Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отношение к природе в юношеском возрасте





В юношеском возрасте окончательно закрепляется объектный характер модальности отношения к природе. В этот

период уровень субъектификации природных объектов до­стигает своего минимума в процессе онтогенеза. Природные объекты теперь существенно реже называются в качестве «зна­чимых других»: они являются таковыми только для каждого пятого школьника этого возраста (рис. 18, к). Но даже у тех, кто их по-прежнему включает в список, снижается степень психологической близости с ними: если в предыдущие пери­оды она была выше, чем со всеми остальными «значимыми другими», то теперь переходит на третье место.

Таким образом, для юношеского возраста свойствен объектный характер модальности отношения к природе. В то же время в юношеском возрасте происходит изме­нение второго параметра модальности. Уровень интенсив­ности отношения непрагматической модальности по сравне­нию со старшими подростками довольно существенно рас­тет, но остается ниже среднего для подростков и юношей в целом (рис. 18, д). Это происходит на фоне продолжающе­гося снижения доминантности отношения (рис. 18, б).

В юношеском возрасте растет доля «фанатов» и падает доля «нигилистов» (рис. 18, а). По данному показателю прак­тически происходит возврат к уровню среднего подростко­вого возраста.

Таким образом, для юношеского возраста свойствен непрагматический характер модальности отношения к при­роде.

Следовательно, в целом модальность субъективного отношения к природе в юношеском возрасте является объектно-непрагматической.

В юношеском возрасте ведущим в структуре интенсив­ности отношения к природе непрагматической модальности становится перцептивно-аффективный компонент, который значительно превышает все остальные и достигает своего максимального уровня в процессе онтогенеза. На втором месте — практический, далее — поступочный, а когнитив­ный, который был ведущим в первые периоды онтогенеза, переходит на последнее (рис. 18, и). Иными словами, в юно­шеском возрасте окончательно складывается структура ком­понентов интенсивности, свойственная взрослым1.

Интересно, что в этот период — при близком к средне­му уровню интенсивности отношения непрагматической модальности — ее средневозрастная структура, в целом, соответствует структуре, характерной для «доброжелателей», т. е. людей именно со средним уровнем интенсивности.

В юношеском возрасте также достигают максимума в
процессе онтогенеза экологические установки эстетическо­го типа (природа — «объект красоты») и склонность к выбо­ру эстетического типа деятельности с природными объекта­
ми (рис. 18, в). ,

Таким образом, в этот период преобладает перцептив­но-аффективный компонент отношения. Следовательно, для юношеского возраста, в целом, характерен перцептив­ный субъектно-непрагматический тип субъективного от­ношения к природе.

 

 


[1] Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.,
1993. С. 143.

[2] К «фанатам» относились те, кто входил в число «верхних 10%», а к «нигилистам» — в «нижних 10%», по параметру интенсивности отношения к природе непрагматической модальности; промежу­точная между ними — группа «доброжелатели».

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. Аристотель о природе раба и господина
  2. Аристотель о природе раба и господина
  3. Билет: взаимодействие общества и природе, анализ концепции какойто и пр.
  4. Бюджетное право и его источники. Бюджетное правоотношение
  5. В психолого-педагогической науке сложилось по меньшей мере три точки зрения на соотношение обучения и развития.
  6. Взаимоотношение федеральных и региональных органов государственной власти
  7. Виды цен на машиностроительную продукцию. Их назначение, сфера применения. Состав и отношение их составляющих частей.
  8. ВОПРОС 1. Общественный, государственный и конституционный строй, их соотношение.
  9. Вопрос 1. Соотношение централизации и децентрализации в структуре органов управления фирмой
  10. Государственное отношение к Церкви в первые годы Великой Отечественной войны 1941-1942 гг.
  11. Гражданско-правовой договор как правовой акт, регулирующий взаимоотношение сторон.
  12. Двойственное отношение к торговле

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.