Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследовательские стратегии




В начале немного о так называемом стратегическом плане исследования.

В зависимости от целей и задач исследования, наличия информации об изучаемом объекте, иных факторов в каждом конкретном случае разрабатывается своя собственная стратегия поиска (или, что одно и тоже стратегический план), которая определяет последовательность операций, осуществляемых исследователем.

Состояние (объем, характер) информации об изучаемом объекте определяет характер плана. Он может быть:

1) поисковым;

2) описательным;

3) экспериментальным.

Поисковый – применяет в том случае, когда нет ясного представления об объекте исследования или о проблеме. В процессе конкретного исследования формируется проблема, определяются методики исследования, порядок применения. Он предполагает три главных этапа работы: изучение документов, опросы экспертов, осуществление наблюдений.

Описательный план принимается тогда, когда научные знания позволяют выделить предмет исследования и сформулировать описательную гипотезу о структурно функциональных связках и классификационных характеристиках социального объекта. Чтобы проверить затем гипотезу.

Экспериментальный план применяется тогда, когда имеющиеся знания позволяют сформулировать объяснительную гипотезу. Цель плана – найти причинноследственные связи объекта; раскрыть не только структуру последнего, но и причины, обуславливающие его функционирование и изменение.

В некоторых (и весьма не редких случаях) все эти три плана применяются одновременно.

Теперь собственно об исследовательских стратегиях (специфических исследовательских стратегиях).

А. Монографическое исследование.

Это-изучение какого-либо социального явления на одном объекте, взятом в качестве представителя целого класса подобных объектов.

Б. Сравнительное исследование.

Их существуют два вида: а) территориальное, б) временное.

Это последнее, то есть (временное), нацеленное на изучение изменений явлений во времени, может быть:

1) панельным;

2) трендовым (повторным);

3) когортным

Первое связано с изучением одних и тех же объектов во времени, принадлежащих некоторой совокупности (индивидов, семей и т.д.).

Второе – с изучением во времени данной социальной группы как определенной целостности (при повторном исследовании нет нужды опрашивать одних и тех же индивидов группы – важно, чтобы была принадлежность к группе).

Третье – касается изучения специфических групп в течение определенного времени (через 5, 10, 15 лет и т.д.). При этом в группу опрошенных могут попадать разные индивиды – главное, чтобы они принадлежали к одной и той же когорте (скажем, родившихся в 1940 году).

Теперь о стратегиях так называемого выборочного исследования.

Казалось бы, что для того, чтобы обследовать какую – то большую социальную группу, скажем, на предмет ее общественного мнения, необходимо опросить всех представителей данной группы. Нет, этого делать вовсе не надо. Важно сделать правильную выборку опрашиваемых (из данной группы скажем 1000 человек из 500000 – 1000000 не важно). То есть, чтобы выборка была репрезентативной (представительной). Иными словами, чтобы она обеспечивала надежный результат, правильность вывода. Репрезентативная выборка-та, которая хорошо предсказывает (представляет) структуру всей обследуемой совокупности.

Выборка-это процедура отбора множества наблюдений из всех возможных для того, чтобы получить заключение обо всем множестве наблюдений.

Выборочное обследование не так дорого; можно провести сравнительно быстро; а иногда оно даже продуктивно.

Если все члены группы идентичны (похожи, сходны, одинаковы), то в выборке нет необходимости. Выборка нужна в том случае, когда обследуемая социальная группа является разнородной.

Типы выборки:

1) простая, случайная;

2) систематическая;

3) стратификационная;

4) многоступенчатая;

5) квотная.

Соответственно:

1) Все элементы из списка основы выборки прономеровываются. Затем можно использовать таблицу случайных чисел для случайного отбора элементов списка в выборку. Эта стратегия выборки редко используется.

2) Из списка (основа выборки) выбирается каждый, скажем, 10-й элемент. Чтобы выборка была надежной, необходимо 1-й элемент выбрать случайным образом (например, по таблице случайных чисел). Такая выборка называется “систематической со случайным началом”.

3) При этой выборке расчленяют генеральную совокупность (множество элементов, которые являются объектом социологического исследования), так, чтобы части (строты) оказались более однородными, чем исходная совокупность. После разделения совокупности на однородные группы извлекается выборка из тех последних, каким-либо из уже известных способов.

4) Из генеральной совокупности (предприятия города) отбирают (группы разных предприятий), а затем отбирают элементы внутри уже отобранных групп (каким-либо из уже известных способов). Эта выборка бывает двух и более ступенчатой.

5) Это-метод невероятностного отбора. Этот способ отбора широко используется при массовых опросах населения. Сначала составляется список. Далее устанавливается доля мужчин, женщин, молодежи, лиц среднего возраста и т.д. Так формируется модель генеральной совокупности по выделенным переменным. Затем на основе полученной статистики осуществляется поиск респондентов в виде квоты: сколько мужчин и женщин; сколько молодых лиц; среднего возраста и т.д. следует опросить.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.