Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема. Механизм админстративно-правового регулирования




1.

Управление - целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления.

Управлять означает управлять, руководить.

 

В качестве объекта управления выступают различные явления и процессы:

1. Человек

2. Коллектив

3. Социальная общность

4. Механизмы

5. Технологические процессы

6. Аппараты

 

Виды управления:

1. Механическое (техника, машина)

2. Биологическое (управление всех живых организмов)

3. Социальная (управление людьми и обществом в целом)

 

Понятие "система" раскрывающее сущность управления характеризуется наличием следующих признаков:

1. Задачи и цели

2. Субъекты и объекты управления

3. Функции

4. Организационная структура

5. Единство, самостоятельность и взаимозависимость элементов системы

6. Определенные формы и методы деятельности.

 

Управление, как процесс воздействия субъекта на объект не мыслим без системы управления - под которой понимается механизм обеспечивающий процесс управления, т.е. множество взаимосвязанных элементов функционирующих согласовано и целенаправленно.

 

S

Обратная связь <- -> прямая связь

Q

 

Участвующие в процессе управления элементы объединяются в систему с помощью каналов информационной связи. Для устойчивого существования системы необходимо, чтобы она была способна воспринимать, хранить, перерабатывать и передавать информацию.

 

Существенным признаком управления является обратная связь, т.е. механизм учета соотношения цели, команды и результата действия. Это необходимо чтобы субъект управления получал информацию о состоянии объекта о выполнении им команды переданной по каналам обратной связи. Данная информация помогает субъекту управления перенастраивать систему, вырабатывать новые и корректировать старые команды.

Вопрос 2.

Социальное управление – это один из типов общего управления представляет собой процесс воздействия одних людей на других, с помощью информации и иных средств социального воздействия, в целях упорядочивания социально значимых процессов, обеспечения устойчивости и развития социальных систем.

Особенности социального управления:

· Существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей (т.е. это реальное управление людьми). Социальное управление может сводиться только к руководству людьми (призыв на военную службу, прием в Вузы и прочее), но чаще всего оно служит средством воздействия на вещи, обеспечение согласованности действия людей в процессе производства, распределения материальных благ и прочее.

· Осуществляется путем воздействия на волю людей. Действия человека носят сознательный волевой характер, единство воли – это необходимое условие согласованности действий людей, способность обеспечить преобладание, доминирование воли одних людей над волей других, способность подчинить чужую волю, называют властью. Власть – это важнейшая необходимейшее средство управления, обеспечивающее согласованность воли, а значит, и действия людей.

· Высокая степень автономии, самостоятельности управляемых, которые способны к самоорганизации. Объекты социального управления (люди, коллективы, народы и другие) обладают волей и сознанием, способностью анализировать окружающую обстановку, и тем самым выбирать определенные варианты управления. Социальное управление в не состоянии охватывать все проявления жизнедеятельности человека, степень самостоятельности различных индивидов не одинаково (военных и гражданских, детей и взрослых), к тому же оказывает влияние классовое и иная структура общества. Таким образом, не одному субъекту власти не удается подчинить своему воздействию всю деятельность индивида.

· Управление людьми осуществляется сознательно. В этом процессе вырабатываются идеальные цели и программы их осуществления, а также создаются условия для выполнения этих программ (органы, системные связи и т.д.).

· Характеризуется наличием индивидуальных «устройств связи» (управляющие системы в лице органов, особые каналы связи и прочее).

Виды социального управления:

· В зависимости от пределов властного воздействия различают: 1). Управление государством. 2). Управление сферой социальной жизни (обороной, здравоохранением, финансами и прочее). 3). Управлением городом. 4). Управление предприятием, организацией, учреждением.

· По признаку собственности различают: 1). Государственное. 2). Муниципальное. 3). Частное некоммерческое. 4). Частное коммерческое управление.

Вопрос 3.

Существуют разнообразные виды управления в конкретных условиях. Управленческие отношения являются одним из видов общественных отношений, разновидностью которых является административная деятельность.

«Администрация» является синонимом слов «управление, руководство».

Администрация – это органы, совокупность лиц, руководитель, которые управляют, руководят действиями людей.

Административная власть – это средство, которое использует администрация для воздействия на волю управляемых.

