Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прокуратура. Адвокатура. Нотариат

Прокуратура – самостоятельный государственный орган, предназначенный осуществлять от имени государства надзор за исполнением законов.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, хозяйственным, уголовным делам, делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, производит следствие. Прокурор поддерживает государственное обвинение в суде при рассмотрении уголовных дел.

Прокурор не вправе вмешиваться в деятельность организаций и должностных лиц. В случае выявления недостатков при применении закона прокурор реагирует на этот факт путем вынесения своего прокурорского акта (протеста, представления и др.), который обязателен к исполнению лицами, допустившими нарушение закона. Своими действиями прокурор предупреждает нарушение закона, выявляет его нарушение, принимает меры по привлечению виновного к юридической ответственности.

Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор Республики Беларусь. В соответствии со ст.12 Закона Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь» прокуратуру образуют республиканская прокуратура, прокуратуры областей и города Минска, прокуратуры районов, межрайонные прокуратуры, а также специализированные прокуратуры (транспортная, военная, и др.)

Адвокатура в Республике Беларусь представляет собой независимый правовой институт, призванный в соответствии с Конституцией Республики Беларусь осуществлять профессиональную правозащитную деятельность.

Адвокатура - добровольное объединение профессиональных юристов, предназначенное для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам.

Согласно ст. 62 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления защиты прав и свобод. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Адвокатура оказывает многопрофильную юридическую помощь:

-адвокаты дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству (в юридических консультациях дежурные адвокаты ежедневно осуществляют прием граждан);

-адвокаты составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера;

-адвокаты осуществляют представительство в государственных и иных органах и организациях по гражданским делам и делам об административных правонарушениях;

-адвокаты участвуют в предварительном следствии и суде по уголовным делам в качестве защитников, а также представителей потерпевших, гражданских истцов, ответчиков.

Адвокат должен соблюдать законодательство и придерживаться норм профессиональной морали, поддерживая честь и достоинство своей профессии. [3]

Юридическая помощь оказывается бесплатно:

-истцам в судах I инстанции при ведении дел, связанных с трудовыми правоотношениями;

-при ведении дел о взыскании алиментов;

-о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой;

-инвалидам I и II группы при даче консультаций, не требующих ознакомления с делом;

-другим физическим лицам, освобожденным от оплаты юридической помощи.[4]

Нотариат занимает особое место в системе правоохранительных органов. Нотариат в Республике Беларусь включает государственных и частных нотариусов, уполномоченных должностных лиц, должностных лиц дипломатических представительств и консульских учреждений, обеспечивающих защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов путем совершения нотариальных действий от имени государства.[5]

В ст.5 Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» сказано о том, что нотариальная деятельность в Республике Беларусь основана на принципах законности, беспристрастности, независимости, тайны нотариальных действий.

Различают нотариальные конторы и нотариальные бюро. В нотариальных конторах нотариальные действия осуществляются государственными нотариусами, а в нотариальных бюро – частными.

Нотариальные конторы удостоверяют сделки и имеющие правовое значение факты, в целях придания им юридической достоверности, совершает иные связанные с гражданским оборотом действия.

Нотариат занимается в отличие от суда бесспорными делами. Нотариальное производство осуществляется единолично, без публичности и состязательности.

В населенных пунктах, где нотариальные конторы и нотариальные бюро отсутствуют, нотариальные действия совершают уполномоченные должностные лица.[6]

Обнаружив при совершении нотариальных действий (удостоверение сделок, свидетельствование верности копий документов и др.) нарушение законности нотариус сообщает об этом для принятия мер предприятиям, организациям, прокурору. При сомнении в подлинности документов нотариус вправе задержать их и отправить на экспертизу.

