КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Континентальная модель послевоенного развития Германии, ее социальный блок
(если будет мало, то читайте Буфетову стр. 263 – 269, тут все – текст учебника). В ФРГ модель социально-ориентированной рыночной экономики сложилась раньше, чем в других странах, и в наиболее совершенном виде. Причины тому: традиции участи государства в общественной жизни; теоретические работы В. Рёпке, А. Рюстова, А. Мюллер-Армака и Л. Эрхарда. Последний стал организатором возрождения германской экономики. Основные задачи правительсва: 1) Правительство призвано обеспечить свободную игру рыночных сил. Государство создает надежные правовые условия, и социальные рамки для взаимодействия субъектов экономической деятельности: равенство прав, стартовых возможносей и т.д. Поэтому германская модель есть неолиберальая модель. 2) Правительство должно защищать конкурентный порядок. Антимонопольная политика, поддержка среднего и малого бизнеса (возникают организации, представляющие интересы этого бизнеса в законодательных и исполнительных органах власти), финансовая поддержка малого бизнеса. 3) Правительство призвано развивать идеи социального партнерства: демократизация экономической жизни. Наемные работники получали определенное число мест в наблюдательных и правящих советах крупных компаний (на основе законов). Ограничение права на забастовку. Конфликты решались в согласительной комиссии. Социальное партнерство, означает прорастание рыночных отношений за рамки производства в социальную сферу. Рыночные преобразования были осуществлены методом "шоковой терапии". Реформа началась в 1948 с конфискационной денежной реформы, замораживания части денежных счетов, либерализации цен, ограничительной денежно-кредитной политики.
Особенности "шоковой терапии" в ФРГ: 1) Длительное сохранение гос. контроля за ценами экономически важных товаров и услуг (электроэнергия, жилье) 2) Сохранение гос. регулирования внешнеэкономических и валютных отношений. Конвертируемость своей валюты ФРГ ввела лишь в 1965 г. Эти меры обеспечивали защиту отечественного потребителя и производителя. Модель развития послевоенной Германии базировалась на максимально возможных либеральных принципах, к.т. бытро вводились и основывались на твердой монетарной политике, и, в частности на поддержании бездифицитного бютжета. Даже профицит резервировался. В 1960-е годы появился отход от неолиберальной модели рыноч. экономики. Причины: 1) Традиции гос. управления: Остается корпоративность и иерархия управления. После денационализации доля гос. собственности все равно существенна: 40% – добыча угля, 62% – пр-во электроэнергии, 72% – алюминий, 62% – банки. 2) Рост конкуренции на мировых рынках: конкуренцию на мировых рынках могли выдержать только крупные предприятия, и правительство стало лояльно относиться к росту концентрации производства. Концентрация производства облегчала стратегическое планирование инвестиционного процесса. Неолиберальная традиция в области конъюнктурной политики тоже менялась: излишки федерального бюджета стали использоваться для расширения соц. гарантий и программ. Внутренний спрос рос, бизнесу нравилось, (просто хлопали стоя =)). В конце 1960-ых правительство ФРГ использует, как и США в начале 1960-ых, бюджетный дефицит и налоги для воздействия на экономические циклы, составляют пятилетие бюджетные планы страны и земель и разрабатывают инвестпрограммы. Вывод: Таким образом, в ФРГ сложилась развитая система согласования интересов хозяйственной жизни, которая опиралась на законодательные механизмы. В области экономики правительство применяло тот же набор методов, что и другие страны. Особенности ФРГ: поддержка среднего и малого бизнеса. Тем не менее ФРГ в 1970-ом г. отошла от неолибеоальных принципов построение бюджета, стала использовать бюджетный дефицит.
