КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 10. Правовое регулирование рекламной деятельности
Реклама - распространяемая любым способом, в любой форме, с помощью любых средств информация о товаре, средствах его индивидуализации, изготовителе или продавце товара, результатах интеллектуальной деятельности либо мероприятии, которая адресована неопределенноми кругу лиц и направлена на при влечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Отношения, возникающие в процессе производства, разещения и распространения рекламы на рынке товаров, работ, услуг в Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг, регулируются Федеральным законом от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Целями данного закона являются: развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции; обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства; реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы; предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы. Законодательство РФ о рекламе состоит из Федерального закона «О рекламе» и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, издаваемыми в соответствии с Федеральным законом «О рекламе». В той части, в какой эти отношения относятся к единому экономическому пространству, свободе перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности, их правовое регулирование является предметом гражданского права и относится к ведению Российской Федерации.
Вместе с тем рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений и относятся к основам единого рынка, то есть не являются предметом ведения РФ, субъекты РФ могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией РФ (в том числе ст. 72, 73, 76). Органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью (в силу положений ст. 130, 132, 133 Конституции РФ). Федеральный закон «О рекламе» устанавливает: • общие и специальные требования к рекламе; • особенности отдельных способов распространения рекламы; • государственный контроль и саморегулирование в области рекламы; • ответственность за ненадлежащую рекламу. Наиболее важные общие требования к рекламе следующие: • она должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются; • не должна побуждать граждан к насилию, жестокости, совершению противоправных действий, угрожать безопасности движения всех видов транспорта, формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами; • не допускаются: использование иностранных слов и выражений, искажающих смысл информации; указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или местного самоуправления; • не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы;
• не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы; • при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе требования гражданского законодательства и законодательства о государственном языке Российской Федерации. Закон вводит понятие «ненадлежащая реклама» реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ. Ненадлежащей рекламой является недобросовестная, недостоверная, скрытая, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения. Ненадлежащая реклама не допускается. Степень искажения объективных характеристик объекта рекламы в образе, сформированном ненадлежащей рекламой, иллюстрируется на рис. 6.2.
Недобросовестной является реклама, которая: • содержит некорректные сведения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; • порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента; • представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара; • является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством. Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения, в частности: • о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовлении, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
• об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока; • о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размерах скидок, тарифов и других условиях приобретения товара; • об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара; • о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара; • об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара; • о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), и символов международных организаций; • о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; • об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов и иных наград; • о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами; • о результатах исследований и испытаний; • о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара; • о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар; • об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара; • о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии; • об изготовителе или о продавце рекламируемого товара. Скрытой является реклама, которая оказывает неосознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи).
Заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы. Учитывая массовость и особенности некоторых видов рекламы, в законе установлены специфические требования к рекламе в радиотелепрограммах, периодических печатных изданиях, на транспортных средствах и почтовых отправлениях, к наружной рекламе, рекламе отдельных видов товаров (алкогольных напитков, табачных изделий, лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, биологически активных и пищевых добавок, продуктов детского питания, оружия, вооружения и боевой техники), рекламе финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг, а также к социальной рекламе (направленной на достижение благотворительных целей). Установлены специфические требования к рекламе и в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их легковерностью и отсутствием опыта. Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна:
• содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора; • умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Реклама услуг, связанных с осуществлением управления, включая доверительное управление активами, не должна содержать: • документально не подтвержденную информацию, если она непосредственно относится к управлению активами; • информацию о результатах управления активами (в том числе об их изменении или о сравнении в прошлом и (или) в текущий момент), не основанную на расчетах доходности, произведенных в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, а в случаях, установленных федеральным законом, - определяемых в соответствии с нормативными правовыми актами Центрального банка РФ; • информацию о гарантиях надежности возможных инвестиций и стабильности размеров возможных доходов или издержек, связанных с указанными инвестициями; • информацию о возможных выгодах, связанных с методами управления активами и (или) осуществлением иной деятельности; • заявления о возможности достижения в будущем результатов управления активами, аналогичных достигнутым результатам. В рекламе ценных бумаг не должно быть: • обещаний выплаты дивидендов по акциям, а также дохода по иным ценным бумагам, за исключением дохода, обязанность выплаты которого предусмотрена решением о выпуске или дополнительном выпуске эмиссионных ценных бумаг, правилами доверительного управления паевыми инвестиционными фондами или правилами доверительного управления ипотечным покрытием либо зафиксирована в ценных бумагах; • прогнозов роста курсовой стоимости ценных бумаг. Реклама эмиссионных ценных бумаг не допускается до осуществления регистрации их проспекта, за исключением случая, если в соответствии с федеральным законом для публичного размещения или публичного обращения эмиссионных ценных бумаг осуществление регистрации их проспекта не требуется. Объективной основой отношений между рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем, а также между ними и антимонопольными органами, осуществляющими государственный контроль в области рекламы, является технологическая цепь процессов рекламной деятельности (схема 6.5). Сердцевиной этих отношений являются меры по обеспечению достоверности рекламной информации. При представлении рекламной информации для производства и распространения рекламопроизводитель и рекламораспространитель вправе требовать, а рекламодатель в этом случае обязан предоставлять докиментальные подтверждения достоверности рекламной информации и соответствия рекламы требованиям закона о рекламе. Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, то при рекламе соответствующего товара, а также при рекламе самого рекламодателя последний обязан предоставлять, а рекламопроизводитель и рекламораспространитель обязаны требовать предъявления соответствующей лицензии либо ее надлежаще заверенной копии. При выявлении рекламопроизводителем обстоятельств, которые могут привести к нарушению законодательства, он обязан своевременно информировать рекламодателя о том, что соблюдение требований последнего при производстве рекламы может привести к нарушению законодательства РФ о рекламе.
Если рекламодатель, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение рекламопроизводителя, не изменит свое требование (требования) к рекламе либо не представит по требованию рекламопроизводителя документальное подтвержзвение достоверности предоставляемой для производства рекламы информации, либо не устранит иные обстоятельства, которые могут сделать рекламу ненадлежащей, рекламопроизводитель вправе в установленном порядке расторгнить договор и потребовать полного возмещения убытков, если договором не предусмотрено иное. Рекламодатели, рекламопроизводители, рекламораспростравители и иные лица в целях представительства и защиты своих интересов, выработки требований соблюдения этических:норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением объединяются в саморегулируемые организации, создаваемые в форме ассоциаций, союзов или некоммерческих партнерств. Государственный контроль в области рекламы осуществляет Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы. Основная задача контроля - предупреждение и пресечение фактов ненадлежащей рекламы. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в соответствии с законодательством РФ осуществлять в пределах своей компетенции функции по защите прав потребителей и пресечению недобросовестной конкуренции, вправе заключать с рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями соглашения о соблюдении ими правил и обычаев рекламной практики. Кроме того, к разработке требований к рекламе, проведению независимой экспертизы, контролю в области рекламы привлекаются саморегилириемые организации. Эти органы вправе предъявлять иски в суд (арбитражный суд) в интересах потребителей рекламы в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством РФ о рекламе. Контрреклама. В случае установления факта нарушения законодательства РФ о рекламе нарушитель обязан осуществить контррекламу (публичное опровержение недостоверной рекламы) в срок, установленный федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом), вынесшим решение об осуществлении контррекламы. При этом нарушитель несет расходы по контррекламе в полном объеме. Контрреклама осуществляется, как правило, при помощи того же средства распространения, с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама. Содержание контррекламы согласовывается с федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом), который установил факт нарушения. Механизм контррекламы иллюстрируется на схеме 6.6. Ответственность за нарушенне законодательства о рекламе. Юридические лица или граждане (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространитепиу за нарушение законодательства РФ о рекламе несут гражданокоnравовую ответственность.
Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоди, возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы. Кодекс РФ об административных правонарушениях за нарушение законодательства о рекламе предусматривает административную ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя - наложение административного штрафа на граждан в размере от 2,0 тыс. до 2,5 тыс. руб.; на должностных лиц - от 4,0 тыс. до 20,0 тыс. руб.; на юридических лиц - от 40,0 тыс. до 500,0 тыс. руб.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 7218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |