![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Влияние штормовых условий на мореходные качества судна
Основными факторами, действующими на судно во время шторма, являются ветер, волнение и качка. Воздействие ветра на судно определяется его направлением и силой, формой и размерами площади парусности судна, расположением центра парусности, значениями осадки и дифферента. Действие ветра в пределах курсовых углов 0 – 1100 вызывают потерю скорости, а при больших курсовых углах и силе ветра не свыше 3 -4 баллов – некоторое её приращение. Действие ветра в пределах 30 – 1200 сопровождается дрейфом и ветровым креном. Потеря скорости происходит в следствии того, что на движущееся судно действует кажущийся ветер, который связан с истинным следующим отношением:
Где WИ – скорость истинного ветра, м/с; W – скорость кажущегося ветра, м/с; VС – скорость судна, м/с; α – угол дрейфа, град.; qWи – курсовой угол истинного ветра, град.; qW – курсовой угол кажущегося ветра, град. Удельное давление ветра на судно приближенно можно рассчитать Р ≈ 0.008 W2 (Ураган W=40 – 50 м/с, Р ≈ 130 – 200 кгс/м2) Полное давление ветра на судно или гидродинамическая сила будет равна: А ≈ Р Q (14.3) Так как ЦП по миделю не совпадает с Ц.Т., то аэродинамическая сила будет создавать кренящий момент: МКР = АY(ZЦП - Где ZЦП – аппликата центра парусности, м; dСР – средняя осадка судна, м. Волнение моря оказывает наиболее существенное влияние на судно. Оно сопровождается действием на корпус значительных динамических нагрузок и качкой судна. При плавании на волнении увеличивается сопротивление корпуса судна и ухудшаются условия совместной работы винтов, Рис. 14.1. Элементы волны корпуса и главных двигателей. В результате снижается скорость, увеличивается нагрузка па главные машины, повышается расход топлива и уменьшается дальность плавания судна. Форма и размеры волн характеризуются следующими элементами (рис.14.1):
— высота волны - h — расстояние по вертикали от вершины до подошвы волны; — длина волны -λ — расстояние по горизонтали между двумя соседними гребнями или подошвами; - период волны τ — промежуток времени, в течение которого волна проходит расстояние, равное своей длине; — скорость волны С — расстояние, проходимое волной в единицу времени. По происхождению волны подразделяются на ветровые, приливо-отливные, анемобарические, волны землетрясения (цунами) и корабельные. Наиболее распространенными являются ветровые волны. Различают три типа волнения: ветровое, зыбь и смешанное. Ветровое волнение- развивающееся, оно находится под непосредственным воздействием ветра в отличие от зыби, представляющее собой инерционное волнение, или волнение, вызванное штормовым ветром, дующим в удаленном районе. Профиль ветровой волны не симметричен. Ее подветренный склон круче, чем наветренный. На вершинах ветровых волн образуются гребни, верхушки которых под действием ветра заваливаются, образуя пену (барашки), а при сильном ветре срываются. Направление ветра и направление ветровых волн в открытом море, как правило, совпадают или разнятся на 30—40°. Размеры ветровых волн зависят от скорости ветра и продолжительности его воздействия, длины пути ветровых потоков над водной поверхностью и глубины данного района (табл.14.1). Таблица 14.1 Максимальные значения элементов волн для глубокого моря (H/λ > 1/2)
Наиболее интенсивный рост волны наблюдается при отношении С/W< 0,4-0,5. Дальнейшее увеличение этого отношения сопровождается уменьшением роста воле. По этому волны опасны не в момент наибольшего ветра, при последующем его ослаблении.
Для приближенных расчетов средней высоты волн установившегося океанского волнения пользуются формулами: При ветре до 5 баллов hСР ≈ 0.5 Б При ветре свыше 5 баллов hСР ≈ 0.1 Б2 где Б – сила ветра в баллах по шкале Бофорта. В условиях развитого волнения имеет место интерференция отдельных волн (до 2% общего количества и более), которые достигают максимального развития и превышают среднюю высоту волн в два-три раза. Такие волны особенно опасны. Наложение одной волновой системы на другую наиболее интенсивно происходит при изменении направления ветра, частом чередовании штормовых ветров и перед фронтом тропических циклонов. Энергия волн развитого волнения исключительно велика. Для судна, лежащего в дрейфе, динамическое воздействие волн может быть определено из выражения р ≈ 0,1 τ2 где τ — истинный период волны, сек. Так, для периодов волн около 6—10 с величина Р может достигать внушительных значений (3,6—10 т/м2). При движении корабля курсом против волны динамическое воздействие волн будет возрастать пропорционально квадрату скорости судна, выраженной в метрах в секунду. Длина волны в метрах, скорость в метрах в секунду период в секундах связаны между собой следующими соотношениями: λ = 1.56 τ2 (14.5)
Практически движущиеся судно встречает не истинный, а относительный ( кажущийся ) период волны τ', который определяется из выражения
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 911; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |