Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные стадии заключения международного договора




Право на заключение международных договоров есть важнейший элемент международной правосубъектности. Любое государство вправе заключать международные договоры. Любой международный договор является результатом согласования воль государств или других субъектов международного права. Государства заключают договор в лице своих высших органов государственной власти или управления.

По Конституции РФ, заключение международных договоров относится к компетенции президента. Так ст. 86 гласит, что “Президент Российской Федерации: а) осуществляет руководство внешней политикой РФ; б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации”. Он может делегировать право на заключение договоров правительству, министерствам и ведомствам.

В зависимости от органов, заключающих международные договоры различаются: межгосударственные, межправительственные и межведомственные договоры.

Учитывая, что согласно ст. 71 Конституции РФ внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ, вопросы войны и мира находятся в ведении РФ, то субъекты РФ согласно ст. 72 могут иметь в совместном ведении с РФ координацию международных и внешнеэкономических связей и выполнение международных договоров Российской Федерации.

Подготовка международного договора осуществляется государствами и другими субъектами международного права либо в процессе двусторонних дипломатических переговоров, либо в рамках международной организации, либо специально созванной международной конференции. Текст договора принимается по общему согласию участвующих в его составлении государств (консенсус) или же определенным числом (обычно 2/3) государств-участников международной конференции либо членов международной организации.

Для осуществления представителем государства действий, связанных с принятием текста договора, необходимо, чтобы он имел соответствующие полномочия. Вместе с тем ст. 7 Венской конвенции выделяет следующих лиц, которые в силу служебного положения без предъявления полномочий имеют право участвовать в принятии текста договора:

Главы государств, главы правительств и министры иностранных дел – в целях совершения всех актов, относящихся к заключению договора;

Главы дипломатических представительств – в целях принятия текста договора между аккредитующим государством и государством, при котором они аккредитованы;

Представители, уполномоченные государствами представлять их на международной конференции, в международной организации или в одном из ее органов, - в целях принятия текста договора на такой конференции, в такой организации или в таком органе.

Однако в подавляющем большинстве органы государства, заключая международные договоры, действуют через специально на то уполномоченных лиц. Для этого им выдаются особые документы, называемые полномочиями. В полномочиях удостоверяется право на ведение переговоров, принятие договора, установление его аутентичности, подписание и другие способы выражения согласия на обязательность договора. Полномочия должны выдаваться компетентными органами государства в соответствии с его внутренним правом.

Выдача полномочий должностным лицам международных организаций регулируется внутренним правом каждой организации.

При заключении двусторонних договоров участники обмениваются полномочиями, а при многосторонних (на специальной конференции или в рамках международной организации) полномочия сдаются в секретариат или специальный комитет по проверке полномочий.

Участие в заключении договора без полномочий не влечет правовых последствий, если только соответствующие действия не будут в дальнейшем подтверждены соответствующим субъектом. Нарушение уполномоченным инструкций своего правительства не может служить основанием недействительности выраженного согласия, если они не были доведены до сведения другой стороны.

Государство может ссылаться на нарушение своего внутреннего права как на основание недействительности его согласия с договором только в том случае, если речь идет о нормах относительно компетенции заключать договоры и если нарушение было явным и касалось норм внутреннего права особо важного значения. Это положение относится, в частности, к случаю заключения правительством договора, который согласно внутреннему праву подлежит обязательной ратификации. Менее значительные нарушения не принимаются во внимание.

Стадии заключения договоров. Заключение договора это процесс, состоящий из ряда последовательных стадий. К этим стадиям относятся:

Согласование отдельных постановлений договора;

Принятие текста договора;

Установление аутентичности текста договора;

Выражение согласия государства на обязательность для него подписанного договора.

Не обязательно, чтобы каждый договор проходил все эти стадии, но любой договор проходит такие стадии, как выработка текста, его принятие и та или иная форма, в которой выражается согласие государства на обязательность для него договора.

Одним из основных этапов разработки договора являются переговоры по согласованию текста договора.

Установление аутентичности текста. После завершения переговоров наступает необходимость зафиксировать тот факт, что подготовленный текст является окончательным и дальнейшим изменениям не подлежит. Это называется установлением аутентичности договора. Аутентичность договора может быть установлена путем:

а) парафирования – постановки инициалов уполномоченных в тексте договора в знак того, что договор согласован окончательно и дальнейшим изменениям не подлежит. (Как правило применяется в двусторонних договорах);

б) включения текста договора в заключительный акт международной конференции;

в) принятия международной организацией специальной резолюции.

Часто стадия установления аутентичности совпадает с подписанием договора.

Подписание договора производится представителями договаривающихся сторон, имеющими от своих государств соответствующие на то полномочия, либо лицами, которые, как мы говорили ранее, в силу служебного положения и без предъявления полномочий считаются представляющими свои государства.

Подписание договора может свидетельствовать о согласии с текстом договора или о придании ему юридической силы. В последнем случае в самом тексте договора сторонами обусловливается, что договор вступает в силу с момента подписания.

Парафирование и подписание как акты, выражающие согласие с текстом договора, не придают юридической силы международному договору, т.е. последний еще не вступает в силу. Они означают лишь согласие сторон с положениями договора. Конвенция предусматривает также возможность подписания договора ad referendum, при котором договору еще не придается юридическая сила, а окончательное согласие с текстом договора связывается с одобрением его правительством (условное подписание).

При подписании договора придерживаются правила альтерната, т.е. чередования подписей. Согласно этому правилу, в том подлинном экземпляре международного договора, который получает данная сторона, наименование этой стороны, подпись уполномоченного, печать и сам текст договора, исполненный на языке этой стороны, помещается на первом листе. Для подписи наиболее почетным местом считается место под текстом договора с левой стороны или же, если подписи ставят одна под другой, верхнее место.

В многосторонних договорах наименование сторон и подписи уполномоченных следуют одна за другой в соответствии с названиями государств, согласно принятому участниками алфавиту – английскому, русскому или какому-либо другому.

Согласие на обязательность договора может быть выражено: подписанием, ратификацией, принятием, утверждением или присоединением в зависимости от того порядка, предусмотренного договором.

Ратификация договоров. Многие международные договоры подлежат ратификации, которая служит одной из форм выражения государством согласия на обязательность для него договора.

Ратификация – это утверждение договора высшим органом государства в соответствии с конституционной процедурой.

Согласно сложившейся международной практике ратификация международных договоров отнесена к компетенции парламента (или одной их палат) и главы государства: в США она производится президентом с согласия сената. В РФ согласно Конституции России – Президентом, подписывающим ратификационные грамоты (ст. 86) с согласия Совета Федерации (ст. 106 п. 2). Ратификацию же осуществляет Государственная Дума.

Согласно Закону о договорах РФ обязательной ратификации подлежат договоры:

· вносящие изменения в законодательство;

· об основных правах человека;

· о территориальном разграничении;

· об основах отношений, а также по вопросам разоружения, мира и безопасности;

· об участии в союзах и организациях, если такие договоры предусматривают передачу осуществления части полномочий РФ или юридическую обязательность решений.

Ратификация касается в целом договора и не может иметь место в отношении его отдельных частей. При ратификации внесение каких-либо изменений в тексте договора не допускается.

Акт ратификации оформляется специальным документом – ратификационной грамотой, которая имеет три части:

Вступительная часть, где говорится, что верховный орган рассмотрел ратифицируемый договор;

Основная часть – содержит текст самого договора или его название;

Заключительная часть, где указывается, что договор ратифицируется и будет соблюдаться данным государством.

Грамота подписывается главой государства. При двусторонних договорах, предаваемых на ратификацию, производится обмен ратификационными грамотами. Местом проведения акта обмена ратификационными грамотами является не то государство, где был подписан договор, а государство-контрагент по договору.

При многосторонних договорах производится депонирование ратификационных грамот, т.е. сдача их на хранение депозитарию договора.

Отказ от ратификации не нарушает международного права, но может повлечь за собой серьезные политические последствия.

Утверждение (принятие) означает одобрение договора тем органом, в компетенцию которого входит его заключение. Утверждаются только те договоры, которые не подлежат ратификации, но предусматривают необходимость их утверждения.

Утверждение, принятие договоров осуществляется также Президентом и Правительством. В наше время договоры обычно содержат положения о том, что одобрение производится каждой из сторон в соответствии с ее внутренним правом.

Присоединение имеет место тогда, когда государство, не участвовавшее в заключении договора, изъявило желание считать его участником на условиях, в нем предусмотренных. Присоединение возможно как к действующему договору, так и к договору, который не вступил в силу. Так, например, в соответствии со ст. 3 “Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой”, любое государство имеет право присоединиться к нему в любое время. Для этого государство должно направить документ о присоединении к договору правительствам РФ, США и Великобритании, выступающим в качестве депозитариев данного договора. Для присоединившегося государства договор вступает в силу в день сдачи на хранение его ратификационной грамоты или документа о присоединении.

Аналогичные условия присоединения содержат и многое другие многосторонние договоры. Присоединение по своему юридическому значению можно охарактеризовать как способ выражения согласия государства на обязательность для него данного договора.

Как правило, присоединение осуществляется теми же органами, что и ратификация или утверждение. Этот порядок закреплен и Законом о договорах РФ (ст. 21).

Оговорка к многостороннему договору. Венская Конвенция определяет оговорку как одностороннее заявление в любой формулировке и под любым наименованием, сделанное государством при подписании, ратификации договора или присоединении к нему, посредством которого оно желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству.

Оговорка, как правило, применяется только к многосторонним договорам. В доктрине и практике считается, что оговорка к двустороннему договору означает предложение о его пересмотре. Однако оговорки к двусторонним договорам хорошо известны практике Сената США.

Государство может сделать оговорку за исключением следующих случаев:

а) когда данная оговорка запрещается договором;

б) когда договор предусматривает, что можно делать лишь определенные оговорки, в число которых данная оговорка не входит;

в) когда оговорка несовместима с объектом и целями договора.

