Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подход к пониманию личности в школе С.Л. Рубинштейна





Системно-деятельностный подход к пониманию личности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Ж.Политцер, Л.Сэв).

Деятельностный подход к психологии личности разработан А. Н. Леонтьевыми явился одним из методоло­гических принципов отечественной социальной психологии лич­ности Ключом к подлинно научному пониманию личности Леон­тьев считал «исследование процесса порождения и трансформа­ции личности человека в его деятельности, протекающей в конк­ретных социальных условиях » (Леонтьев. 1975, с 173)

Деятельность порождает все психические феномены, качестаа, особенности, процессы и сое гояния В отличие от индивида личность «ни в каком смысле не является предшествующей к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» (там же) В основе представ­лений о личности лежит учение о деятельности, ее строении, ее разви­тии и ее преобразованиях, о различных ее видах и формах. Из всех этих разновидностей в качестве главной выделяется предметная дея­тельность. Исходными единицами психологического анализа лично­сти являются деятельности субъекта, а не действия, не операции, не психофизиологические функции или блоки этих функций Дня пони­мания структуры личности важной представляется мысль Леонтьева о иерархическом отношении деятельностеи Соподчинение деятельно-стей, порождаемых ходом их развития, лежит в основании личности.

Анализ строения деятельности Леонтьев приложил к характерис­тике личности. Главными психологическими составляющими дея­тельности являются ее мотивы. Леонтьев разделяет мотивы на два вида мотивы-стимулы и смыслообразующие мотивы. Включением понятия смысла в структуру деятельности он подчеркнул психологич­ность понимания личности. Леонтьев отметил особую функцию поня­тия «смысл» в структуре личности. Смысл получил характеристику личносп ного В нем содержится отражение в сознании личности отно­шения мотива к цели Личностный смысл выступает как особое сверх­чувственное качество личности Личностные смыслы интегрируются друге другом в связанную систему, обозначенную Леонтьевым терми­ном «смысловые образования личности» Иерархические связи моти­вов образую г ядро личности «Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерар-хизированных мотивационныхлиний», «Внут­ренние соотношения основных мотивационныхлиний в совокупно­сти деятельностеи человека образуют как бы общий «психологический профиль личности». Выстроенные на едином деятельностном основании представления о личности позволили Леон­тьеву рассмотреть широкий круг психологических явлении в мотивационной {потребности, эмоции), поведенческой (действия, деятель­ность) и когнитивной сферах. В последней особое место занимают сознание и самосознание. В сознании происходит процесс объедине­ния, «сшивания» деятельностей, развития и распада связей между ними. В концепции Леонтьева категории личность, сознание, дея­тельность выступают в своем диалектическом взаимодействии, трие­динстве. Это триединство отражено и в названии его последней кни­ги: «Деятельность. Сознание. Личность».



Таким образом, на первый план выступает категория деятельности субъекта, поскольку именно деятельность субъекта является исходной единицей психологического анализа личности, а не действия, не операции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не личность. К последствиям этого принципиального положения можно отнести:

- А. Н. Леонтьеву удается провести разграничительную линию между понятиями индивид и личность. Если индивид - это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, то личность - тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей. Положение о деятельности как единице психологического анализа личности - это первый принципиально важный теоретический постулат А. Н. Леонтьева.

- Другой столь же важный постулат - это обращенное А. Н. Леонтьевым положение С. Л. Рубинштейна о внешнем, действующем через внутренние условия.

- Развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Их особенность состоит, по выражению А. Н. Леонтьева, в «отвязанности» от состояний организма. Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности. Но возникает вопрос о психологической характеристике этой иерархии деятельностей.

Все это позволяет А. Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:

- широту связей человека с миром (посредством его деятельностей);

- степень иерархизованности этих связей, преобразованных в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей);

- общую структуру этих связей, точнее мотивов-целей.

Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».