Нотариальные действия, совершаемые нотариусами:

-удостоверение сделок (договоров, завещаний, доверенности);

-принятие мер к охране наследственного имущества и управлению им;

-выдача свидетельств о праве на наследство, о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

-свидетельствование верности копий документов;

-свидетельствование подлинности подписи на документах, верности перевода документов с одного языка на другой;

-удостоверение факта нахождения гражданина в живых, в определенном месте;

-удостоверение тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

-принятие на хранение документов и др.[7]

Закон гарантирует соблюдение тайны о совершенном нотариальном действии. За совершение нотариальных действий с заинтересованных лиц взимается госпошлина, поступающая в доход государства.

 


Глава 4. Основы конституционного права Республики Беларусь

§1. Общие положения конституционного права Республики Беларусь. Понятие и сущность Конституции

Конституционное право в отличие от других от других отраслей права, регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах общества: политической, экономической, социальной, культурной. В связи с этим, конституционное право рассматривается в качестве базовой отрасли права. Конституционное право содержит основополагающие принципы взаимоотношения государства и личности. Нормы конституционного права получают свое дальнейшее развитие в других отраслях права.

Конституционное право – самостоятельная отрасль права, представляющая совокупность правовых норм, регулирующих конституционно-правовые отношения.

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права.

Слово «конституция» происходит от латинского слова «constitutio», что означает установление, строение. В настоящее время приводится множество определений конституции.

Наиболее общим определением конституции является следующее. Конституция – основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношение с обществом и гражданами. [8]

Конституцию можно определить как акт (совокупность актов), обладающий высшей юридической силой. Поэтому, конституцию часто называют Основным Законом государства.

Определение сущности конституции имеет важное значение для понимания этого документа, выявления тех целей, к достижению которых должно стремиться общество и государство. Существует несколько подходов к пониманию сущности конституции.

Согласно западным концепциям конституция имеет социально-политическую сущность.

Марксистский подход характеризует любое явление в обществе с классовых позиций. Конституция в этом случае является документом, выражающим волю господствующего класса, т.е. суть конституции – закрепление в ней классовых противоречий.

Современное общепринятое понимание конституции состоит в том, что конституция понимается как ограничитель власти государства, с помощью которого устанавливаются пределы вторжения государства в область прав и свобод человека и гражданина.

Демократическая сущность конституции представляет собой итог компромисса между противоборствующими силами в государстве (например, между правящими силами и оппозицией).

Конституция выполняет различные функции. Конституция является главным источником права, основным регулятором общественных отношений. На основе конституции формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. По этой причине конституцию называют ядром правовой системы (юридическая функция).

Конституция является правовой основой политической системы, определяет основы конституционного строя, основы отношений личности и государства, основы избирательной системы (политическая функция).

Конституция закрепляет формы собственности в Республике Беларусь – государственную и частную (экономическая функция).

Изучение норм Конституции предполагает формирование у населения правовой культуры (духовно-идеологическая функция).

 

§2. Виды конституций. Конституция Республики Беларусь

Несмотря на имеющиеся различия в содержании, конституции могут быть классифицированы по различным признакам. Приведем несколько классификаций конституций.

I. По сроку действия конституции можно классифицировать на временные и постоянные. Временные имеют ограниченный срок действия (в самой конституции прямо указывается срок ее действия). Обычно конституции принимаются на неопределенный срок, т.е. являются постоянными (например, Конституции Республики Беларусь, Российской Федерации, США, Мексики и др.). Однако, это не гарантирует их устойчивости. Необходимо учитывать, что в постоянные конституции могут быть внесены поправки. В Беларуси действует пятая по счету Конституция. Наиболее стабильной является Конституция США, которая была принята в 1787 году, и действует уже более двухсот лет. В нее было внесено всего 27 поправок. Нередко вводятся ограничения на изменения конституции по времени и обстоятельствам. В конституциях отдельных стран (Бразилия, 1988 г.) закреплялось, что они не могут быть изменены в течении определенного срока, например, пяти лет. Более распространенными являются ограничения по обстоятельствам. В Республике Беларусь не допускается изменение и дополнение Конституции в период чрезвычайного положения. Подобные правила действуют в Испании, Румынии, Эстонии.

II. В зависимости от формы или структурыразличают писаные (принятые в виде единого документа) и неписаные (представляющие собой совокупность законодательных актов) конституции. Существуют конституции, которые по своей структуре состоят не из одного, а из нескольких конституционных законов (Канада, Швеция и др.). В Великобритании и Новой Зеландии конституции не имеют четкой структуры. На практике к ним относят группу актов, составляющих некодифицированную конституцию. [9]

III. По способу принятия конституции подразделяются на:

- принятые путем народного голосования (референдума);

-принятые законодательным органом;

-принятые специально создаваемым для этих целей учредительным органом (например, Конституционная ассамблея, учредительное собрание и т.п.);

-введенные в действие посредством октоирования – одностороннего акта «дарования» конституции народу. Так, например, во Франции одна из конституций была «дарована» императором Наполеоном I, а в 1990г. король Непала также даровал конституцию народу.

Конституция Республики Беларусь – это Основной Закон нашего государства, выражающий волю народа и закрепляющий основы конституционного строя и политики государства, основы правового положения личности, порядок осуществления избирательной системы, формирования и компетенцию законодательной, исполнительной и судебной властей, компетенцию Президента Республики Беларусь, местного управления и самоуправления, Прокуратуры, Комитета государственного контроля, порядок осуществления финансово-кредитной системы в стране.

Конституция Республики Беларусь принята 15 марта 1996 года, 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 в нее были внесены существенные изменения и дополнения. Структура Конституции нашей страны представляет собой систему конституционных норм и их последовательное расположение. Конституционные нормы включают разделы и главы. Сегодня структура Конституции Республики Беларусь выглядит следующим образом:

Преамбула

Раздел I. Основы конституционного строя.

Раздел II. Личность, общество, государство.

Раздел III. Избирательная система. Референдум.

Раздел IV. Президент, Парламент, Правительство, суд.

Раздел V. Местное управление и самоуправление.

Раздел VI. Прокуратура. Комитет государственного контроля.

Раздел VII. Финансово-кредитная система Республики Беларусь.

Раздел VII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения.

Раздел IX. Заключительные и переходные положения.

Весь текст Конституции состоит из 146 статей и ее положения необходимо трактовать в системной взаимосвязанности.

За всю историю развития Беларуси было принято пять Конституций: в 1919 г., 1927 г., 1937 г., 1978 г. и 1994 г. Первые четыре конституции имели специфические черты, но общим для них являлось то, что они имели явно классовый характер, закрепляли господствующей лишь одну идеологию, исключали многопартийность и многообразие форм собственности. Все было подчинено интересам социалистического, а затем и коммунистического строительства. Их недостатком было то, что в них, как правило, не получали отражение положения важнейших международных документов о правах и свободах человека и гражданина, многие нормы носили декларативный характер, не имели прямого, непосредственного действия на практике. Иногда подконституционные акты имели реальное преимущество перед Конституцией.

 

§3. Права и свободы человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан Республики Беларусь

Права и свободы человека в целом идентичные понятия. Права и свободы – это возможности индивида пользоваться определенными благами в политической, экономической, социальной, духовной и иных сферах. Свободы, это те же права, представляющие собой сферу человека, в которую (в отличие от прав) государство не должно вмешиваться.

Свобода – это возможность человека избежать воздействия со стороны государства, это независимость от него.[10]

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только на основании закона в тех пределах, которые продиктованы интересами развития правового государства. В соответствии со ст. 23. Конституции Республики Беларусь ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Права и свободы можно классифицировать по различным признакам.

I. С позиции субъекта (гражданина, человека) можно выделить:

- права и свободы человека;

-права и свободы гражданина.

II. По сфере проявления человеческой деятельности:

-личные;

-политические;

-экономические;

-социальные;

-культурные.

Права человека – это субъективные права, выражающие реальные возможности индивида удовлетворять свои жизненные потребности и интересы. Такие права носят всеобщий универсальный характер. Эти права человек имеет где бы он ни находился.

Права гражданина -совокупность прав и свобод, закрепляемых государством в отношении граждан.

Личные права и свободы закреплены в Конституции Республики Беларусь. К ним относят:

- право на жизнь (ст. 24);

-право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности (ст. 25);

-право не считаться виновным в совершении преступления, пока вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда - презумпция невиновности (ст. 26);

-право не давать показаний против себя, членов своей семьи, близких родственников (ст.27);

-право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь (ст. 28);

- право на неприкосновенность жилища (ст. 29);

- и др.

К политическим правам и свободам, закрепленным Конституцией нашего государства относят:

- право на управление делами государства (ст. 37);

-право избирать и быть избранным (ст. 38);

-право на обращение в государственные органы (ст. 40);

-свобода объединений (ст. 36);

-свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования (ст.35);

-право на равный доступ к любым должностям в государственных органах (ст. 39);

- и др.

В Конституции Республики Беларусь закреплены также и экономические, социальные, культурные права:

- право на труд (ст.41);

-на вознаграждение за труд (ст.42);

-право на отдых (ст. 43);

-право собственности (ст.44);

-право на охрану здоровья (ст. 45);

-право на жилище (ст.48);

-право на образование (ст. 49);

-право сохранить свою национальную принадлежность (ст.50);

-право на участие в культурной жизни (ст.51);

-и др.

Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы, уважать национальные традиции.

Помимо прав у каждого гражданина Республики Беларусь существует ряд обязанностей:

1. Соблюдать Конституцию, уважать законы Республики Беларусь и национальные традиции (ст. 52).

2. Уважать достоинство, права, свободы и законные интересы других лиц (ст. 53).

3. Бережно относится к историко-культурному, духовному наследию и другим национальным ценностям (ст. 54).

4. Охранять природную среду (ст. 55).

5. Финансировать государственные расходы, путем уплаты государственных пошлин, налогов и иных платежей (ст. 56).

6. Защищать Республику Беларусь (ст. 57).

 

§4. Органы государственной власти Республики Беларусь

Орган государственной власти – это гражданин или коллектив граждан, наделенный государственно-властными полномочиями, и уполномоченные государством на осуществление его задач и функций и действующие в установленном государством порядке.

Государство осуществляет свои функции через органы государственной власти.

Согласно ст. 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой с целью эффективного осуществления функций, стоящих перед государством, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Особое место в системе государственной власти занимает Президент, который является Главой государства. Он обеспечивает взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между ними. По существу, мы можем говорить об еще одной мощной ветви власти – президентской.

Органом законодательной власти является Парламент – Национальное Собрание Республики Беларусь. Президент также обладает правом осуществлять законодательную деятельность, посредством издания указов и декретов. Законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента обладают высшей после Конституции и ратифицированных международных договоров юридической силой. Президент Республики Беларусь и Парламент выступают и в качестве представительного органа.

Органы исполнительной власти осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность: исполняют либо организуют исполнение законодательных актов (законов, декретов), решений вышестоящих по отношению к ним государственных органов (Президента, Правительства) и сами осуществляют распорядительную по отношению к нижестоящим органам деятельность, путем издания обязательных для исполнения правовых актов.

Органы исполнительной власти можно классифицировать по масштабу деятельности на республиканские (министерства, государственные комитеты) и местные (исполнительные комитеты, местная администрация). Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – является центральным органом государственного управления.

Судебная власть в Республике Беларусь является самостоятельной ветвью государственной власти. Судебная власть в нашей республике принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

Судебная власть осуществляется общими (Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, областные, районные (городские), военные суды), хозяйственными (Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей, г. Минска) и другими судами, предусмотренными законами Республики Беларусь. При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только закону.

Особое место в системе органов государственной власти занимает Прокуратура, возглавляет которую Генеральный Прокурор Республики Беларусь. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений, в некоторых случаях проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.

 


Глава 5. Основы административного права Республики Беларусь

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Органы предварительного следствия и дознания | Общие положения административного права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 7921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.