Выделяют следующие виды администрации:

· Международная

· Государственное

· Муниципальное

Они являются публичными администрациями.

В системе государственной администрации РФ по правовому положению и источникам финансирования, выделяют следующие виды администрации:

· Федеральная

· Субъектов федерации

· Муниципальная

· Государственных предприятий, учреждений и подразделений.

Вопрос 4.

Государственное управление (власть) – опирается на государственный аппарат юридические нормы, материальные ресурсы и механизмы убеждения, поощрения и принуждения.

Государство и его деятельность можно рассматривать как средство управления, осуществляемого в интересах социального класса или всего народа.

Теория административного права выработала 2 подхода к определению государственного управления:

· В широком понимании – это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов гос. власти, исполнительных органов гос. власти, судебных органов, прокуратуры и т.д.).

· В узком понимании – деятельность исполнительных органов государственной власти как на уровне РФ, так и на уровне ее субъектов (практическая деятельность президента РФ, правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ).

Признаки государственного управления:

· Это вид государственной деятельности.

· Деятельность носит юридически властный исполнительно распорядительный характер.

· Осуществляется постоянно, непрерывно, планово.

· Деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконная).

· Характеризуется наличием вертикальных и горизонтальных связей.

· Осуществляется в различных формах (правовых и неправовых).

· Обеспечивается посредствам системы гарантий.

· Нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (право ограничение личного, материального или организационного воздействия).

Цели управления:

· Социально-экономическая (упорядочивание общественной жизни и удовлетворение публичного интереса, достижение экономического благосостояния, поддержание и построение определенной системы экономических отношений).

· Политическая (участие в управлении государством, различных политических сил страны; выработка позитивных предложений и процессов в обществе, способствующих развитию государственных, общественных структур и развитию личности).

· Обеспечительная (обеспечение прав, свобод, законных интересов граждан; обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, и прочее).

· Организационно-правовая (формирование адекватной правовой системы, способствующая реализации всех основных функций государства, и решения задач общества при помощи демократических институтов).

Принципы государственного управления – это основополагающие идеи, руководящие начало, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.

Принципы делятся на 2 вида:

· Общие принципы (социально-правовые): 1). Демократизм – народ выступает единственным источником власти осуществляет эту власть непосредственно, так и через органы исполнительной власти; осуществляет контроль за деятельностью государственных органов. 2). Законность. 3). Объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы в обществе, устанавливать закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений. 4). Научность – осуществление управленческой деятельности основывается на анализе, сборе, хранении информации, учете прошлых наработок и принятие новых управленческих решений. 5). Принцип федерализма – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления, разграничения компетенций и предметов ведения между РФ и субъектами РФ. 6). Принцип разделения властей. 7). Эффективность - достижение целей управленческой деятельности должно осуществляться при минимальных затратах сил, средств и времени.

· Организационные принципы: 1). Принцип отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (промышленность, транспорт, связь, здравоохранение и прочее). 2). Территориальный – формирование системы управления строится по принципу государственно территориального деления государства. 3). Функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (статистика, финансы, занятость и прочее). 4). Принцип двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориального деления. 5). Сочетание единоначалия и коллегиальности.

Вопрос 5.

Исполнительная власть – это самостоятельная ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти (признаки исполнительной власти в определении).

Цели, функции и уровни исполнительной власти.

Цели исполнительной власти:

· Обеспечение безопасности личности, общества, государства.

· Создание условий, способствующих благополучию личности, общества, государства.

· Создание условий для реализации субъектами социальных отношений, их прав, свобод, законных интересов.

· Защита личности от противоправных посягательств.

Функции исполнительной власти:

· Исполнительная (правоприменительная).

· Правозащитное.

· Социально-экономическая.

· Регулирующая.

· Нормотворческая.

· Деятельность юрисдикционная – применение физическим и юридическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.

Существует 2 уровня исполнительной власти:

· Федеральная исполнительная власть.

· Исполнительная власть субъектов РФ.

· Понятие и элементы механизмы АПР.

Механизм АПР – совокупность административно правовых средств, которые воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.

Элементы механизма АПР:

· Принцип административного права

· Административно- правовые нормы

· Акты официального толкования норм административного права.

· Применение (реализация) административно правовых норм.

· Административно правовые отношения.