Оговорка, которая определенно допускается договором, не требует какого-либо последующего принятия ее другими договаривающимися государствами. В некоторых специально предусмотренных случаях оговорка считается принятой, если другие государства-участники не выскажут возражений против нее до конца определенного периода после того, как они были уведомлены о такой оговорке.

Если государство, возражающее против оговорки, считает возможным вступление в силу договора между собой и сделавшим оговорку государством, то положения, к которым относится оговорка, не применяются в отношениях между этими двумя государствами в пределах сферы действия такой оговорки.

Оговорка, против которой не поступило возражений, изменяет соответствующие положения договора применительно к взаимоотношениям государства, сделавшего оговорку, и государств, принявших ее. Вместе с тем оговорка не влияет на применение положений договора во взаимоотношениях других его участников.

Закон о договорах РФ в целом закрепил общепринятые положения в отношении оговорок. Уникальным является лишь требование о том, чтобы принятие или возражение против оговорки осуществлялось тем же органом, который выразил согласие на обязательность договора. В частности (п. 2 ст. 25) оговорки или возражения против них в отношении ратифицированного договора оформляются законом. Очевидно, данное требование мало реально, т.к. своевременное принятие закона в каждом случае едва ли возможно. Оговорки и возражения против них повсюду отнесены к компетенции исполнительной власти.

Кроме оговорок государства иногда делают заявления к договору, в которых выражают понимание тех или иных положений. Поэтому их часто называют интерпретационными заявлениями. В отличие от оговорок они не изменяют содержания договора и не нуждаются в согласии других участников. Они обязывают лишь то государство, которое их сделало.

Депозитарий – это своеобразный институт права международных договоров, содействующий координации действий участников многостороннего договора в связи с его заключением, вступлением в силу и т.д.

Основные функции депозитария, согласно Венской Конвенции, состоят в:

а) хранении подлинного текста договора;

б) получении подписей под договором;

в) получении и хранении документов, относящихся к договору;

г) информировании всех подписавшихся и присоединившихся к договору государств о дате каждого подписания, дате сдачи на хранение каждой ратификационной грамоты или документа о присоединении, дате вступления договора в силу;

д) регистрации договора в Секретариате ООН.

Депозитарий договора определяется по соглашению между участниками в переговорах и заключившими договор государствами. В качестве депозитария может выступать одно или несколько государств, международная организация или главное должностное лицо такой организации (например, Генеральный секретарь ООН).

Как отмечалось в Венской Конвенции, функции депозитария являются международными по своему характеру, при их исполнении депозитарий обязан действовать беспристрастно, т.е. независимо от наличия признания между депозитарием и другими государствами.

Регистрация международных договоров. Демократическому правопорядку присуще правило: закон не обязывает, если он не опубликован (non obligat lex nisi promulgata).

В соответствии со ст. 102 Устава ООН, “всякий договор и всякое международное отношение, заключенные любым членом Организации после вступления в силу настоящего Устава, должны быть при первой возможности опубликованы”.

14 декабря 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила “Правила о регистрации и опубликовании международных договоров”. Положение о регистрации международных договоров содержится и в Венской Конвенции о праве международных договоров (ст. 80). В соответствии с названными правилами регистрация двусторонних договоров осуществляется одним из его участников, а многостороннего договора – депозитарием. Цель регистрации – опубликование международного договора в специальных сборниках ООН и занесение в перечень.

Незарегистрированный договор обладает полной юридической силой для его участников, однако отказ в регистрации договора в Секретариате ООН не позволяет сторонам ссылаться на него в споре, разбираемом в системе органов мирного разрешения споров, действующий в ООН, в частности в Международном Суде ООН.

Борьба против тайной дипломатии является одной из важных задач демократических движений.

Однако следует учитывать, что полная отмена тайных соглашений и отдельных статей невозможна. Заключаются соглашения о военном сотрудничестве, о поставке товаров, о сотрудничестве силовых ведомств и др.

В Законе о международных договорах РФ предусматривается, что публикация договоров осуществляется по представлению МИД.

В данной ситуации необходимо помнить о следующих положениях:

не подлежат применению договоры, затрагивающие права человека, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения (ч. 3 ст.15 Конституции РФ);

секретные договоры не могут противоречить договорам опубликованным, а секретные статьи и приложения – опубликованным статьям.

В соответствии с Законом о международных договорах РФ ратифицированные и вступившие в силу для РФ договоры публикуются в собрании законодательства (СЗ) либо в Бюллетене международных договоров (БМД). Исключение составляют соглашения межведомственного характера, которые публикуются в специальных изданиях.

С момента официальной публикации договора он становится частью правовой системы страны и подлежит применению всеми органами государства.

Вывод:

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что:

Обязательными стадиями заключения договора являются:

а) согласование текста договора,

б) установление его аутентичности,

в) выражение согласия государства на обязательность для него текста договора.

При подписании многостороннего договора государства могут делать оговорки;

Тексты многосторонних международных договоров сдаются на хранение депозитарию, подлежат регистрации в Секретариате ООН и публикации;

Незарегистрированный договор не позволяет сторонам ссылаться на него в споре, разбираемом в системе органов мирного разрешения споров, действующей в ООН.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.