Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Взаимодействие спроса и предложения




Вопрос. Предложение

Вопрос. Спрос

Лекция 3. Анализ спроса и предложения

Спрос. Объем спроса. Цена спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Неценовые факторы (детерминанты) спроса. Изменение спроса и изменение объема спроса. Предложение. Объем предложения. Цена предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Неценовые факторы (детерминанты) предложения. Изменение предложения и изменение объема предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Сдвиг равновесия. Сравнительная статика рынка. Излишек потребителя и излишек производителя.

Чтобы понять, как действует рыночный механизм, необходимо выяс­нить, как определяется уровень цены, от чего он зависит и под действием каких факторов изменяется.

Предприниматель, поставляющий товар на рынок, сталкивается с про­блемой спроса на данный товар. Спрос определяется желанием потребителей приобрести товар и наличием у них для этого возможностей (денег).

Спрос (англ. demand) - это зависимость между количеством товара, кото­рый покупатели желают и могут купить за данный период, и ценами на этот товар. Спрос не следует отождествлять с величиной спроса.

Величина спроса - это количество товара, которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте.

Графически закон спроса изображается в виде линии спроса с отрица­тельным наклоном (рис.2.1). Линия спроса в общем случае имеет вид кривой и поэтому называется кривой спроса.

 

 

Зависимость между ценой товара (Р) и величиной спроса на него (Q) при прочих равных в экономике принято называть законом спроса. Отрицательный наклон кривой спроса объясняется обратной зависимостью между ценой товара и величиной спроса на него. Т.е. из общей теории спроса: чем выше цена, тем меньшее количество товара может купить потребитель. И наоборот, чем ниже цена, тем большее количество товара может купить потребитель.

Различают спрос индивидуальный (спрос со стороны отдельного покупателя на тот или иной товар при определенном уровне цены, на данном рынке, в определенный момент времени). Если на товарном рынке действует более одного покупателя, то возникает рыночный спрос – это спрос со стороны многих покупателей на данный товар. Величина рыночного спроса находится как сумма величин индивидуальных спросов, предъявляемых каждым потребителем при разных вариантах цен на данный товар. Совокупный спрос – суммарный спрос на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарных рынках. Спрос можно анализировать как на уровне отдельного хозяйствующего субъекта, так и на уровне отрасли народного хозяйства, или национальной экономики в целом.

Спрос может быть неудовлетворенным, если у потенциального покупателя имеются деньги, но требующийся товар отсутствует в продаже. Спрос может быть отложенным, возникающим при необходимости сделать крупную покупку, для которой требуется предварительно накопить соответствующую сумму денег.

Цена товара является не единственным фактором, влияющим на спрос. Особенности спроса зависят как от стоимостных, так и нестоимостных факторов. К неценовым факторам изменения спроса относятся:

· денежные доходы населения;

· цены на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары;

· вкусы потреби­телей;

· изменения числа покупателей;

· потребительские ожидания изменения доходов и цен;

· удельный вес натуральных поступлений (увеличение получаемой с приусадебного участка продукции сокращает спрос на продовольственные товары).

· структура товарного предложения;

Изменение величины спроса, происходящее вследствие изменения цены товара, отражается перемещением по кривой спроса (см.рис.3.2а).

 

Изменение неценовых факторов приводит к сдвигу кривой спроса влево или вправо.

Например, рост потребительского дохода приводит к увеличению спроса на нормальные (высококачественные) товары, поскольку у потребителя по­является возможность приобрести большее количество таких товаров при неизменных ценах (сдвиг кривой спроса вправо на рис. 3.26.).

Исключение составляют «низшие» товары («неполноценные» товары), то есть дешевые продукты, спрос на которые со стороны потребителей с низким доходом увеличивается даже при росте их цены из-за снижающейся возможности у таких потребителей покупать «нормальные» продукты. (масло-маргарин, кофе-кофейный напиток, чай листовой-чай гранулированный, сыр-плавленный сыр). Товар Гиффена (Giffen good) - товар, при повышении цены которого, спрос на него растет. Т.е. эти товары составляют столь высокую долю в бюджете домашних хозяйств, что повышение цены вызывает сильный отрицательный эффект дохода, который полностью превосходит нормальный эффект замещения. Эти эффекты возникают при изменении цены товара.

Сущность эффекта замещения заключается в том, что при повышении цены на данный товар потребители будут стремиться заменить этот подоро­жавший товар ставшим относительно более дешевым товаром-заместителем, чтобы удовлетворить свои потребности с наименьшими затратами. Напри­мер, если кофе подорожал, то при неизменных ценах на чай часть людей сни­зит потребление кофе, увеличив потребление чая.

Сущность эффекта дохода заключается в следующем. Повышение цен при неизменном денежном доходе потребителя означает снижение его поку­пательной способности. Происходит сокращение "реального дохода" потре­бителя. Если повышается цена какого-то одного товара, то домохозяйство вынуждено будет сократить потребление не только того товара, цена которо­го выросла, но и других товаров. Таким образом, изменение цены товара равнозначно изменению реального дохода потребителя, что ведет к измене­нию величины индивидуального спроса и называется эффектом дохода. Эффекты дохода и замещения действуют, как правило, совместно.

В то же время, изменения цен на сопряженные (взаимозаменяемые и взаимодополняющие) товары могут вызывать сдвиги кривых спроса в разных направлениях.

Если цена на товар-заменитель (товар-субститут) снизилась, то кривая спроса сдвинется влево. Так, к уменьшению спроса на чай может привести снижение уровня цен на кофе. Наоборот, снижение цены на взаимодопол­няющий товар (товар-комплемент) приведет к сдвигу кривой спроса вправо. Уменьшение цены на бензин вызовет рост потребительского спроса на мо­торное масло, поскольку люди станут больше ездить на автомобилях.

В том же направлении на спрос может влиять реклама, вызывающая из­менение потребительских вкусов, инфляционные ожидания потребителей, а также увеличение числа покупателей на рынке данного товара.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.