теории.

1.4. Экономические категории и экономические законы.

 

Экономика –особый мир со своими законами и проблемами, драмами и противоречиями. Он сложен, интересен и загадочен, а главное – открыт для всех. Быть вне экономики невозможно. Притягательность экономики в том, что, как выразился Дж.М. Кейнс, «…в действительности именно экономисты и политические мыслители правят миром». Экономика, по утверждению Д. Милля, «…имеет дело с такими проблемами, которые касаются всех нас без исключения». По мнению П. Самуэльсона, человек, систематически не изучающий экономику, «…подобен глухому, пытающемуся дать свою оценку музыкальному произведению». Овладение знанием экономики предполагает переход от обыденного (повседневного, на базе жизненного опыта) к научному экономическому мышлению, позволяющему создать целостное представление об экономической жизни общества, сформировать экономический образ мышления, необходимый для понимания сути разнообразных экономических процессов и явлений, для реализации себя как личности (сделать карьеру).

Экономика образует каркас цивилизации, поскольку она держит на себе все остальные институты человеческого общества (науку, культуру, образование, государство и т.д.). Экономику можно сравнить со сложным живым организмом, состоящим из «кровеносной и нервной систем», питающих и информирующих все экономические процессы, со своими «болезнями» – безработицей, инфляцией, кризисом и др.

Современная экономика – это право на экономическую независимость и возможность ошеломляющего коммерческого успеха. Мощь человека на Земле, согласно учению В.И. Вернадского о ноосфере, связана с его мозгом, разумом и направленным разумом его трудом. Экономика – это взаимодействие человека с природой, с окружающей его средой в интересах обеспечения жизненного пространства, существования и развития человека и человеческого общества.

Экономическая жизнь общества состоит из разнообразных явлений и процессов, сущность которых не лежит на поверхности их восприятия. Она непосредственным образом связана с целесообразной хозяйственной деятельностью, т.е. с усилиями людей в процессе хозяйствования, основанными на известном расчете и направленными на удовлетворение их разного рода возрастающих потребностей.

Окружающий нас мир можно условно разбить на две части: то, что создано исключительно природой, и то, что создано человеком в его производственной деятельности из материалов природы (материальные блага). И чем больше развивается человечество, тем больше становится вторая часть, что обусловлено объективными законами жизнедеятельности человеческого общества.

Экономикасовокупность отраслей и сфер народного хозяйства. Различают сферы материального и нематериального производства. Материальное производство лежит в основе человеческого общества и связано с удовлетворением материальных потребностей людей. К нему относятся: промышленность, строительство, грузовой транспорт, связь, бытовое обслуживание, сельское хозяйство, лесное и водное хозяйство. Сюда также входят производство материальных услуг, торговля, общественное питание, жилищно-коммунальные услуги.

Нематериальное производство включает в себя производство нематериальных благ и нематериальных услуг. К нематериальным благам относятся: образование, здравоохранение, наука, научное обслуживание, деятельность общественных организаций, управление. К нематериальным услугам относятся: пассажирский транспорт, связь по обслуживанию населения, культура и искусство. Раньше нематериальное производство относили к непроизводственной сфере.

В современных условиях значительно возрастает роль этой «непроизводственной сферы». Ее приоритетность выступает общей закономерностью социально-экономического развития передовых стран мира. В результате наука становится главной производительной силой общества, а образование – источником ее формирования, возрастает наукоемкость и техноемкость современного общественного производства.

Экономика – совокупность производительных сил и производственных отношений (экономический базис общественного производства). Экономический базис в совокупности с надстройкой представляет общественно-экономическую формацию.

Производительные силы выражают отношение людей к природе, их воздействие на природу с целью приспособления ее элементов для удовлетворения своих потребностей. К производительным силам относятся предметы труда, средства труда и рабочая сила. Предметы труда – это сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо и т.д. К средствам труда относятся станки, оборудование, автоматика, робототехника и т.д. Рабочая сила является главным элементом производительных сил общества.

Производственные отношения это совокупность отношений между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Основу производственных отношений составляют отношения собственности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.