Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль государства в решении проблем, связанных с неравенством доходов

Проблема неравенства доходов.

 

В условиях рыночных отношений характерной особенностью получаемых, распределяемых и используемых доходов является их неравенство, дифференциация. Причинами неравенства в распределении доходов могут быть различия в способностях, уровне образования и квалификации, величине личного имущества, происхождении людей, размере и составе их семей, а также трудолюбие и мотивация, профессиональная интуиция и склонность к риску, удача и везение, дискриминация. Для стран с переходной экономикой также обостряется проблема дифференциации доходов. Это связано с тем, что:

· рыночный механизм не дает гарантированного уровня благосостояния;

· рынок не учитывает ни возможности, ни острой необходимости, ни запросов и особенностей получателей дохода, кроме их платежеспособности;

· рынок совершенно безразличен к доходополучателю: товар достается тому, кто может за него заплатить, а не тому, кто больше всего нуждается в нем;

· распределение доходов в странах с рыночной экономикой происходит не только в результате свободной игры рыночных сил, но и на основе государственного регулирования различных потоков доходов путем их перераспределения;

· в условиях рынка получатель доходов зависит от колебания спроса и предложения рабочей силы, поэтому низкий доход лиц неквалифицированного труда, спрос на который невелик, считается справедливым;

· в рыночной экономике на дифференциацию доходов влияют усиление криминогенных факторов (хищение, спекуляция, взяточничество, теневая экономическая деятельность).

Для характеристики дифференциации доходов населения часто используется децильный коэффициент, т.е. отношение между средними доходами 10% наиболее обеспеченного населения и средними доходами 10% наименее обеспеченного. В Беларуси соотношение доходов 10% наименее и 10% наиболее обеспеченного населения составляет 5,6 раза. И это оптимальный показатель (критически допустимый уровень этого индикатора - 10). Для сравнения: в Германии, Австрии, Франции он составляет 5-7, в Казахстане - 7,4, в Украине - 8,7, в России - 16,8. Квинтильный коэффициент – это отношение доходов 20% самых богатых граждан к доходам 20% самых бедных групп населения.

Для более точного измерения и сравнения уровней неравенства в распределении доходов экономисты пользуются так называемыми кривыми Лоренца (см. рис. 15.4.1.) и индексами Джини.

Кривая Лоренца – это кривая, показывающая, какую долю суммированных за год доходов, полученных в данной стране, получили различные процентные доли населения, начиная с беднейших граждан или семей и заканчивая самыми богатыми (рис 15.4.1). Для того чтобы построить кривую Лоренца необходимо распределить всех граждан или все домохозяйства по порядку возрастания их доходов, и распределить на 5 групп (по 20% населения в каждой группе) или на 10 групп (по 10% населения в каждой группе). Затем подсчитать суммарный годовой доход каждой группы населения, выраженный в процентах от ВВП. Кроме этого отразить на графике доли ВВП, которые эти группы получают кумулятивно (с нарастающим итогом). Соединив все точки на графике, начав из точки, соответствующей 0% ВВП и 0% населения, получим кривую Лоренца страны. Чем сильнее изогнута кривая Лоренца страны, тем менее равномерным является распределение доходов в этой стране.

 

 

Совокупный доход А   0 100% Процент населения     Кривая Лоренца Прямая абсолютного равенства Кривая абсолютного неравенства  

 

Рис. 15.4.1. Кривая Лоренца.

Для того чтобы сопоставить степень неравенства в распределении доходов сразу во многих странах, используется и индекс Джини. Он рассчитывается как доля, которую площадь между кривой Лоренца и прямой абсолютного равенства составляет от площади треугольника под той же прямой. Таким образом, индекс Джини, равный нулю, соответствует ситуации абсолютного равенства, а индекс Джини, равный 100%, свидетельствует об абсолютном неравенстве. Ни абсолютное равенство, ни абсолютное неравенство в реальной жизни невозможно, поэтому фактическое значение индекса Джини всегда больше нуля, но меньше 100%.

Высокая степень неравенства в доходах имеет свои негативные последствия:

· оказывает отрицательное влияние на уровень и качество жизни людей: увеличивает число малообеспеченных граждан в составе населения;

· может угрожать политической стабильности в стране, что в свою очередь увеличивает риск инвестирования в страну и отпугивает потенциальных инвесторов;

· ограничивает возможности применения важнейших рыночных методов регулирования экономики;

· может отрицательно сказываться на моральных нормах поведения участников экономических процессов.

С другой стороны, слишком равномерное распределение доходов отрицательно влияет на эффективность экономики, как свидетельствует опыт многих постсоветских стран. Минимальные различия в доходах, при запрете на частную прибыль и искусственно выровненных уровнях оплаты труда разной сложности, не создают достаточных материальных стимулов к активному участию людей в экономической деятельности. Следствием такого выравнивания доходов были ухудшение дисциплины, формирование безынициативного работника, низкое качество и узкий ассортимент производимой продукции, торможение темпов НТП и в итоге, замедление экономического роста.

