Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Местное самоуправление в XV-XVII вв




 

В середине XV века в России складываются предпосылки для формирования такого строя как сословно-представительная монархия. Существенным образом возрастает роль земских органов власти в сфере местного управления и суда. История развития местного самоуправления на данном этапе включает три периода: период кормлений – управление через наместников и волостелей (до середины XVІ в.); период земского и губного управления (вторая половина XVІ в. – начало XVІІ в.); период приказно-воеводского управления (начало XVІІ в. – вторая половина XVІІ в.).

Территориальной основой местного самоуправления является уезд, который включал в себя уездный город, а также волости. Волости в свою очередь делились на станы. В первой половине XVI в. появляется такая территориальная единица как губа. Существовали и иные территориальные единицы, в которых осуществлялось местное самоуправление: пятины, погосты, пригороды, слободы и иные.

Организационная основа местного самоуправления эволюционирует в зависимости от периода в развитии местного самоуправления.

В период кормлений, земли, которые не были приписаны к княжескому двору, входили в круг местного управления, сконцентрированного в руках наместников и волостелей. Наместник стоял во главе уезда. Волости управлялись волостелями, которые, как правило, не зависели от наместников. Наместники и волостели выступали представителями центральной (княжеской) власти и осуществляли свои полномочия, опираясь на административный аппарат, в частности, на тиунов, доводчиков и праведчиков. Основной функцией наместников и волостей был сбор различных платежей: кормов и пошлин. Исходя из них, наместники и волостели получали оплату за свою деятельность. Именно в связи с тем, что они в буквальном смысле слова кормились за счет управления территорией, этот период и получил название периода кормлений.

Такая форма местного самоуправления как вече в этот период была практически полностью ликвидирована.

Управление местными делами, именно управление, а не взимание кормов и пошлин, осуществлялось местными выборными должностными лицами. Ими являлись старосты. В связи с введением в первой половине XVI в. такой территориальной единицы как губа, начинают создаваться губные учреждения. Во главе стоял губной староста, избиравшийся всем населением губного округа. Выборы проходили на всеуездном съезде. При губном старосте стоял губной целовальник, а также губной дьяк. Все вместе они образовывали исполнительно-распорядительный орган местного управления – губную избу. Губному старосте подчинялись полицейские агенты: сотские, пятидесятские и десятские.

На смену периоду кормлений пришел период земского и губного управления. В 1555 г. Иван IV издает указ «Приговор царский о кормлениях и о службах», в соответствии с которым на смену системе кормлений приходит система земского управления. Учреждается специальный орган, координирующий деятельность земских учреждений – Земский приказ. В городах основную роль в управлении играл городовой приказчик. Он руководил земской избой, ведавшей в целом управлением городом. Ему подчинялись сотские, десятские. Целый ряд городов, как правило, центров волостей, не имел городовых приказчиков. В них были свои земские избы. Земская изба состояла из земского старосты, земского дьяка и целовальников. И городовые приказчики, и земские старосты избирались населением.

Наряду с земскими учреждениями действовали и губные органы местного управления.

Начало XVІІ в. ознаменовалось усилением административных начал в местном управлении. Специальным органом, осуществляющим координацию местного управления, становится Разрядный приказ. Он назначал на места (в города) воевод. При воеводе формируется приказная изба. Именно поэтому мы говорим о периоде приказно-воеводского управления. Первоначально воевода осуществлял лишь контроль за земскими и губными учреждениями. Постепенно ему были переподчинены губные учреждения, а губные старосты приобретают статус товарищей (помощников) воеводы. Во взаимоотношениях с земскими учреждениями воевода возглавляет осуществление ими полицейских функций.

Компетенция местного самоуправления.

В период кормлений к компетенции органов местного самоуправления относились вопросы строительства и ремонта общественных зданий, мостов, дорог; сбора платежей; охраны общественного порядка через организацию ночных караулов, рассмотрение уголовных дел; поддержание чистоты улиц и некоторые другие. Губным старостам начинают поручать решение дел с землёй, вопросов рыбной ловли и промыслов.

Последующий период – земского и губного управления компетенция местного самоуправления расширяется. Органы местного самоуправления получают право регистрировать приезжающих, полицейские функции по расследованию дел, функции судопроизводства, управления тюрьмами и т.д.

Сужение компетенции местного самоуправления наблюдается в период приказно-воеводского управления. Так, право осуществлять судопроизводство переходит от губных учреждений к воеводам. Воеводы получают полномочия по руководству городским хозяйством, обороной, охраной безопасности, полицейско-надзорные полномочия и др.

Финансовую основу местного самоуправления составляли платежи, поступающие в местную казну, а также собственность общинного самоуправления. Основными пошлинами, взимаемыми на уровне уезда, были: судебная пошлина – процент с суммы иска или штраф с виновного; таможенная – сумма, взимаемая с продаваемого товара; свадебная – сумма, взимаемая при выдаче замуж и др.

Правовую основу местного самоуправления составляли: Судебник 1497 г., Судебник 1550 г., Указ Ивана IV Грозного 1555 г. «Приговор царский о кормлениях и о службах», Соборное Уложение 1649 г., Новоторговый Устав 1667 г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 9323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.