Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие культуры в 50–80-е гг

Кино

Музыка

Театр

Архитектура

В 30-е гг. началась реконструкция Москвы и Ленинграда, которая привела к сносу многих архитектурных памятников, особенно религиозного назначения (храм Христа Спасителя, Сухарева башня в Москве и др.). Символом эпохи должно было стать сооружение грандиозного Дворца Советов на месте храма Христа Спасителя.

Архитекторы стремятся придать постройкам художественную выразительность, привлекая средства изобразительного искусства (сооружения метрополитена в Москве, каналы имени Москвы; архитекторы А. В. Щусев, И.А. Фомин, А.Н. Душкин, А.В. Власов, Д.Н. Чечулин, А. М. Рухлядов и др.). По указанию Сталина возводятся монументальные многоэтажные здания, олицетворяющие собой мощь победившего социализма.

Значительных успехов в 30-е гг. достигло театральное искусство. В репертуаре театров ставились произведения отечественной и зарубежной классики, пьесы советских драматургов (Н.Ф. Погодина, Н.Р. Эдрмана и др.). В то же время это был период утверждения метода соцреализма и в театре. Были репрессированы многие талантливые режиссеры и актеры.

С началом Великой Отечественной войны Президиум Всероссийского театрального общества (ВТО) принял решение начать работу по созданию оборонного и антифашистского репертуара. Для работы в армии и на флоте было сформировано около 400 театрально-концертных и цирковых бригад, создано 25 фронтовых театров. Среди постановок того времени широкую известность получили спектакли Малого театра «Нашествие» (1943 г., режиссер И.Я. Судаков), театра имени Вахтангова «Фронт» (1942 г., режиссер Р.Н. Симонов), МХАТа «Офицер флота» (1945 г., режиссеры А. М. Горчаков и И.М. Раевский). Актерское дарование в театральных постановках проявили В.П. Марецкая, А. Н. Грибов, Д.Н. Орлов, А. Д. Дикий, А.А. Хорава, В.Н. Пашенная, М.И. Прудкин и тысячи других.

В начале 50-х гг. тематический диапазон театральных репертуаров России продолжал расширяться. Режиссеры обращаются к творчеству В.В. Маяковского, А. И. Афиногенова, В.П. Катаева, Н.Ф. Погодина, К.М. Симонова и др.

В развитие камерной вокальной и инструментальной музыки большой вклад внесли А.Н. Александров, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, Г. В. Свиридов, Д.Д. Шостакович, Б.Н. Чайковский и др.

В 30-х гг. были достигнуты первые успехи в создании советской оперы: «Тихий Дон» И. И. Дзержинского (1935), «В бурю» Т.Н. Хренникова (1939, вторая редакция 1952), «Семен Котко» С.С. Прокофьева (1939). Одной из наиболее значительных советских опер является «Катерина Измайлова» («Леди Макбет Мценского уезда», 1932, новая редакция 1962) Д. Д. Шостаковича.

Музыка как важнейший, определяющий элемент хореографической драматургии была ведущим началом в балете: «Пламя Парижа» на музыку Б.Ф. Астафьева (1932), «Лауренсия» А.А. Крейна (1937). Смелым реформатором был С.С. Прокофьев, создавший балет «Ромео и Джульетта» (1936) — глубокую, захватывающую по силе музыкально-хореографическую трагедию.

Поистине историческим событием в русской культуре военных лет было исполнение 9 августа 1942 г. в осажденном блокадой Ленинграде в Большом зале филармонии Седьмой симфонии Шостаковича. Исполнение транслировалось по радио и получило мировое признание как символ несгибаемой воли русского народа, его непобедимости. Часто эту симфонию называют Ленинградской, она является шедевром современного музыкального творчества.

Тяжелое положение в музыкальном искусстве сложилось после выхода в свет Постановления ЦК партии от 10 февраля 1948 г. «Об упаднических явлениях в советской музыке». Началась кампания борьбы с «формализмом», жертвами которой стали талантливые композиторы В. Мурадели, Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, А. Хачатурян, В.Я. Шебалин.

Быстрыми темпами идет развитие советской кинематографии: «Броненосец Потемкин», «Александр Невский» С. Эйзенштейна; «Мать», «Конец Санкт-Петербурга» В. Пудовкина; «Арсенал», «Земля» А. Довженко; «Путевка в жизнь» Н. Экка; «Семеро смелых», «Комсомольск» С. Герасимова; музыкальные кинокомедии «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь» Г. Александрова и др.

В годы войны основными направлениями в деятельности кинематографии была тема героической борьбы советского народа против захватчиков. Ведущее место в освещении этой темы занимала хроника, которую снимали фронтовые киногруппы. Материалы хроники использовались для монтажа документальных фильмов, в том числе «Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе». В художественных фильмах этих лет — «Секретарь райкома» (1942, режиссер И.А. Пырьев), «Два бойца» (1943 г., режиссер Л.Д. Луков) и др. — снимались известные актеры и актрисы Е.А. Кузьмина, Б.Ф. Андреев, М.Н. Бернес, М.А. Ладынина, Б.Н. Чирков, С. А. Мартинсон и др.

В послевоенные годы одним из важнейших направлений кино оставалась историко-революционная тема. В начале 50-х гг. началось строительство новых и расширение старых съемочных площадок киностудий Москвы и Ленинграда. Увеличился выпуск детских картин на «Ленфильме» и Центральной студии детских и юношеских фильмов, а также художественных фильмов на Свердловской киностудии (основана в 1949 г.).

Существенное воздействие на культурное развитие в 50–80-е гг. оказали сложные и противоречивые процессы в общественно-политической и экономической сферах. Это — период с временными оттепелями, возвратом к «указаниям» в культуре, арестами и высылками, время медленного, постепенного, подчас мучительного, с движениями вспять возврата к естественному для культуры полифоническому развитию. Культурный процесс был тесно связан с историческим развитием страны, от которого зависели финансирование культуры, международные контакты деятелей литературы, науки и искусства, приобщение к культурной жизни широких слоев населения.

Период 50–80-х гг. отличался интенсивностью и динамизмом развития. По значимости общественно-политических и культурных процессов, происходивших в стране, он в свою очередь условно подразделялся на два этапа: 1) 50 — начало 60-х гг.; 2) середина 60 — середина 80-х гг.

Начавшийся после смерти Сталина процесс десталинизации затронул и сферу культуры. «Оттепель» (по названию повести И.Г. Эренбурга) дала толчок процессам обновления общества, положила начало освобождению общественного сознания от догм и идеологических стереотипов, означала разрешение «сверху» относительного стилевого разнообразия и многоголосья в литературе и искусстве. Особенно значимым этот период был для молодого поколения, многие представители которого и позднее, в условиях брежневской консервативной политики, остались верны убеждениям, сформировавшимся в годы «оттепели». Однако в рассматриваемый период, как и прежде, основные решения в государстве принимались при участии и руководстве партии, в соответствии с «генеральной линией» ее политики.

В июне 1962 г. в Новочеркасске состоялась демонстрация трудящихся, требовавшая улучшения жизненного уровня. Демонстрация была разогнана с помощью войск. Это был конец «оттепели», ознаменовавшийся первыми открытыми, хотя и весьма малочисленными и неорганизованными, протестами против политической системы в СССР.

1965–1985 гг. были двадцатилетием наиболее стабильного развития советского общества (в историю эти годы вошли как «застойные»). В этот период при советско-бюрократической системе государственного устройства были достигнуты определенные успехи в экономической, социальной и культурной областях. В то же время именно в этот период начался кризис Советского государства и общества.

Несмотря на увеличение количества общественных организаций, нарастал процесс их бюрократизации. Профессиональные союзы, ВЛКСМ, Комитет советских женщин, Советский Красный Крест и многие другие не были по существу общественными, они были бюджетными, ими руководили партийные органы. Членство в этих организациях постепенно становилось насильственным: любой работник считался членом профсоюза. Общественные организации были поставлены под полный контроль партийных органов, что привело к потере к ним интереса со стороны общественности, и прежде всего молодежи. Политика полного контроля проводилась и по отношению к церкви.

В эти годы все еще давала о себе знать романтическая ориентированность на заветное «светлое будущее», возникала время от времени в центре общественного внимания духовная ценность нашей истории — русская идея. Однако сужение культурного пространства, большие утраты в духовной жизни общества повторялись и во многом углублялись: продолжали закрываться и уничтожаться храмы (мощный пласт национальной культуры!) и памятники, усилился запрет на знакомство массового читателя и зрителя с шедеврами отечественной и зарубежной культуры, в каждом крупном учреждении культуры существовали отделы специального хранения — спецхраны. Углубился духовный диктат над инакомыслием, увеличилось количество диссидентов. Все та же классовая концепция культуры, перенесенная властью в политику, оставила незаживающий след на развитии духовной культуры эпохи, когда литература, живопись, музыка, архитектура и многие другие стороны духовной жизни общества оценивались с позиций «социалистического реализма».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Живопись и скульптура | Система образования. Главным направлением в системе школьного образования стало «укрепление связи школы с жизнью»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.