Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды рыночных структур




Существуют два различных понимания термина «конкуренция». Конкуренция как способ взаимодействия фирм на рынке и конкуренция как характеристика рыночной структуры. Рыночная структура отражает все наиболее важные аспекты рынка – количество фирм в отрасли, характер производимого продукта, возможности для входа и выхода из нее фирм, количество покупателей, способность отдельной фирмы воздействовать на рыночные цены. Чем ниже способность отдельной фирмы влиять на рынок, тем более конкурентной считается данная отрасль. Поскольку структура того или иного рынка определяется множеством факторов, то количество рыночных структур может быть большим. Однако принято выделять четыре базовых модели: совершенная конкуренции, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.

Три последних называют также рынками несовершенной конкуренции.

В основе классификации рыночных структур лежит использование следующих критериев.

1. Количество фирм в отрасли (одна, несколько, много). Считается, что фирм в отрасли много, если объем производства каждой относительно невелик. Фирм считается мало, когда они достаточно крупны относительно рынка и деятельность каждой вызывает ответную реакцию со стороны конкурентов. Коэффициент Херфиндаля – Хиршмана: H = S1 + S2…+ Sn, где удельный вес фирмы в объеме производства отрасли. Если Н > 1800, то степень монополизации высокая.

2 Характер производимого продукта (однородный, дифференцированный, уникальный). Если одна единица продукта не отличается от других, то продукт является однородным. Если одна единица продукта может заменить другие, но между ними есть некоторые отличия, то продукт является дифференцированным. Если нет близких заменителей, то продукт (услуга) является уникальным.

3. Степень влияния фирмы на рыночные цены. Коэффициент Лернера: L = (P – MC)/P.

4. Возможности входа на рынок новых фирм и издержки выхода из него. Это определяется наличием в отрасли барьеров.

 

 

Характерные черты основных рыночных структур

 

Характерные черты, критерии Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Число фирм Очень большое число Много Несколько Одна
Тип продукции Однородный Дифференцированный Стандартизированный или Дифференцированный Уникальный, нет близких заменителей
Контроль над ценой Отсутствует Некоторый, но довольно в узких рамках Ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре. Значительный
Условия вступления в отрасль Очень легкие, препятствия отсутствуют Сравнительно легкие Наличие существенных препятствий Блокировано
Неценовая конкуренция Отсутствует Значительный упор на рекламу, знаки Очень типична, особенно при дифференцированном продукте Главным образом, реклама, имидж
ПРИМЕРЫ: Сельское хозяйство Розничная торговля, производство одежды Производство стали, автомобилей, бытовых приборов Местные предприятия
           

 

Монопсонией называется такой тип рынка, на котором не продавцы, а покупатели способны оказывать влияние на цены. Монополист использует свою рыночную власть, чтобы производить меньшее количество товара по более высоким ценам. Монопсонист же использует свою рыночную силу, чтобы покупать большее количество ресурсов и платить меньшую цену за единицу ресурса. Монополист имеет возможность установить высокую цену (Р), а чтобы цену удерживать, он вынужден при прочих равных условиях сократить производство.

Переход от рынка совершенной конкуренции к рынкам несовершенной конкуренции означает усиление монопольной власти.

Доводы против предпринимательской монополии:

а) неэффективность распределения ресурсов. Ограничивает выпуск продукции и повышает цены;

б) не способствует научно-техническому прогрессу;

в) чрезмерное неравенство доходов. Существующие барьеры для других фирм приносят монопольную прибыль.

г) политические опасности. Экономическая власть дает возможность влиять на правительственные органы.

Аргументы в пользу предпринимательской монополии:

а) как правило, продукты монополий лучшего качества;

б) существует межотраслевая конкуренция, иностранная конкуренция, потенциальная конкуренция;

в) эффект масштаба. Крупные фирмы за счет больших объемов производства имеют возможность уменьшать расходы;

4) крупные фирмы имеют больше ресурсов для научно-технического прогресса.

В реальном мире конкуренция иногда весьма далека от идеала. На некоторых рынках один покупатель или продавец имеют возможность контролировать рыночные цены. Эта возможность влияния на цены называется властью над рынком. Власть над рынком может привести к неэффективности рынков, поскольку позволяет удерживать цену и объем предложения на уровнях, далеких от равновесия спроса и предложения.

В условиях совершенной конкуренции ценовая дискриминация невозможна (ценовая дискриминация – это практика установления разных цен на один и тот же продукт), конкурентные отношения неизбежно приведут к возникновению единой цены на продукт или услугу. Ценовая дискриминация может осуществляться только на рынке несовершенной конкуренции и главным образом на монополистическом рынке. Ее проведение предполагает:

- наличие существенных различий в ценовой эластичности спроса у отдельных групп потребителей;

- исключение перепродажи товаров, их свободного перемещения с дешевого рынка на дорогой, что особенно характерно для рынка услуг.

Различают три степени ценовой дискриминации:

а) для каждого покупателя устанавливается своя цена; б) устанавливаются скидки с цены партии товара; в) дифференциация рынков, на каждом из которых устанавливается своя цена.

В конце Х1Х века монополизация производства нарастала как снежный ком. В 1890 году в США был принят первый антимонопольный закон – Акт Шермана. С тех пор во многих странах приняты соответствующие антимонопольные законы. Обычно в этих законах обозначены следующие признаки монополизации:

1) монополизация рынка явным образом (фирма или несколько фирм сосредотачивают в своих руках значительную долю производства данного товара); 2) фиксирование цен (цены остаются неизменными в течение определенного периода); 3) слияние конкурирующих фирм; 4 ) переплетающиеся директораты (одни и те люди входят в состав совета директоров конкурирующих фирм); 5 ) ценовая дискриминация (продажа одинаковых товаров по разным ценам разным покупателям); 6 ) связанные контракты (покупка или продажа оговоренные определенными условиями).

Среди основных мер антимонопольной политики выделяются меры по коррекции поведения, состоящие в том, что государство приказывает фирме или группе фирм изменить свое поведение, сделав его более конкурентным, а также проводит структурную политику, в ходе которой изменяется структура отрасли – крупная компания разделяется на ряд независимых фирм.

Во многих странах мира законы возлагают ответственность не только на фирмы, но и персонально на их руководителей. К числу наиболее широко применяемых методов борьбы с монополизацией рынков относятся: а) предельное упрощение процедуры создания новых фирм; б) снятие барьеров во внешней торговле; в) введение государственного контроля за процедурами слияния и поглощения фирм.

В некоторых случаях монополия может считаться нормальным явлением и монополист не подлежит наказанию, если он сумеет захватить значительную долю рынка за счет: создания уникального товара; эффективного маркетинга; разработки и освоения новой технологии, что позволяет снизить затраты и продавать продукцию по более низким ценам (такое снижение цены не является демпингом, который преследуется по закону).

Особое место принадлежит естественной монополии. Естественная монополия – это такая ситуация на рынке, когда наличие одной фирмы обеспечивает весь рыночный спрос и при этом существенно снижаются затраты на единицу продукции, что выгодно всему обществу.

Обычно естественные монополии присутствуют в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов, газа по трубопроводам, услуги по передаче тепловой и электрической энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов. Государственное регулирование деятельности естественных монополистов предусматривает установление государством на их продукцию и услуги фиксированных цен и тарифов или их предельного уровня, определение группы потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию. Государство должно контролировать и другие стороны деятельности подобных фирм.

Для развития в стране добросовестной конкуренции необходимы экономические, технологические, социальные предпосылки. Среди экономических предпосылок следует выделить такие, как рассредоточение рыночной власти, множественность предпринимательских образований, создание условий для массового создания новых фирм, их образование и регистрацию.

Характер существующих на рынке барьеров в значительной мере предопределяет различные типы монополий. Естественные монополии основаны на положительной экономии от масштаба производства, которая столь значительна, что одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм. Сырьевые монополии обусловлены владением и контролем над поставками редкого или стратегически важного сырья. Локальные монополии обусловлены высокими транспортными расходами, способствующими формированию изолированных местных рынков.

 

Основные термины: «провалы» рынка, избыточное налоговое бремя, внешний эффект, общественное благо, рынок совершенной конкуренции, монополия, олигополия, рынок монополистической конкуренции, естественная монополия.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.