Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поместный Собор 1917-1918 гг




Если подходить формально и руководствоваться только цифрами, Русская Православная Церковь вступила в революционную эпоху как мощная организация. Официально к 1914 г. в Российской империи было 117 млн православных христиан, которые проживали в 67 епархиях, управляемых 130 епископами, и 50 с лишним тысяч священников и диаконов служили в 48 тыс. приходских храмах. В ведении Церкви находилось 35 тыс. начальных школ и 58 семинарий, а также тысяча действующих монастырей почти с 95 тыс. монашествующих. Более того, в последнее предреволюционное столетие открылось в стране больше монастырей, чем за какое-либо другое столетие в истории России. Уровень богословской науки никогда не стоял так высоко. ХIX век дал возрождение монашеского духовничества и старчества, одним из самых замечательных очагов которых была Оптина пустынь. Были значительные достижения и в области православного миссионерства особенно на территории Аляски, Японии, Сибири и Дальнего Востока. Хотя интеллигенция в основном оставалась чуждой или даже активно враждебной Церкви, возвращение в Церковь цвета русской философской мысли, повлекшее за собой так называемый русский религиозно-философский ренессанс, не только имело немалое духовное значение само по себе, но и положило начало притоку в Церковь представителей русской интеллектуальной элиты, хотя они и оставались меньшинством в своей среде.

Но все эти сдвиги оказались совершенно недостаточными в момент крушения империи. Не имея канонического главы (Патриарха) и традиционной соборной структуры, которая обеспечивала бы двустороннюю связь центра с периферией, Церковь вступила в революцию разъединенной, а с отречением царя — формального земного главы Церкви — и обезглавленной. В условиях общего распада государственности Церковь осталась без инфраструктуры.

В тревожной предреволюционной обстановке иерархи и церковная общественность вели активную подготовительную работу к созыву Поместного Собора, в работе которого приняли бы участие выборные представители от всей Православной Руси. Итак, 15(28) августа 1917 г. в Москве открылся первый полноценный Поместный Собор за 217 лет. Избрано на него было 564 депутата: 73 архиерея, 192 приходских клирика (священники, диаконы, псаломщики) и 299 мирян.

Собор открылся в дни, когда Временное правительство агонизировало, теряя контроль над страной, а большевики готовили переворот. В этой смутной обстановке главной заботой Собора было выработать систему управления Церкви. Большинство участников Собора высказались за восстановление Патриаршества. В ходе соборного обсуждения мысль о восстановлении сана Первоиерарха была освещена со всех сторон и предстала перед членами Собора как повелительное требование канонов, как исполнение вековых народных чаяний, как живая потребность времени. 28 октября (10 ноября) прения были прекращены. Поместный Собор большинством голосов вынес историческое постановление о восстановлении Патриаршества.

После голосования Собор избрал кандидатами на Первосвятительский престол архиепископа Харьковского Антония, архиепископа Новгородского Арсения и митрополита Московского Тихона, - как говорили о нем в народе, - "самого умного, самого строгого и самого доброго из иерархов Русской Церкви..." Архиепископ Антоний, блестяще образованный и талантливый церковный писатель, был видным церковным деятелем двух последних десятилетий синодальной эпохи. Давний поборник Патриаршества, он был поддержан многими на Соборе как бесстрашный и опытный церковный вождь. Другой кандидат, архиепископ Арсений, умный и властный иерарх, обладавший многолетним церковно-административным и государственным опытом (в прошлом член Государственного Совета). Святитель Тихон во всем полагался на волю Божию. Не стремясь к Патриаршеству, он готов был принять на себя этот крестный подвиг, если Господь призовет его.

Избрание состоялось 5(18) ноября в храме Христа Спасителя. По окончании Божественной литургии и молебного пения Владимир, митрополит Киевский, вынес ковчежец с жребиями на амвон, благословил им народ и снял печати. Из алтаря вышел слепой старец монах Зосимовой пустыни Алексий. Помолившись, он вынул из ковчежца жребий и передал его митрополиту. Святитель прочитал громко: «Тихон, митрополит Московский – аксиос». Интронизация Патриарха Тихона (Белавина, 1865-1925) состоялась 21 ноября (3 декабря) 1917 г. в праздник Введения в Успенском соборе Кремля. Для торжества из Оружейной палаты взяты были жезл святителя Петра, ряса священномученика Патриарха Гермогена, а также мантия, митра и клобук Патриарха Никона.

Учитывая неопределенность положения в стране и неизвестность будущего, Собор принял ряд экстренных постановлений. Патриарху было дано право, на случай невозможности созывать Собор или даже Синод, управлять Церковью единолично. Ему также было поручено при роспуске Собора составить завещание, в котором указать трех лиц по нисходящей предпочтения, которым следует стать местоблюстителями Патриаршего Престола в случае, если внешние условия лишат Патриарха возможности выполнять свои функции или в случае его смерти и невозможности созвать Собор для избрания нового Патриарха. Имена кандидатов в местоблюстители должны быть тайной и пребывать в запечатанном виде до смерти или выбытия патриарха со своего поста. После кончины Патриарха Тихона эти постановления послужили спасительным средством для сохранения канонического преемства Первосветительского служения.

Деяния Собора совершались и в революционное время. 25 октября (7 ноября) пало Временное Правительство, в стране была установлена Советская власть. 28 октября в Москве разразились кровавые бои между занимавшими Кремль юнкерами и повстанцами, в руках которых был город. Над Москвой стоял грохот пушек и треск пулеметов. Стреляли во дворах, с чердаков, из окон, на улицах лежали убитые и раненые. В эти дни многие члены Собора, приняв на себя обязанность медбратьев, ходили по городу, подбирая и перевязывая раненых. Среди них были архиепископ Таврический Димитрий (князь Абашидзе) и епископ Камчатский Нестор (Анисимов).

Вскоре после Октябрьского переворота в стране развернулась гражданская война, в огне которой гибли не только военные люди, но и мирные жители. Так, в течение 1918—1920-х гг. были убиты, по меньшей мере, 28 епископов, тысячи священников были посажены в тюрьмы или также убиты. Конечно же, Церковь не могла остаться безучастной к гибели тысяч неповинных людей. 19 января 1918 г. Патриарх Тихон выступил с соборным посланием, в котором он писал следующее: «Ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем не повинных... людей. Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы...» Вместе с открытым осуждением зверств и насилия Патриарх последовательно проводил линию политического нейтралитета Церкви в гражданской войне. Это выражалось, прежде всего, в повторных призывах ко всем сторонам к милосердию, прекращению братоубийственной войны. Православные люди жили на территориях, контролируемых и красными, и белыми, и зелеными. Патриарх Тихон, верховный пастырь Русской Церкви, считаясь с этим обстоятельством, старался избегать всякой политической вовлеченности в происходящие события. О нейтралитете Церкви свидетельствует и тот факт, что Патриарх категорически отказал тайному посланцу белых генералов князю Григорию Трубецкому дать даже тайное благословение белой борьбе.

Политические структуры Российской Империи рухнули, а Церковь Христова, руководимая благодатью Святого Духа, сохранила в эту переломную историческую эпоху свой Богозданный строй. Поместный Собор явился событием эпохального значения. Упразднив канонически ущербную и окончательно изжившую себя синодальную систему церковного управления и восстановив Патриаршество, он провел рубеж между двумя периодами русской церковной истории.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.