Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины посадки судна на мель. Силы возникающие при посадки судна на мель

Операции по снятия судна с мели.

Действия при обрыве буксирного троса

Обрыв буксирного троса в ходе буксировки ведет к значительной потере времени и затрате сил на восстановление буксирной линии. Причинами обрыва могут быть:

· рывок в начале буксировки;

· ошибка в расчетах, приведшая к выбору завышенной скорости буксировки, или недостаточно прочный буксирный трос;

· сильный рывок на волнении при неправильном подборе длины буксирного троса и амортизаторов;

· касание грунта тросом в районе малых глубин или на повороте.

После обрыва оставшиеся части буксирного троса как на буксирующем, так и на буксируемом судне (объекте) выбираются на борт. Для этого за огон коренного (ходового) конца буксирного троса такелажной скобой берется вспомогательный конец (свистов), который заводится на шпиль, затем выкладывается глаголь-гак буксирного устройства, после чего буксирный трос шпилем выбирается на борт.

Посадка на мель, особенно в месте, не защищенном от ветра и волнения, представляет большую опасность для судна, груза, а иногда и для экипажа. Поэтому судоводители должны принимать все возможные меры, чтобы предотвратить посадку судна на мель.

Основными причинами посадки судов на мель являются:

· действие непреодолимой силы (стихийные обстоятельства);

· нарушения судоводителями основ судовождения и морской практики.

Наиболее типичные случаи посадки на мель по стихийным обстоятельствам — это когда судно:

1. особенно без груза, захваченное ураганом вблизи берегов, теряет управляемость;

2. стоящее на якоре на открытом рейде застигнуто внезапно налетевшим шквалом или быстро усиливающимся штормом;

3. при плавании во льдах во время сжатия вместе со льдом сдрейфует в сторону мели и оказывается выжатым на нее;

4. имеющее значительные повреждения двигателей и винторулевой группы, под действием шторма, течения или льда может быть выброшено на мель;

5. вследствие тяжелого повреждения с целью спасения людей, груза и самого судна может быть посажено на мель преднамеренно.

Судно оказывается на мели, если судоводитель:

1. небрежно вел прокладку, счисление и навигационные расчеты;

2. допустил ошибки или неточности при определении места судна;

3. не знал рекомендаций для плавания в данном районе, изложенных в лоциях и других пособиях;

4. пренебрег требованиями хорошей морской практики при плавании в малоисследованных районах;

5. пользовался не откорректированными картами и пособиями;

6. допустил небрежность при опознании берегов и средств навигационного оборудования;

7. необоснованно доверился плавучему ограждению опасностей;

8. не использовал эхолот при плавании по счислению вблизи берегов.

На судно, севшее на мель, действует несколько разных по своей природе сил.

Реакция грунта (нагрузка судна на грунт). Когда судно с хода садится на мель, оно немного уменьшает свою среднюю осадку, в результате чего происходит некоторая потеря водоизмещения, которая приводит к нарушению равновесия между весом судна и силами поддержания воды. При отсутствии доступа воды в отсеки судна разность этих сил будет равна силе реакции грунта.

Для определения этой силы необходимо:

сразу после посадки на мель по возможности точно определить осадку штевнями;

учитывая расход топлива, воды и запасов, подсчитать осадку судна штевнями и среднюю осадку на плаву перед посадкой его на мель (банку);

подсчитать массу воды, если она вследствие посадки судна на мель поступила в его отсеки;

определить потерянное водоизмещение (равное реакции грунта), пользуясь формулами, известными из курса теории корабля.

Сила присоса грунта. Судно, севшее на мель, с течением времени погружается в грунт, который оказывает давление на борт судна, что и является причиной трения бортов при движении судна. Вместе с тем грунт прилипает к наружной обшивке и препятствует освобождению из него судна и выступающих частей корпуса. Сила присоса препятствует сдвигу судна с мели. Силу присоса принято оценивать некоторым коэффициентом в зависимости от массы судна, а также от рода грунта: для крупного песка с галькой коэффи-циент присоса равен 0,05—0,10, для вязкой глины — 0,25.

На мягких грунтах сила присоса может быть уменьшена. С этой целью сначала затопляют некоторые отсеки судна, чтобы оно просело в грунт. После откачки воды, которую нужно приурочивать ко времени прилива, судно всплывает в образовавшемся при проседании грунта котловане. Выполняя эту работу, нужно внимательно следить за осадкой судна и, когда она перестает увеличиваться, прекратить затопление отсеков.

Сила ударов волн. Она разрушающе действует на судно, особенно на сравнительно слабые по конструкции надводные части: рубки, люковые закрытия, тамбуры и т. п.

Если судно сидит на каменистой банке даже в укрытом месте, то удары волн могут раскачивать его с борта на борт, и тогда судно начинает перемещаться днищем по камням, которые будут разрушать скулу и нижнюю часть борта за пределами второго дна, вследствие чего вода получит доступ в трюм. Однако удары волн иногда оказывают помощь в снятии судна с мели: раскачивая его, они уменьшают присос корпуса к грунту.

Сила ударов о грунт вследствие зыби или волнения. Причиной, вызывающей удары судна о грунт, являются крупные волны, подходящие к сидящему на мели судну и создающие вертикальную подъемную силу. Такие волны действуют как во время штормовой погоды, так и в штиль, когда со стороны моря идет мертвая зыбь. Удары корпуса судна о грунт часто ведут к полному разрушению судна, если возникающие при этом силы столь велики, что им не может длительное время сопротивляться корпус судна. Это происходит даже при ударах днища о ровный песчаный или глинистый грунт. Однако часто судно, поднятое подошедшей волной, силою своей машины или с посторонней помощью может быть снято с мели в момент отрыва его от грунта.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Меры по предупреждению обрыва буксирного троса | Действие экипажа судна, севшего на мель
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1052; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.