Принципы административного права – основополагающие идеи и требования лежащие в основе административного права и выражающие его сущность.

Основные принципы:

1. Демократизм нормотворчества и реализация права. Проявляется в участии населения вне посредственном (референдум) и опосредованном, через избираемыми ими органы власти, формировании норм административного права, а так же проявляется в степени подконтрольности и открытости правоприменительных органов гражданам.

2. Равенство граждан перед законом и правопременителем. Все граждане не зависимо от пола, расы, национальности, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, а так же от иных обстоятельств, равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности.

3. Взаимная ответственность государства и личности. Юридическую ответственность должна нести не только личность за нарушение норм административного права, но и государство в лице его органов и должностных лиц. За нарушение, либо не надлежащее исполнение своих обязанностей перед личностью.

4. Принцип федерализма. Разграничении компетенции органов власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

5. Принцип гуманизма. Это соблюдение прав, свобод и законных интересов граждан. А та же юридическое признание приоритетов, ценностей личности.

6. Законность. Деятельность органов государственной власти строится на основах закона.

7. Справедливость. Требование соответствия поведения субъекта юридическим последствиям за его результат.

В законодательстве существует два способа закрепления принципов административного права:

· Текстуальный. Когда принцип закреплен в конкретной статье закона.

· Смысловой. Принцип вытекает из анализа содержания нормативного акта.

Административно правовые нормы:

Любая отрасль российского права состоит из юридических норм, представляя собой их организованную совокупность.

Нормы административного права определяют границы должного, допустимого или рекомендуемого поведения участников управленческих отношений.

Административного правовые нормы (АПН) – это санкционированные субъектами публичной власти правила поведения регулирующие отношения возникающие в сфере деятельности публичной, исполнительной власти и осуществления административного судопроизводства.

· По целевому назначению административно правовые нормы делятся на:

· Регулятивные, то есть связанные с регулированием деятельности, как негосударственных коммерческих организаций, так и общественных объединений с разрешением возникающих коллективных споров между гражданами и государственными органами, органами местного самоуправления и предпринимателями и прочее.

· Регулятивные нормы предполагают использование таких правовых средств, как: уведомление о начале деятельности, регистрационный и лицензионный порядок, заключение административных договоров и прочее.

· Охранительные нормы, то есть направленные на поддержание обороноспособности страны, общественного порядка. Общественной безопасности, на охрану окружающей природной среды, сбор налогов и других обязательных платежей, и прочее.

· Охранительные нормы устанавливают обязательные правила поведения, запреты и ограничения на те или иные действия.

·

· По предмету регулирования АПН делятся на:

· Материальные, юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а так же ответственность участников регулируемых управленческих отношений.

· Материальные АПН предусматривают, как правило запреты и ограничения на ту или иную деятельность, а так же, административные санкции за их нарушение; В компетенцию соответствующих органов по применения санкций содержащихся в материальных АПН.

·

· По методу воздействия на поведения субъекта материальные АПН делятся:

· Обязывающие нормы (Предписывают совершение определенных действий.)

· Запрещающие нормы (Предусматривают запреты на ту или иную деятельность в определенных условиях.)

· Разрешительные или дозволительные нормы.

· Стимулирующие или поощрительные нормы.

· Регистрационные или уведомительные нормы.

· Рекомендательные нормы.

· Процессуальные. Определяют общие правила, порядок, процедуру, нормотворческой, правоприменительной и юрисдикционной деятельности органов, государственного управления. А так же, других субъектов административного права. Процессуальные нормы регулируют отношения, по реальному исполнению положений, содержащихся в материальных АПН.

· В институте государственной службы к процессуальным нормам относятся: Порядок поступления на службу; Перемещение служащего на должность; Проведение аттестации и прочее.

· По критерию пределам действия норм они делятся:

· Общеобязательные нормы: Федеральные нормы, субъектов РФ и муниципальных образований.

· Внутриаппаратные: Общеаппаратные, мужведомтсвенные, ведомственные вокальные. Нормы действующие в органе публичной администрации.

· По действию во времени АПН делятся на:

· Срочные, введенные в действие на определенные срок.

· Бессрочные, срок действия которых заранее не установлен.

Структура АПН – это ее внутреннее строение, совокупность логически обусловленных элементов.

