КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эластичность спроса и предложения. Степень влияния различных факторов на спрос и предложения определяется на основе концепции эластичности
Степень влияния различных факторов на спрос и предложения определяется на основе концепции эластичности, суть которой состоит в измерении реакции спроса и предложения на изменении цены товара и дохода потребителя. Эластичность – это чувствительность одной переменной к изменению другой. Для определения степени реагирования потребителей на изменение цены товара используют эластичность спроса на цены. Она измеряется с помощью коэффициента эластичности спроса по цене, который показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения цены на 1%. Коэффициент эластичности спроса по цене Еdp определяется по формуле:, где ∆Q/Q – Относительное изменение спроса (в %); ∆Р/P – относительное изменение цены (в %).
Факторы, влияющие на степень ценовой эластичности спроса: – Количество заменителей данного товара: чем больше хороших заменителей, тем выше эластичность;
– Удельный вес цены данного товара в доходе потребителя: чем выше доля цены товара в доходе, тем выше эластичность; – Значимость товара (является ли товар первой необходимости или предметом роскоши) – спрос на товары первой необходимости менее эластичен; – Время, имеющееся в распоряжении покупателя: чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса. Практическая значимость измерения эластичности спроса состоит в том, что различные случаи эластичности непосредственно влияют на получаемую выручку, которая определяется, как произведение цены и количества рассматриваемого товара. Производитель товаров, используя теорию ценовой эластичности спроса, может определить минимальную цену продажи товара и объем его продажи, чтобы выручка от продажи обеспечивала ему соответствующий уровень эффективности производства. На спрос оказывает влияние цены и на другие товары. Для определения этого влияния находят перекрестную (взаимную) эластичность спроса. Перекрестная эластичность спроса характеризует степень изменения спроса на товар (а) при изменении цены товара (в), коэффициентом перекрестной эластичности (Еав): Где ∆ Qа/ Qа - относительное изменение спроса на товар а (в %); ∆ Рb/ Рb - относительное изменение цены на товар в (в %) Знак коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, являются ли товары взаимозаменяемыми, взаимодополняемыми или нейтральными по отношению друг к другу. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, то количество пользующейся спросом продукции А находится в прямой зависимости от изменения цены товара В, а данные товары являются взаимозаменяемыми. При отрицательном значении перекрестной эластичности товары А и В будут взаимодополняемыми. В качестве примера взаимодополняемых товаров можно назвать чай и сахар, а взаимозаменяемых – чай и кофе.
При нулевой перекрестной эластичности товары нейтральны по отношению друг к другу. Знание перекрестной эластичности важно для корпоративного планирования. Например, предположите, что ожидается резкое поднятие цен на природный газ. Вероятно, это увеличит спрос на электроэнергию, т.к. оба продукта считаются взаимозаменяемыми для отопления и приготовления пищи. Электосбытовые компании планируют следовательно удовлетворить повышенный спрос на свой продукт, если им известна его перекрестная эластичность (ПЭС). Например, если ПЭС в долгосрочном плане равно 0,8, тогда 20%-ное увеличение цены природного газа увеличит объем спроса на электроэнергию на 16%. Перекрестная эластичность широко используется и при проведении антимонопольной политики. Эластичность предложения характеризует применение предложения под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности предложения (Еs):
uде ∆ Qs/ Qs - относительное изменение предложения (в %); ∆ Р/ Р – относительное изменение цены (в %). Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение (Еs < 1). Когда же малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены обуславливает увеличение предложения, то мы имеем дело с абсолютно эластичным предложением (Еs =∞). Если коэффициент эластичности предложения равен 0, то предложение совершенно неэластично. Например, кривая предложения картины И.Шишкина «Утро в лесу» является совершенно неэластичной, потому что в наличии имеется фиксированное количество (одна картина), которое не может быть увеличено, как бы высоко не поднялась цена. Эластичность предложения меняется под воздействием следующих факторов: · Способности производства к быстрой переналадке; · Возможности хранения продукции; · Времени, имеющегося в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены. (Чем больше у производителя времени для перераспределения ресурсов в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот). Тема 4 «ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ»
1. Понятие полезности, закон убывающей предельной полезности 2. Производственные факторы и производственная функция 3. Эффект масштаба и закон убывающей отдачи
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |