Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В результате за годы восьмой пятилетки был создан мощный промышленный потенциал





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

 

С начала 70-х гг. темпы роста экономики стали снижаться, а к 80 гг. показатели производства перестали расти. Главной бедой советской экономики этого периода было то, что она почти не была связана с научно-техническим прогрессом (НТП). Западные страны осуществляли продвижение в таких сферах, как комплексная автоматизация производства и управления, электронизация и биотехнологизация хозяйственной деятельности, использование ядерной энергетики, исследование и освоение космического пространства. В нашей стране при разработке научно-технической политики не были учтены все тенденции научно-технической революции. Основное внимание было обращено на автоматизацию производственных процессов, т.к. считалось, она содержит в себе возможность преобразования материального производства, управления и повышения производительности труда.

Экономика 70-х и первой половины 80-х гг. развивалась в целом на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных материальных и трудовых ресурсов, что проявилось:

- погоней за увеличением объемов. В 70-е гг. удалось догнать США по выплавке стали, добыче угля, нефти, газа и других видов промышленной продукции;

- экономика СССР развивалась за счет увеличения числа рабочих;

- экономика страны была монополизированной, т.е. в ней не было конкуренции внутри каждой отрасли (например, в автомобилестроении);

- наличие гигантомании, т.е. строительство огромных предприятий, дорогостоящих и не всегда оправдываемых;

- сверхцентрализацией экономики.

В стране велась определенная работа по осуществлению технической реконструкции. Так, в 1971 г. в промышленности действовала 89 481 механизированная поточная линия, в 1985 - 161 601; соответственно автоматических линий - 10 917 и 34 278.

Ресурсы страны все больше истощались. Небольшую часть экономики страны составляли наиболее современные производства высокой технологии, которые работали на военные заказы.

В 70-е гг. активно развивался военно-промышленный комплекс (ВПК), где были заняты миллионы людей, использовались лучшие материалы. Экономика страны работала в основном на военно-промышленный комплекс. Военная нагрузка привела к небольшим диспропорциям. Из-за разницы издержек в разных отраслях экономики покупная возможность рубля была различной (в оборонной промышленности она составляла 4-6 долл., в других отраслях гораздо ниже).



На рубеже 70-80-х гг. начали проявляться серьезные диспропорции в структуре промышленности СССР. Приоритетное развитие получили отрасли тяжелой индустрии, прежде всего оборонная. Производство военной техники достигло 60% всей выпускаемой продукции. В период 10-й пятилетки (1976-1980 гг.) была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. Однако намеченные планы по внедрению новой техники труда выполнены не были. Кроме того, наметилось дальнейшее отставание во всех индустриальных отраслях.

 

Сельское хозяйство.Сельское хозяйство с послевоенных времен находилось в глубоком провале. Руководство решило предпринять срочные меры по поднятию сельского хозяйства.

На мартовском Пленуме ЦК КПСС (1965 г.) была принята программа ускоренного развития сельского хозяйства. Устанавливался твердый и неизменный план закупок зерна. На зерновые культуры, на продукцию животноводства были повышены закупочные цены. Наряду с плановым было предусмотрено сверхплановое, свободное приобретение продовольственных культур в хозяйствах, которые будут иметь излишки товарного хлеба. В целях поощрения продажи колхозами и совхозами продукции сверх плана была установлена надбавка в размере 50% к основной закупочной цене. Конкретные меры намечались по дальнейшему укреплению материально-технической базы сельского хозяйства: предполагалось увеличить выпуск сельскохозяйственной техники, повысить ее качество, надежность и долговечность; разрабатывались программы электрификации, химизации аграрного производства, орошения и мелиорации полей. Резко увеличились капиталовложения в сельское хозяйство.

В 70-е гг. стали создаваться интегрированные хозяйства - агропромышленные объединения, комбинаты, агрофирмы. В их состав включались колхозы, совхозы, предприятия по переработке сырья, организации транспорта и торговли. К середине 80-х гг. в стране было создано около 4,8 тыс. межхозяйственных предприятий, но они не давали эффекта. Для улучшения управления сельским хозяйством был создан Государственный агропромышленный комитет, на местах - районные агропромышленные объединения.

Тем не менее, объем валовой продукции сельского хозяйства сокращался. В годы 9-й пятилетки (1971-1975 гг.) он составил 13% совокупного общественного продукта, а в годы 10-й пятилетки (1975-1980 гг.) - 6%.

 

Развитие народного образования. Большие успехи были достигнуты в области образования. С 1966-1967 учебного года в стране начинается переход средней школы на новые учебные планы и программы, разработанные АН СССР и Академией педагогических наук. Новые программы характеризовали: учет последних достижений науки и техники, преемственность в изучении материала с 1-го по 10-й класс, более рациональное распределение учебной информации по годам обучения, начало систематического преподавания систем наук (предметное обучение) с 4-го класса, освобождение программ от излишней детализации и второстепенных знаний в целях преодоления перегрузки учащихся. Для углубленного изучения предметов, развития интересов и способностей школьников вводились факультативные занятия по выбору учащихся, начиная с 7-о класса. Была осуществлена подготовка высококачественных учебников, пособий и методических руководств для педагогов силами ведущих ученых страны и опытных учителей.

В результате с середины 60-х гг. завершился переход ко всеобщему обязательному восьмилетнему обучению, а затем, в течение 10 лет (к середине 70-х гг.), - ко всеобщему среднему образованию. Возможность получить образование в объеме средней школы предоставили молодежи средние ПТУ и техникумы. Необходимые условия для повышения уровня знаний рабочей и сельской молодежи с последующим поступлением в вузы создавали возникшие в 1969 г. подготовительные отделения.



По сравнению с предшествующим периодом в 70-80-е гг. удалось добиться высоких темпов роста образовательного уровня населения. Относительно 1959 г. удельный вес граждан, имеющих высшее образование, увеличился к 1987 г. в 3,9 раза, а приобретших полное среднее - в 3,6 раза. Одновременно сокращалось количество людей с неполным средним образованием.

 

Развитие науки. Большое внимание уделялось развитию науки. На ее развитие выделялись все большие ассигнования. Наиболее ярким свидетельством расцвета советской науки являются достижения в области освоения космоса. СССР продолжил изучение Луны с помощью космических аппаратов. В 1965 г. автоматическая станция "Зонд-3" сфотографировала обратную сторону Луны. На основании этих и ранее сделанных снимков были впервые составлены полная карта и глобус Луны. Выдающимся достижением советской науки явилась доставка на Землю лунного грунта и его дальнейшее изучение. Советские космические аппараты достигли поверхности планеты Венера и передали на Землю ценные сведения о ее атмосфере. В Институте атомной энергии им. И.В. Курчатова были сделаны открытия мирового уровня: пущена ядерная установка, с помощью которой осуществлялось преобразование тепловой энергии ядерного реактора в электрическую. Ученые этого Института под руководством академика Л.А. Арцимовича заняли ведущее место в изучении свойств плазмы. Выдающиеся открытия были сделаны в области квантовой физики. Советские физики Н.Г. Басов и А.М. Прохоров стали лауреатами Нобелевской премии. Деятельность Академии наук СССР была сосредоточена на разработке наиболее перспективных направлений в области естественных и гуманитарных наук, способствующих развитию науки и культуры. Большое внимание уделялось деятельности академий наук союзных республик. Для поощрения советских ученых за развитие советской науки в 1967 г. были учреждены Государственные премии.

 

Социальная политика. В правительственных документах определялась цель социалистического строительства: "Все во имя человека и для его блага!". Общество было переориентировано на решение проблем потребления. В течение 8-й пятилетки реальные доходы трудящихся увеличились на 33%. Минимальная заработная плата рабочих и служащих возросла с 40-45 до 60-70 руб. Главным достижением социальной политики в этот период стало государственное бесплатное жилищное строительство. 55 млн человек получили бесплатное или по льготным кредитам жилье. К началу 80-х гг. 80% семей имели отдельные квартиры. Важным социальным достижением явился перевод рабочих и служащих на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями и оплачиваемым отпуском в 15 дней.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. II. Зарождение национального самосознания. Реформационное движение, создание Индийского национального конгресса
  2. Агропромышленный комплекс
  3. Алгоритм действий создания запроса на обновление
  4. Алгоритм действий создания перекрестного запроса
  5. Большая группа гражданских правоотношений возникает в связи с созданием
  6. Борьба с эпизоотиями: меры по ликвидации чумы, создание вакцины против сибирской язвы.
  7. В 1894-95 гг. была проведена одна из самых успешных денежных реформ в результате которой рубль был переведен на золотой стандарт.
  8. В результате изучения материалов данной лекции
  9. В результате получаем следующий вывод итогов
  10. В самом общем случае — это любое поучение, рассуждедние, создание текста, самое главное — это важность вида.
  11. Водителя сразу заключили под стражу, в результате у него произошел сильный нервный срыв, подтверждающийся судебно-психиатрической экспертизой.

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.