Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Живопись. Для русской живописи XIX век — время расцвета и исканий

Для русской живописи XIX век — время расцвета и исканий. Официально признанным методом был классицизм, хотя романтизм и реализм получили достаточное распространение. Академия была консервативным учреждением и требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические темы.

Одним из крупнейших портретистов был О. А. Кипренский, в творчестве которого наиболее ярко отразились романтические искания художников. Его автопортрет, портреты Д.В. Давыдова, Е. Л. Ростопчинской, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина выразили новое представление о ценности личности, ее неповторимости, о содержании внутреннего мира человека. О.А. Киприенский — первый художник, который, по словам А.А. Иванова, «вынес имя русского в известность в Европе».

В. А. Тропинин, как и О.А. Киприенский, был сыном крепостных, по милости владельца окончил Академию художеств и начал с портретной живописи. Известен его портрет А.С. Пушкина. В историю русской живописи В.А. Тропинин вошел не только как портретист, но и как создатель особого вида жанровой картины — поясного изображения человека, занятого несложным привычным делом («Пряхи», «Кружевница»).

Форму многофигурной композиции, в которой большую роль играл пейзаж или интерьер, разрабатывал А.Г. Веницианов («На пашне. Весна», «Гумно», «На жатве. Лето» и др.). Неповторимым мастером цвета был К.П. Брюллов (картины «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», «Итальянский полдень» и др., портреты «Всадница», «Портрет графини Ю.П. Самойловой с воспитанницей Амалицией», «Портрет княгини Е.П. Салтыковой»). Особую славу художнику принесло полотно «Последний день Помпеи».

Величайший русский художник А.А. Иванов работал над философско-исторической картиной «Явление Христа народу» большую часть своей жизни. Искреннее религиозное чувство, воплощенное с необыкновенной глубиной, идеи спасения человечества волнуют людей и в настоящее время. Новые идеи принес в бытовой жанр П.А. Федотов («Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа» и др.).

В 50–60-е гг. XIX в. получило развитие критическое изображение действительности. Таковы произведения В.Г. Перова «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и др. В своих исканиях Перов не был одинок, рядом с ним творила целая плеяда его единомышленников: Н.В. Неврев, В.В. Пукирев, И. М. Прянишников и др.

Виднейшим организатором и идеологом молодого поколения художников был Н. И. Крамской, а его теоретиком — В. В. Стасов. Новое направление объявило о разрыве с официальным искусством, в котором господствовал академический классицизм.

В 1863 г. четырнадцать наиболее талантливых учеников Академии художеств отказались от участия в обязательном конкурсе на мифологическую тему и демонстративно покинули стены Академии, образовав Артель петербургских художников. В 1870 г. ее сменило «Товарищество передвижных выставок», в котором состояли И.Н. Крамской, В. М. и А.М. Васнецовы, И. И. Левитан, В.Д. Поленов, И.Е. Шишкин, В.И. Суриков, И.Е. Репин и др.

Важную роль в развитии русского искусства сыграло создание первой русской национальной галереи. С 1856 г. московский купец П.М. Третьяков стал коллекционировать выдающиеся произведения русского изобразительного искусства. Его частное собрание стало основой одного из богатейших национальных музеев мира — Третьяковской галереи.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Архитектура | Русская культура на рубеже XIX-XX вв. (с конца XIX в. до 1917 г.)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.