Элементы структура АПН:

· Гипотеза. Характеризует условия, при наступлении которых норма начинает действовать. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства служащие основанием возникновения, изменения и прекращения административного правоотношения.

· Диспозиция. Содержит правило должного поведения субъектов управления. Выражаются в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения (запреты или ограничения на те или иные действия).

· Указание на меры ответственности, применяемые в случае нарушения АПН. Чаще всего санкций предусматривает меру дисциплинарного или административного воздействия на нарушителя норм.

·

· В административно-правовых нормах предусматривающих составы административных правонарушений, гипотеза, чаще всего сливается с диспозицией.

· 3 элемент – рассмотрение позже.

· 4 элемент. Применение (реализация) АП норм. Реализация норм АД представляет собой сознательный процесс претворения в жизнь властной воли субъектов Административно правовых отношений. Это выражается в поведении субъекта в соответствии с требованиями нормы.

· Существуют следующие способы реализации административно-правовых норм:

· Исполнение, заключается в активных действиях субъектов права по выполнению обязанностей, предписаний, содержащихся в норме.

· Соблюдение. Воздержание субъекта от совершения запрещенных действий. От исполнения оно отличается пассивным поведением субъектов.

· Использование АПН. Субъект сам принимает решения воспользоваться ему или нет предоставленным правом. (Право на жалобу).

· Применение. Состоит в принятии компетентным органом власти индивидуального, юридически властного решения, то есть, акта на основе действующей нормы. (Данный вариант поведения касается только властвующего субъекта. Федеральный закон ->Постановление правительства ->Инструкция министерства.)

· АП отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения складывающиеся в сфере деятельности публичной, исполнительной власти. И осуществления административного судопроизводства.

· АПО являются разновидностью правоотношений вообще, но имеют свои особенности:

· Права и обязанности сторон в этих отношениях связанны с деятельностью публичной администрации и с осуществлением административного судопроизводства.

· В данных отношения одной из сторон всегда выступает субъект административной власти.

· Данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон, согласие другой стороны не требуется.

· В случае нарушения АПН нарушитель несет ответственность перед государством.

· Разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке, во внесудебном.

· По юридическому характеру АПО делятся:

· Материальные. Это общественные отношения, возникающие в сфере управления урегулированные материальными АПН.

· Процессуальные. Это общественные отношения складывающиеся в сфере управления в связи с разрешением индивидуально конкретных дел урегулируемые процессуальные АПН.

· АПО имеют свою структуру и представлена следующими элементами:

· Субъект. Участник АПО обладающий административной правосубъектностью наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями.

· Виды субъектов: физический лица, государственные органы и их структурные подразделения, государственные служащие, общественные объединения, предприятие, учреждения, организации и прочее. Это то, по поводу чего возникло, изменилось или было прекращено АПО.

· Виды объектов.

· Предметы материального мира: земля, леса, водные ресурсы, деньги.

· Продукты духовного творчества: произведения искусства, литературы, кино и прочее.

· Личные, неимущественные блага: жизнь, честь, достоинство, здоровье и прочее.

· Поведение участников правоотношений (действие или бездействие).

· Результаты поведения участников правоотношений, последствия к которым привели действие или бездействие.

· Совокупность прав и обязанностей участников АПО.

· Юридические факты. Являются основанием возникновения, изменения или прекращения административно правовых отношений. Они делятся на:

· Действия – это юридические факты являющиеся результатом активного воли изъявления людей. Подача жалобы в орган исполнительной власти, осуществление надзорной проверки и прочее. Особой разновидностью действий являются юридические формы исполнительной деятельности, то есть, индивидуальные акты управления. Решение начальника ОВД о наложении штрафа.

· События – это явление на прямую не зависящие от воли субъекта. Смерть, стихийные бедствия, рождения. В условиях стихийных бедствий действуют иные соответствующие полномочия, то есть ограничения в их деятельности.

·

·

·

·

·

·

· Тема 4. Административно-правовой статус гражданина.

Административно правовой статус – это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленными АПН.

· Элементы:

· Принципы административно-правового статуса граждан.

· Гражданство

· Административная право-субъетность (право и дееспособность)

· Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.

