Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №2. Отнесение сведений к государственной тайне, их засекречивание и рассекречивание

Отнесение сведений к государственной тайне. По общему правилу, сформулированному в ст. 9 Закона РФ «О государственной тайне», отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в со­ответствии с законом, исходя из их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежности. Отнесение сведений к госу­дарственной тайне представляет собой строго регламентированный процесс, в основу которого положено применение Перечня сведе­ний, составляющих государственную тайну, и Перечня должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государ­ственной тайне.

Утверждению Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне Президентом РФ и подлежащего открытому опубликованию, предшествуют две стадии.

На первой стадии руководители органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномо­чиями по отнесению сведений к государственной тайне, руководству­ясь Перечнем сведений, составляющих государственную тайну {ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне») принимают решения о целесо­образности отнесения конкретных сведений к государственной тайне и направляют свои предложения в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны. При этом указанные руководители не­сут персональную ответственность за принятые ими решения.

На второй стадии Межведомственная комиссия, руководствуясь Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, на основа­нии предложений органов государственной власти формирует Пере­чень сведений, отнесенных к государственной тайне, который пред­ставляется в установленном порядке на утверждение Президента РФ.

Засекречивание сведений, отнесенных к государственной тайне. Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются, согласно ведомствен­ной или отраслевой специфики, конкретные сведения, полномочия­ми по распоряжению которыми наделены соответствующие органы государственной власти, и устанавливается степень их секретности. В рамках целевых программ по разработке и модернизации образ­цов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и на­учно-исследовательских работ по решению заказчиков этих образ­цов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Целесообразность их засекречивания определяется содержанием перечней. Данные перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти. Должностные лица, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о за­секречивании информации, находящийся в «собственности» органи­заций и граждан, если эта информация включает сведения, пере­численные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тай­не. Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению «собственников» информации или соответствующих органов государственной власти.

Материальный ущерб, нанесенный «собственнику" информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в разме­тах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее «собственником». В договоре должны быть предусмотрены обяза­тельства «собственника» информации по ее нераспространению. При отказе «собственника» информации от подписания договора он предупреждается об ответственности за несанкционированное рас­пространение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством.

Предлагаемая законодателем в ст. 10 Закона РФ «О государствен­ной тайне» схема ограничения так называемых прав «собственности» организаций и граждан на информацию в связи с ее засекречиванием не может быть признана юридически корректной, хотя и получила поддержку, и даже обоснование в отдельных публикациях. Так, А.А. Сумин, опираясь на изначально неверный тезис, отождествляющий сведения составляющие государственную тайну, с интеллекту­альной собственностью и, следовательно, являющихся объектом ис­ключительных прав, полагает, что в данном случае имеет место изъя­тие из общего правила об использовании объектов исключительных прав только с согласия правообладателя. Как известно, авторское право охраняет не все объективно новые творческие результаты, а лишь те из них, которые являются оригинальными, т. е. уникальными и не повторяющимися при параллельном творчестве. Что касается другой группы объектов исключительных прав — объектов про­мышленной собственности, то для их признания в качестве охраняе­мых необходима процедура проверки их соответствия установленным критериям. Поэтому далеко не все сведения, подлежащие засекречиванию, могут даже в потенции выступать в качестве объектов исклю­чительного права. Но это не главное. Главное заключается в том, что засекречивание — это альтернативный установлению юридической монополии (установлению режима исключительных прав) способ за щиты информации. Наличие одного из них исключает применение другого.

Представляется, что законодатель, формулируя нормы ст. 10 За кона РФ «О государственной тайне», должен был говорить не о пра­ве «собственности» на информацию (информация — это не имущество, а в собственности граждан и юридических лиц согласно ст. 213 ГК РФ может находиться имущество), а о праве собственности на; носители сведений, составляющих государственную тайну.

Вернемся, однако, к процедурным вопросам засекречивания. Общие правила засекречивания сведений и их носителей определе­ны в ст. II Закона РФ «О государственной тайне», а конкретные механизмы засекречивания установлены Правилами отнесения све­дений, составляющих государственную тайну, к различным степе­ням секретности, утвержденными постановлением Правительст­ва РФ от 4 сентября 1995 г. № 8701.

Основанием для засекречивания сведений, полученных (разра­ботанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, организаций, является их соответствие действующим в данных органах, в данных организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваи­вается соответствующий гриф секретности и наносятся реквизиты, включающие следующие данные:

о степени секретности («особой важности», «совершенно секретно», «секретно») содержащихся в носителе сведений со ссыл­кой на соответствующий пункт действующего в данном органе го­сударственной власти, организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию;

об органе государственной власти, организации, осуществив­ших засекречивание;

о регистрационном номере;

о дате или условиях рассекречивания сведений либо о собы­тии, после наступления которого сведения будут рассекречены.

При невозможности нанесения таких реквизитов (что чаще все­го и бывает на практике) на носитель эти данные указываются в сопроводительной документации на носитель. Если носитель со­держит составные части с различными степенями секретности, каж­дой из этих составных частей присваивается гриф секретности, со­ответствующий тому грифу, который присваивается его составной части, имеющей высшую для данного носителя степень секретности сведений.

Помимо названных реквизитов, на носителе и (или) в сопрово­дительной документации к нему могут проставляться дополнитель­ные отметки информативно-предупредительного характера, вид и порядок проставления которых определяются нормативными до­кументами, утверждаемыми Правительством РФ.

Для случая невозможности идентификации полученных (разра­ботанных) сведений со сведениями, содержащимися в действующих перечнях сведений, подлежащих засекречиванию, действующим за­конодательством предусмотрен институт предварительного засекре­чивания. Он используется в процессе появления новой информации содержание которой предположительно подлежит засекречиванию, но не оформлено локальным перечнем. В данном случае должност­ные лица органов государственной власти, организаций обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных (разрабо­танных) сведений в соответствии с предполагаемой степенью сек­ретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего тот либо иной (по подведомственности) локальный перечень сведений, подлежащих засекречиванию, предложения по его дополнению либо изменению. При этом должностные лица, ут­вердившие действующий перечень, обязаны в течение трех месяцев организовать экспертную оценку поступивших предложений и при­нять решение по дополнению (изменению) действующего перечня или снятию предварительно присвоенного грифа секретности.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению Межведомственной ко­миссии по защите государственной тайны.

Рассекречивание сведений, составляющих государственную тайну и их носителей. Рассекречивание сведений, составляющих государст­венную тайну, представляет собой регламентированную процедуру снятия ранее введенных в предусмотренном законодательством о государственной тайне порядке ограничений на их распростране­ние и на доступ к их носителям.

Статья 13 Закона РФ «О государственной тайне» содержит ис­черпывающий перечень оснований, по которым сведения, состав­ляющие государственную тайну, могут быть рассекречены. Такими основаниями являются:

— взятие на себя Российской Федерацией международных обя­зательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Рос­сийской Федерации государственную тайну;

— изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является неделе сообразной.

Действующим законодательством сформулировано требование о регулярном пересмотре перечней сведений, подлежащих засекречиванию. Это требование обращено к органам государственной вла­сти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. Данные органы обязаны перио­дически, но не реже чем каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих за­секречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.

Правом изменения действующих в органах государственной власти и организациях перечней сведений, подлежащих засекречива­нию, наделены утвердившие их руководители. Последние несут пер­сональную ответственность за обоснованность принятых ими реше­ний по рассекречиванию сведений. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны наделена правом приостанавливать и опротестовывать решения указанных руководителей, связанные с изменением перечня сведений, отнесенных к государственной тайне. В любом случае решения по изменению действующих переч­ней необходимо согласовать с Межведомственной комиссией. По­этому их вступление в силу зависит от наличия либо отсутствия по­добного согласования.

Примером акта рассекречивания сведений, составляющих госу­дарственную тайну, является Указ Президента РФ от 22 января 2001 г. № 61, которым был рассекречен Указ Президента РФ от 23 сентября 1999 г. № 1255с «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» (за исключением п. 11), предписывающий создать Оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона РФ и образовать Объединенную группировку войск (сил) по проведению названных операций.

Специальный порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, определен в ст. 14 Закона РФ «О государственной тайне». Согласно названной статье носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. Из этого правила сделаны два изъятия, касающиеся досрочного рассекречи­вания носителей и продления первоначально установленных сроков их засекречивания.

Основанием досрочного рассекречивания является изменение положений действующих перечней носителей сведений, составляющих государственную тайну, в результате которого дальнейшая за­щита носителей является нецелесообразной.

Продление первоначально установленных сроков засекречивания носителей сведений допускается лишь в исключительных случаях. Продление сроков, на которые засекречены сведения, осуществля­ется по решению руководителя органа государственной власти или организации на основании заключения экспертной комиссии, на­значаемой соответствующим уполномоченным руководителем. Об­щий предельный срок действия режима секретности в отношении носителей сведений, составляющих государственную тайну, не дол­жен превышать срока засекречивания сведений, т. е. 30 лет. В про­тивном случае необходимо заключение Межведомственной комис­сии по защите государственной тайны.

Руководители органов государственной власти и организаций имеют право рассекречивания носителей сведений, необоснованно засекреченных подчиненными им должностными лицами. В то же время, по смыслу закона, полномочия названных руководителей не распространяются на случаи досрочного рассекречивания правомерно засекреченных носителей и продления сроков их засекречивания.

Руководители государственных архивов РФ наделяются полно­мочиями по рассекречиванию носителей сведений, составляющих государственную тайну, находящихся на хранении в закрытых фон­дах этих архивов. Правом наделения руководителей государственных архивов подобными полномочиями обладают организации, передав­шие в архив носители сведений, составляющих государственную тайну (организации-фондообразователи) или их правопреемники. В случае ликвидации организации-фондообразователя и отсутствия ее правопреемника вопрос о порядке рассекречивания носителей сведений рассматривается Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.

Граждане, организации и органы государственной власти РФ имеют право на обращение в соответствующие органы государст­венной власти, организации, в том числе в государственные архи­вы, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государ­ственной тайне. Эти органы и организации обязаны в течение трех месяцев с момента получения запроса рассмотреть его и дать моти­вированный ответ.

Если орган или организация, получившие запрос, неправомоч­ны решить вопрос о рассекречивании запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его поступления передается в орган государственной власти, наделенный такими полномочия­ми, либо в Межведомственную комиссию по защите государствен­ной тайны, о чем уведомляются лица, подавшие запрос.

Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суде. При признании последним необос­нованности засекречивания сведений эти сведения подлежат рассек­речиванию в порядке, установленном Законом РФ «О государственной тайне».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос №1. Понятие государственной тайны, состав и принципы формирования сведений, подлежащих засекречиванию | Вопрос №3. Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4985; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.