Одной из важнейших составляющих государственного регулирования социальных процессов и социальной политики является социальная защита населения. Социальная защита - это функция обществапо обеспечению неотъемлемых и общепризнанных социальных прав человека, в том числе достойного уровня жизни, если он в силу каких-либо обстоятельств потерял возможность к извлечению доходов от трудовой деятельности, т.е. оказался под воздействием социальных рисков. К числу признанных социальных рисков в мировой практике относятся: болезнь, материнство, содержание детей, инвалидность, старость, безработица, потеря кормильца, трудовое увечье или профессиональное заболевание, беременность и роды, чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера.

В настоящее время система социальной защиты в Республике Беларусь представлена тремя программами: социального страхования, социальной помощи и социального обслуживания населения.

Государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат за счет средств государственных страховых фондов. Основными принципами государственного социального страхования являются: участие работодателей, работающих граждан и физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, в создании государственных страховых фондов; распределение средств от трудоспособных граждан к нетрудоспособным, от работающих к неработающим; гарантированность пенсий, пособий и других выплат в соответствии с законодательством. Программы социального страхования направлены на возмещение частично утраченного заработка в связи с достижением общеустановленного пенсионного возраста, возникновением временной или постоянной нетрудоспособности, приобретением статуса безработного.

Социальная помощь представляет собой набор различных пособий, льгот, гарантий, компенсаций и выплат населению, предоставляемых тем, кто относится к различным группам риска, кто ввиду наличия иждивенцев или достижения определенного возраста, нетрудоспособности не может удовлетворить свои потребности. В отдельных случаях для получения социальной помощи необходимо подтверждение нуждаемости, но, в основном, она предоставляется в зависимости от принадлежности к той или иной категории граждан (ветераны войны, инвалиды, лица, пострадавшие вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и др.).

Программы социального обслуживания обеспечивают широкий спектр социально-экономических, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг населению. В рамках этих программ осуществляется поддержка граждан, не способных самостоятельно позаботиться о себе. Так в Беларуси создана и функционирует сеть социальных учреждений (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, граждан, страдающих психическими заболеваниями). Расширяется практика предоставления социальных услуг на дому. Продолжается формирование комплексных территориальных центров социального обслуживания, которые позволяют оказывать поддержку гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения с учетом их специфических потребностей, расширять спектр и улучшать качество предоставляемых социальных услуг.

 

***

Все потребности людей подразделяются на индивидуально гарантируемые и индивидуально не гарантируемые.

Индивидуально гарантируемые потребности удовлетворяются самим человеком.

Индивидуально не гарантируемые потребности – это потребности в образовании, медицинском обслуживании, льготные путёвки в дома отдыха, санатории, оздоровительные лагеря; пособия, стипендии, пенсии, поддержка занятости, правоохранительных органов, обороны – финансируется государством из средств бюджета и соответствующих целевых внебюджетных фондов.

Создание целевых внебюджетных фондов диктуется условиями дефицита государственного бюджета, ограниченностью финансовых ресурсов и необходимостью финансирования целевых программ. Аккумулируемые в них средства носят целевой характер, позволяют в определённой степени снять нагрузку с бюджета и выступают в качестве источников финансирования.

В РБ созданы следующие внебюджетные фонды социального назначения:

· фонд социальной защиты населения;

· государственный фонд содействия занятости населения;

· фонд защиты граждан, пострадавших от Чернобыльской трагедии;

· фонд содержания детских дошкольных учреждений и др.

Фонд социальной защиты населения РБ создан 1 июля 1993 года на основе Пенсионного фонда и фонда социального страхования. Средства из этого фонда выплачиваются дифференцированно в зависимости от опасности, вредности, тяжести работ и других условий труда. Источником образования этого фонда выступают единый тариф взносов для основной массы плательщиков предприятий (независимо от форм собственности), а также лиц, которые нанимают на работу граждан по договору, предпринимателей и фермерских хозяйств, обязательный страховой взнос граждан в размере 1% от заработной платы, от общественных организаций инвалидов и пенсионеров их предприятий, организаций, объединений и учебных заведений и др.

Государственный фонд содействия занятости населения создан с целью оказания помощи гражданам, временно оказавшимся в числе безработных. Источником его образования являются отчисления в размере 1% из фонда оплаты труда предприятий всех форм собственности. Таким образом, его формируют сами трудовые коллективы, создавая на случай безработицы своеобразный страховой резерв. В него могут привлекаться средства местных Советов народных депутатов и из других источников. Они направляются на создание дополнительных рабочих мест, профессиональную ориентацию, обучение и переподготовку кадров, материальную поддержку безработных. Фонд оказывает поддержку предприятиям в предупреждении безработицы, предоставляя им льготные кредиты сроком от 3 до 6 месяцев. В США этот фонд формируется за счёт средств государства – 50%, фирмы – 25%, работающего – 25%.

Фонд защиты пострадавших от Чернобыля формируется согласно методическим указаниям от 21.06.2000 года за счёт отчислений от фонда оплаты труда..

Фонд детских дошкольных учреждений формируется за счёт отчислений от фонда оплаты труда в размере 5% (согласно Положению от 1998 года). Льготы имеют: бюджетные организации, лечебно-производственные мастерские, предприятия, использующие труд инвалидов и участников ВОВ, пенсионеры.

Специальный фонд Президента Республики Беларусьпо социальной поддержке одаренных учащихся и студентов создан 12 января 1996 г. с целью финансирования мероприятий, направленных на стимулирование интеллектуально-творческой деятельности молодежи в области образования и науки. Средства фонда образуются за счет: ассигнований из резервного фонда Президента Республики Беларусь; добровольных взносов физических и юридических лиц в виде денежных средств (в том числе в иностранной валюте) и материальных ценностей. Учет поступающих и расходуемых средств производится раздельно в рублях Национального банка Республики Беларусь и иностранной валюте.

За счёт социальных фондов финансируются пособия многодетным семьям и поддерживается должный уровень воспроизводства рабочей силы, поскольку на современном этапе особое значение приобретает человеческий фактор, инвестиции в человека.

Источниками финансирования общественных фондов потребления выступают денежные средства:

· централизованные – 70% за счёт государства;

· децентрализованные денежные средства – 30% за счёт предприятий.

В странах с рыночной экономикой эти средства формируются за счёт благотворительности. За счет государства финансируются образование, медицинское обслуживание, культура.

Доля общественных фондов в структуре семейного дохода в былом СССР составляла 25%, на заработную плату приходилось 67%, остальные 8% на домашнее и личное подсобное хозяйство.

15. 5 Социальная политика Республики Беларусь: основные направления и приоритеты

 

В Республике Беларусь основополагающим документом, определяющим сущность, содержание, цели и принципы государственной социальной политики, является Конституция. В статье 1 Республика Беларусь провозглашена унитарным демократическим, правовым социальным государством. Это значит, что высшей целью государства является обеспечение прав и свобод граждан, максимальное обеспечение достойных условий существования, удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан. Государство гарантирует каждому гражданину соблюдение права на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий. Все это достигается путем проведения соответствующей социальной политики.

Социальная политика советского периода представляла собой жесткое централизованное распределение социальных благ и реализацию социальных гарантий на основе бюджетного финансирования. При этом многие из этих гарантий носили декларативный характер и были доступны лишь ограниченному кругу лиц. Социально-экономические и политические изменения 90-х гг. сопровождались как ростом масштабов ранее существовавших негативных социальных явлений, так и появлением новых - безработицы, массовой бедности и т.п. В этих условиях государство было вынуждено проводить активные меры по социальной защите населения, что привело к значительному росту расходов на социальные выплаты в денежной и натуральной формах из бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов. В результате объемы социальных обязательств государства стали превышать его финансовые возможности; отсутствие адресности в социальной политике привело к росту социальной апатии и социального иждивенчества.

Выбор Республикой Беларусь модели социально ориентированной рыночной экономики предопределил необходимость реформирования социальной политики. Адаптация социальной политики к новым политико-экономическим условиям осуществлялась путем пересмотра и дополнения системы государственных минимальных социальных гарантий, разработки системы адресной социальной помощи, рационализации системы льгот, повышения социальной защиты населения, совершенствования механизмов защиты доходов населения от инфляции.

Это привело к значительному снижению уровня малообеспеченности населения; обеспечило поэтапное повышение заработной платы и уровня минимальных социальных стандартов — МПБ, БПМ, МЗП и других; улучшило положение в пенсионном и социальном обеспечении населения; способствовало развитию образования, здравоохранения, культуры и других отраслей сферы обслуживания населения. В результате социальная политика, проводимая в последние годы в Республике Беларусь, позволила не только не утратить важнейших социальных завоеваний предыдущих лет, но и многое сделать для развития и совершенствования социальной сферы.

Главными целями социальной политики в долгосрочной перспективе являются обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала.

Основные направления социальной политики, реализующие главные цели, обозначены в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., – это:

· создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

· обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров;

· обеспечение роста реальных денежных доходов населения;

· последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

· формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;

· повышение уровня пенсионного обеспечения;

· снижение уровня малообеспеченности населения;

· повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания помощи, рационализации системы льгот, улучшения социального обслуживания и др.

Реализация указанных направлений должна обеспечить приближение Республики Беларусь по уровню и качеству жизни населения к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.

Р ост благосостояния народа. - это важнейшая составная часть проводимой государством социальной, экономической, финансовой и внешней политики.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общеобразовательных школ | Хозяйственной жизни и её формы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.