· Административная ответственность граждан (деликтоспособность)

· Юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

· Основные, нормативные, правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан: Конституция РФ, декларация прав и свобод человека и гражданина (22 ноября 1991 г.), ФКЗ «О референдуме РФ» (10 октября 1995 г.), ФЗ «О гражданстве РФ» (31 мая 2002г.), Закон РФ «О вынужденных переселенцах»(19 февраля 1993г.), УК РФ, ГК РФ, КОАП РФ, Трудовой кодекс и иные нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан.

Виды административно-правовых статусов граждан:

· Общий административно-правовой статус граждан – общее статусное положение гражданин в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими нормативными правовыми актами.

· Родовой адиминистративно-правовой статус граждан (специальный) – отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (беженцы, вынужденные переселенцы, военнослужащие, сотрудники, имеющие специальные звания ОВД и прочее).

· Индивидуальный административно-правовой статус граждан – конкретизирует правовое положение индивидуального, физического лица в сфере государственного управления. С учетом пола, возраста, образования, профессии и других особенностей.

Принципы административно-правового статуса граждан:

· 1.1. Социальное равенство – все равны перед законом и судом, независимо от пола, религии, расы, национальности и т.д.

· 1.2. Гуманизм – в РФ гарантируются и признаются права, свободы гражданина, законные интересы. В первую очередь право за защиту, жизнь, здоровья и т.д.

· 1.3. Демократизм – единственным носителем суверенитета и власти выступает народ РФ.

· Презумпция невиновности – лицо считается невиновным, пока вина не доказана в судебном порядке, бремя доказывания лежит на стороне обвинения, лицо должно нести ответственность только перед законом, обвинения доказывания должно соответствовать статье и не унижать человеческое достоинство.

· Законность – все субъекты государственного правления обязаны соблюдать конституцию РФ.

·

· Гражданство – это устойчивая правовая связь человека, с государством выражающаяся в совокупности их взаимных прав обязанностей и ответственности основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод.

· Виды гражданства:

· Гражданство РФ.

· Иное гражданство – гражданство (подданство) иностранного государства.

· Двойное гражданство – наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства.

· Лица без гражданства – лицо, не имеющее доказательства гражданства РФ и подтверждения гражданства (подданства) иностранного государства.

Принципы гражданства:

· Равенство независимо от основания приобретения гражданства.

· Единство гражданства.

· Открытый и свободный характер гражданства.

· Добровольность решения вопросов о гражданстве.

Гражданство приобретается:

· По рождению.

· В результате приема гражданства.

· В результате восстановления гражданства РФ.

· И по иным основаниям, предусмотренным ФЗ «О гражданстве РФ» и международными договорами РФ.

· Гражданство может быть прекращено в следствии добровольного выхода из гражданства или по иным основаниям предусмотренным ФЗ «О гражданстве РФ» или международными договорами РФ. Никто не вправе освободить от гражданства.

Административная правосубъектность граждан. Состоит из 2 элементов: правоспособность и дееспособность, но так, же существует деликтоспособность.

 

Составными частями административно правового статуса граждан являются административная правосубъектность и его реальные права и обязанности, приобретенные в соответствии в нормами административного права.

Правосубъектность по традиции включает в себя, два основных структурных элемента:

· Правоспособность – способность иметь права и обязанности закрепленные нормами административного права. Возникает с момента рождения, обстоятельства определяющие объем административной правоспособности граждан это возраст, состояние здоровья, пол, образование, гражданство и прочее.

· Дееспособность – это способность лица своими действиями осуществлять права и выполнять обязанности в предусмотренные АПН, административная дееспособность граждан РФ возникает позднее чем правоспособность, но гораздо раньше чем какая либо иная дееспособность и ее частичное проявление и последующее увеличение связанно с физическим и интеллектуальным взрослением лица. Виды административной дееспособности граждан:

· Полная дееспособность, возникает с 18 лет.

· Частичная дееспособность: с 6 до 14 лет дееспособность малолетних, с 14 до 18 дееспособность несовершеннолетних,

· Ограниченная дееспособность – состоит в ограничении дееспособности в силу решению суда (для лиц страдающих психическими заболеваниями; лиц злоупотребляющих спиртными напитками, наркотическими веществами.

Административно правовой статус граждан.

 

Права граждан в сфере государственного управления – это мера возможного поведения граждан в сере деятельности органов исполнительной власти.

· С точки зрения механизма реализации выделяют следующие права:

· А. Абсолютные (безусловные), то есть те, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создать такие условия, чтобы не мешать их реализации, а так же защищать данные права: Право на жалобу, право на трудоустройство, право на получение общего образование и прочее. Реализация абсолютных прав зависит исключительно от воли гражданина.

· В. Относительные, то есть, для реализации которых нужен акт компетентного органа, например, приказ о назначении на должность, лицензия на определенный вид деятельности и прочее. Воля гражданина должна быть опосредована волей субъекта власти, актом применения права.

· По основаниям их возникновения различают:

· Общие права: на участии в управлении государством, право на поступление на государственную службу, на свободу передвижения, на неприкосновенность личности (жилища), право на объединение, то есть право создавать профессиональные союзы, свобода слова, право на проведение митингов, собраний, шествий, репетирований, изменение или смена фамилии и имени. Общие права закреплены в Конституции РФ,

· Специальные права, чаще всего являются льготами, которые предоставляются по следующим критериям:

· Социально-демографические (многодетные семьи, лица страдающие неизлечимыми заболеваниями, вынужденные переселенцы и т.д.)

· По общественно-полезной деятельности – лица имеющие государственные награды, участники и ветераны военных конфликтов, государственные служащие.

· По содержанию различают три группы:

· Административных прав граждан – право на социально-политическую активность, критика в адрес органов государственной власти, активная позиция населения.

· На государственное участие - содействие и помощь, а так же право на помощь компетентных публичных организаций. Право пользоваться специальными благами, получать организационную, техническую, юридическую, санитарноэпидемиалогическую, медицинскую и иную помощь.

· Право на защиту, помощь, право на защиту негосударственных организаций.

· Обязанности граждан в сфере государственного управления, это предусмотренная АПН мера необходимого, должного поведения граждан в сфере государственного управления.

· Среди административно правовых обязанностей выделяют:

· Абсолютные, не зависят от каких либо конкретных обстоятельств, они безусловны и возлагаются на каждого. (Соблюдение ПДД, соблюдение правил санитарии, оплата налогов и других обязательных платежей.

· Относительные:

· Возникают из правомерных действий направленных на приобретение прав и пользование ими:

· Обязанности пользователя (студента ВУЗа, читателя библиотеки, пассажира транспортного средства и т.д.)

· Обязанности лица получившего разрешение на совершение определенных действий или владение определенным имуществом. (Лица получившие разрешение на приобретение огнестрельного оружия, например водители, частная охранная деятельность.)

· Обязанности возникающие из неправомерных действий, среди них различают:

· Претерпевать меры пресечения (задержание, арест имущества, применение спец средств.)

· Обязанности по исполнению наказания.

Административная ответственность граждан - это обязанность граждан в силу норм административного права претерпевать негативные право ограничения: личного, материального или организационного характера за совершение административного правонарушения.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо, что бы оно обладало административной деликтоспособностью.

Административная деликтоспособность граждан - способность граждан в силу норм права нести ответственность за совершенное административное право нарушение.

Условия деликтоспособности граждан:

· Достижение лицом установленного законом возраста.

· Вменяемость (нормальное состояние психической серы человека)

В особую группу следует выделить статусы лиц, совершившие уголовные преступления и административные проступки, действующим административным законодательством установлены различные ограничения для этих лиц:

 

· Гражданин, который имел или имеет судимость, не может быть принят на службу в ОВД, в органы учреждения прокуратуры, таможенные органы, а в связи с осуждением за преступление, он подлежит увольнению со службы.

· Не подлежал призыву и не могут добровольно поступить на военную службу по контракту граждане, привлекавшиеся к уголовной ответственности или имеющие судимость за тяжкие преступления.

· Не выдаются лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью

· К лицам, совершившим тяжкие преступления применяется такая мера административного принуждения, как административный надзор ОВД (по решению суда), как наблюдение за ходом социальной реабилитации.

· Ограничение на выезд за пределы РФ, для лиц:

· задержанных по подозрению в совершении преступления либо привлеченным в качестве обвиняемых до вступления в законную силу приговора суда или до вынесения решения по делу.

· Если лицо осуждено за преступление, то до отбытия наказания или до освобождения от него.

· Не выдается лицензия на приобретение оружия для лиц, имеющих судимость за совершение умышленного преступления.

· Не могут быть членами избирательных комиссий. С правом решающего голоса «Лица, имеющие не снятую или непогашенную судимость, а так же подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах» и прочее.

Это далеко не полный перечень ограничений, отражающий специфику административно правового статуса лиц, совершавших преступление и административные правонарушения.

Вывод: Специфика названных и рядя других административно правовых ограничений, статусов лиц, состоит в том, что они не являются наказаниями, а лишь связанны с ними, так как обеспечивают и дополняют карательное воздействие иными, неблагоприятными последствиями совершения противоправного деяния. Их главная задача это не усиление кары, а предупреждение рецидива, совершения противоправного деяния.

 

Юридические гарантии.

 

Это закрепленные в законодательстве средства, а так же система государственных органов, обеспечивающая реализацию прав обязанностей и ответственности граждан в сфере государственного управления.

Виды юридических гарантий:

· Нормативно-правовое закрепление прав, свобод и обязанностей граждан в сфере государственного управления. Они закреплены в Конституции РФ, ФЗ, Постановления правительства и прочее.

· Ответственность органов государственного управления, местного самоуправления и их должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан.

· Права граждан на обжалование незаконных действий (решений), органов управления и их должностных лиц.

· Право на возмещение ущерба причиненного незаконными действиями (решениями) государственных органов, органов НСУ и их должностных лиц.

· Прокурорский надзор.

· Обращение граждан

Способы защиты прав граждан.

Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ являются важнейшим, естественным и неотъемлемым правом гражданина. Государство легализует это право, то есть, формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации и устанавливает обязанность государственных органов и должностных лиц, принимать в определенные сроки меры по защите прав и свобод граждан и таким образом, оно становиться юридическим правом. Существуют два главных направления юридической защит личности:

· От преступлений, деликтов и иных неправомерных действий других граждан и юридических лиц.

· От неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти. (Административный произвол)

Основные средства защиты прав и интересов граждан от злоупотреблений некомпетентности в деятельности властвующих субъектов можно обозначить так:

· Создание организация и независимых институтов гражданского общества, способных оказывать помощь гражданам (Адвокатура, общество по защите прав потребителей и прочее), а так же иные средства (СМИ и добровольные общества), организация работы уполномоченных государственных органов (Суды, прокуратура, государственные инспекции, комиссии и прочее), их главнейшая задача это защита общественного порядка и общественной безопасности.

· Активная деятельность самих граждан, использующих предоставленные им права.

· Процессуальная защита.

Все названные средства защиты, между собой тесно связанны и используются чаще всего одновременно, то есть гражданин защищает свои права самостоятельно – необходимая оборона; отказ от выполнения незаконного распоряжения должностного лица и прочее, но чаще всего лицо обращается за защитой к государственным или негосударственным организациям. Право граждан на обращение государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам (жалобы, заявления, ходатайство). Такое право, закреплено статьей 33 Конституции РФ: «Граждане РФ имеют право обращаться лично, а так же, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

Обращения граждан к субъектам власти, это главное средство реализации и защиты их прав, а так же, они позволяют укрепить законность повысить эффективность работы органов публичной власти и исправить их ошибки. Действующим законодательством РФ различают три основные формы обращения граждан:

· Предложение, это рекомендация гражданина по совершенствованию нормативно правовых актов деятельности органов государственной власти и органов МСУ(местного самоуправления), развитию общественных отношений и улучшению социально экономических и иных сфер деятельности государства и общества.

· Заявление, просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав, свобод или конституционных прав и свобод других лиц. Либо сообщение о нарушении НПА, либо о недостатках в работе государственных органов, органов МСУ и их должностных лиц, либо критика деятельности этих органов и их должностных лиц.

· Жалоба, это сообщение гражданина о нарушении его прав, свобод и просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.

· Помимо названных существуют и иные формы обращения:

· Ходатайство, это письменные обращения граждан с просьбой о признании за физическим или юридическим лицом, определенного статуса, прав, свобод и прочее.

· Коллективные обращения граждан, обращения двух или более лиц в том числе, принятые на митингах и собраниях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.175 сек.