Наиболее полная реализация деятельностного подхода в социаль­ной психологии личности представлена в концепции деятельностного опосредования межличностных отношений, разработанной А. В. Петровс­ким Социально-психологический акцент этой концепции состоит в том, что основополагающими категориями в ней являются: личность, деятельность и коллектив. Важность эт их категорий вынесена в назва­ние его книги «Личность. Деятельность Коллектив». Суть концепции деятельностного опосредования сводится к следующему. Межлично­стные отношения в группе опосредованы содержанием и ценностями группы. Спецификация деятельности, рассматриваемая с позиций де­ятельностного подхода, в концепции Петровского определяется тем, что эта деятельность совместная, социально детерминированная. Со­циально-психологические явления в группе определяются содержани­ем этой деятельности, многоуровневой структурой групповой актив­ности, уровнем развития групп. Вектор этого развития — от диффузной группы до развития коллектива, который представляет собой группу, где «межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Петровский с учениками детально проанализиро­вал большой состав социально-психологических феноменов - мотива-ционное ядро выбора в межличностных отношениях, референтность, самочувствие личности в группе, самочувствие группы, самооценка, ожидаемая оценка, лидерство, коллективистическая идентификация, сплоченность, ценностно-ориентационное единство, совместимость, феномен возложения ответственности Субъектами всех этих феноме­нов являются группа и личность. Анализ сложной диалектики лично­сти и группы привел Петровского к важному для социальной психоло­гии личности выводу «личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредуются содержа­нием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников». Личность в этой связи с деятельностью выступает в «качестве целостного (совокупного) субъекта относительно устой­чивой системы субъект—объект—субъект исубьект-субьект-объектных отношении, складывающихсяв деятельности и общении и оказывающих воздей­ствие на других людей». Выделение главного в личности дало Петровскому основание обозначить свою концепцию личности как концепциюличности в коллективе, в группе, в системе межлично­стных отношений. В конечном итоге концепция деятелъностного опосредования межличностных отношении дополняется концепцией интраиндивидуальной репрезентации личности и концепцией персо-нализации. В этих трех концепциях взаимосвязаны интер-, интра- и метаиндивидуальная репрезентации личности.

Первое, на что специально обращает внимание С. Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических процессов от личности. По мнению автора, это выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т. е. личностных особенностей, имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности. Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентации, но и к смене чувств, волевой жизни. В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т. е. психические процессы становятся психическими функциями личности. Так, восприятие в ходе развития личности превращается в более или менее сознательно регулируемый процесс наблюдения, а непроизвольное запечатление сменяется сознательным запоминанием. Внимание в своей специфически человеческой форме оказывается произвольным, а мышление - это совокупность операций, сознательно направляемых человеком на решение задач. Исходя из данного контекста, вся психология человека является психологией личности.

Следующее важное для психологической концепции личности положение состоит в том, что любое внешнее действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий. Личностью не рождаются - ею становятся. Действительно, каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в свойства личности. Поэтому психические свойства личности - не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности.

Для понимания психологии личности, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, становятся важными следующие положения:

1) психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются;

2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;

3) процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:

- чего хочет личность, что для нее привлекательно, к чему она стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;

- что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности;

- что личность есть, что из ее тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере.





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1343; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. III. Формирование личности посредством профориентации и организации досуговой деятельности.
  2. IV. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Историческая типология личности-1. Личность как сплав внешних сил и внутренних достоинств
  3. Автономия личности от социального статуса
  4. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ. Э.Б.КОНДИЛЬЯК И Ф.ГАЛИАНИ
  5. Англия. Основоположник Джон Локк. Свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности.
  6. Антропологический подход к воспитанию
  7. Бизнес подход.
  8. Билет: единство цивилизационного и эвол. Подхода в истории чето там.
  9. Борьба с культом личности Сталина. XX съезд КПСС
  10. В настоящее время достаточно четко определились три таких подхода.
  11. В педагогике под развитием подразумевают количественно - качественные изменения личности от одной возрастной ступени к другой.
  12. В случае если ощущается недостаток информации для использования других подходов к оценке.

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.