Германия: (шляпа из шпор) В германии наблюдалось сильное влияние эк.теории на эк.политику (В.Ойкен, К. Цвингер, Л. Эрхард). Основная идея: • Обеспечение правительством игры свободных рыночных сил • Денационализация • Устранение картелей (Steeltrest разделен на 13 металлургических и 9 горнодобывающих комбинатов) Немцы первыми начинают поддерживать мелкий и средний бизнес. По идее Цвингера наемные работники были представлены в совете директоров. После 57г с приходом Л. Эрхарда к власти Германия отходит от неолиберальной модели к неоэтатистской.: • Изменившиеся реалии: Открытость рынка. На м/народном рынке успешно конкурируют только крупные корпорации Þ концен-ция пр-ва в Г. • Историческая причина: Контроль банков над пром-тью. Банки внесли большой вклад в планирование корпораций+традиции госуправления нацистского периода. Корпоративность и иерархия эк-кой жизни (совместный труд приносит плоды взаимовыгодной кооперации и помощи) – сохранили сильное влияние в послевоенные годы. В 60г федеральное прав-во контролировало не менее 40% добычи угля, 62% эл.энергии, 72 % Алюминия, 62% банковских сбережений. Для того чтобы удержаться на мировом рынке Г. пришлось отойти от ортодоксальной политики и усилить госвлияние на эк-ку.
35. Модель послевоенного развития Японии: патернализм + партнерство. (если будет мало, то читайте Буфетову стр. 259 – 260, тут все – текст учебника). Страна практически не имела национального сектора. Ее модель имела иное, чем у европейских стран, устройство. Государственное представление о развитии экономики отражала конъюктурная и структурная политика, которую разрабатывали Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП) и Центробанк Японии, а активно воплощали в жизнь – "воскресшие" дзайбацу: монополистические группы "Мицуй", "Мицубиси", "Сумитомо", новые компании "Сони", "Хонда". Индикативное планирование стало ведущим звеном японской системы гос. регулирования. С 1955 по 1977 было реализованно семь пятилетних планов. План определял направление эконом. развития страны. Когда экономика развернулось в нужном направлении, план считали выполненным, делался новый план. Механизмы воздействия на экономику базировались на административных методах и экономических рычагах.
Примеры для пояснения: 1) Конкуренция: зарубежный патент компания может купить только если его все другие компании-конкуренты могут тоже себе позволить. 2) Поддержка экспортного потенциала японской промышленности: МВТП обеспечивал экспортно-ориентированное предприятие материальными благами и услугами. Предприятию разрешался импорт его продукции только при условии экспорта какого-то ее кол-ва. Но японское правительство не занималось реализацией социальных программ. Такие программы и разрабатывались и осуществлялись крупными корпорации. Они следили за здоровьем, отношениями, успехами, карьерным ростом своих сотрудников. В конечном итоге это вылилось в гарантию занятости в форме системы пожизненного найма. Ее могли себе позволить крупные компании. Ключевые отрасли Японии в 1950 – 1960-е годы: металлургия, химия, нефтехимия, судостроение. Очевидно, что островное государство при ограниченных сырьевых и энергетических ресурсов для указанных производств импортировало большие объемы сырья. Тем не менее, в 1960-е годы рост экономики Японии: 15%-17% (рекордные показатели). Так Япония завершила индустриальную стадию развития своей экономики. Вывод: частный японский капитал при построении своей инвестиционной стратегии руководствовался гос. программами и разрабатываемыми планами, активно взаимодействовал с гос. властью, повышая конкурентоспособность своей продукции и готовясь к экспансии на мировые рынки. Япония: (краткая шляпа из шпор) Нет сектора госсобственности. Структурная и конъюнктурная политика гос-ва проводилась министерством внешней торговли и пром-ти+ЦБ+семейные кланы (Sony, Honda). Центральным звеном Японской модели стало планирование: с 1955 по 1977гг было реализовано 7 индикативных планов: • Защита конкуренции осуществлялась законом о патентах • Импорт разрешался только при условии наличия экспорта. • Гибкая система законодательства. • Основной упор делался на развитие микроэлектроники. Залогом успеха госпланирования стали вековые традиции: подчинение вышестоящему начальнику, преданность фирме, выполнение законов государства. *Общие выводы касательно вопросов 31-35 можно прочитать в Буфетовой стр. 269-270.*
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |