КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отношение к природе в юношеском возрасте
В юношеском возрасте окончательно закрепляется объектный характер модальности отношения к природе. В этот период уровень субъектификации природных объектов достигает своего минимума в процессе онтогенеза. Природные объекты теперь существенно реже называются в качестве «значимых других»: они являются таковыми только для каждого пятого школьника этого возраста (рис. 18, к). Но даже у тех, кто их по-прежнему включает в список, снижается степень психологической близости с ними: если в предыдущие периоды она была выше, чем со всеми остальными «значимыми другими», то теперь переходит на третье место. Таким образом, для юношеского возраста свойствен объектный характер модальности отношения к природе. В то же время в юношеском возрасте происходит изменение второго параметра модальности. Уровень интенсивности отношения непрагматической модальности по сравнению со старшими подростками довольно существенно растет, но остается ниже среднего для подростков и юношей в целом (рис. 18, д). Это происходит на фоне продолжающегося снижения доминантности отношения (рис. 18, б). В юношеском возрасте растет доля «фанатов» и падает доля «нигилистов» (рис. 18, а). По данному показателю практически происходит возврат к уровню среднего подросткового возраста. Таким образом, для юношеского возраста свойствен непрагматический характер модальности отношения к природе. Следовательно, в целом модальность субъективного отношения к природе в юношеском возрасте является объектно-непрагматической. В юношеском возрасте ведущим в структуре интенсивности отношения к природе непрагматической модальности становится перцептивно-аффективный компонент, который значительно превышает все остальные и достигает своего максимального уровня в процессе онтогенеза. На втором месте — практический, далее — поступочный, а когнитивный, который был ведущим в первые периоды онтогенеза, переходит на последнее (рис. 18, и). Иными словами, в юношеском возрасте окончательно складывается структура компонентов интенсивности, свойственная взрослым1.
Интересно, что в этот период — при близком к среднему уровню интенсивности отношения непрагматической модальности — ее средневозрастная структура, в целом, соответствует структуре, характерной для «доброжелателей», т. е. людей именно со средним уровнем интенсивности. В юношеском возрасте также достигают максимума в Таким образом, в этот период преобладает перцептивно-аффективный компонент отношения. Следовательно, для юношеского возраста, в целом, характерен перцептивный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.
[1] Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., [2] К «фанатам» относились те, кто входил в число «верхних 10%», а к «нигилистам» — в «нижних 10%», по параметру интенсивности отношения к природе непрагматической модальности; промежуточная между ними — группа «доброжелатели».
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |