Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояние западноевропейской системы школьного образования в 17-18 вв




В период с середины 17-до конца 18 в. расширялись масштабы образования первого и второго сословий, а также части третьего сословия (прежде всего горожан). В результате соперничества католической и протестантской церквей усложнялись задачи и программы, повышалась эффективность деятельности учебных заведений.

Тем не менее, принцип сословности образования, в соответствии с которым наилучшие школы предназначались для дворянства и духовенства, все еще действовал на территории западноевропейских государств, и во многом способствовал снижению интеллектуального потенциала наций. Попытки же реформировать школу на светских началах встречали сопротивление церкви, которая оставалась организационным центром школьного образования.

Несмотря на то, что в Западной Европе и Северной Америке расширялся социальный контингент учащихся школ и наблюдалось довольно бурное развитие учреждений начального образования, в целом начальная школа не справлялась со своими задачами и основная масса населения оставалась неграмотной. Так, например, в Англии на 1712 жителей в среднем приходился лишь один ученик. Примерно также обстояло дело и во Франции.

Важную роль в развитии начального школьного образования сыграла деятельность представителей движения Реформации в Англии, Германии, и Северной Америке. В Англии на протяжении 17-18 вв. по инициативе англиканской церкви создавались благотворительные и воскресные школы для бедных. В Германии деятелями Реформации под воздействием идей Я. Коменского и В. Ратке была разработана программа элементарных школ, которая получила название Готский школьный устав. В соответствии с этим документом начальный возраст ученика составлял 5 лет, а учиться школьник мог до тех пор, пока не сдавал экзамен (но не дольше, чем до14 лет). Занятия шли круглый год, 5 дней в неделю (исключая среду и субботу) по 6 часов ежедневно. В деревенских школах предусматривались 6-тинедельные каникулы, а в городе – 4-хнедельные. В Северной Америке первые школы начального образования появились в общинах пуритан в 17 веке. В 1647 г. в колонии Массачусетс был принят первый закон, регламентировавший программу и деятельность таких школ в духе Реформации.

Стремясь противостоять движению Реформации в 1600-1700-х гг. римско-католическая церковь заметно активизировала свою деятельность в сфере элементарного образования. Примером может служить начальная школа Франции. Католическая монархия и церковь насаждали католические начальные школы, лишив протестантов возможности создавать свои учебные заведения. Уставы католических начальных школ были пронизаны авторитаризмом и консерватизмом (запрет на смешанное обучение, необходимость телесных наказаний).

Существенные изменения претерпело в Западной Европе и Северной Америке в 17-18 вв. полное общее образование. Основным видом учебного заведения в системе общего образования являлась школа классического типа: в Германии – городская (латинская) школа и гимназия, в Англии и Северной Америке – грамматическая школа, во Франции – коллеж. Количество таких учебных заведений неуклонно растет как в 17 веке, так и в 18 вв. Однако учебный процесс в них по-прежнему остается пропитанным религией и направленным на воспитание законопослушного богобоязненного поколения.

Иную направленность имели городские школы и гимназии современного типа. Программа в таких школах была пересмотрена в пользу предметов реального цикла, в соответствии с которой дети получали практически полезные знания и умения (преимущественно из области естественных наук). Управление школами перешло от церковных органов к светским.

В Северной Америке школа развивалась под сильным влиянием европейского и особенно английского опыта. Первая городская школа была создана в 1635 г., после чего образуется сеть грамматических школ, которые к середине 18 века становятся ведущими среди общеобразовательных учебных заведений. В середине 18 века в североамериканских колониях возникают общеобразовательные учреждения нового типа – академии. Первое такое заведение было основано в 1749 г. Б. Франклином. Академия предлагала учебную программу современного типа и помимо предметов классического цикла предусматривала изучение политической и экономической истории, естествознания и ряда других научных дисциплин. Академия стала образцом для подражания, и в конце 18 века академии становятся наиболее распространенным видом полной общеобразовательной школы. Одновременно происходила интеграция академий с грамматическими школами, в результате чего возникали академии с современными и классическими отделениями.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Какие тенденции наблюдались в развитии философско-педагогических идей в преддверии Нового времени?

2. Какой вклад в развитие педагогики внес Я.А. Коменский?

3. Расскажите о философско-образовательной деятельности мыслителей эпохи Просвещения;

4. Какие изменения произошли в западноевропейской образовательной системе в Новое время?

 

Темы для самостоятельной разработки:

 

Тема 1. Теория воспитания джентльмена Дж. Локка;

Тема 2. Теория "естественного воспитания" Ж..Ж..Руссо;

Тема 3. Классно-урочная система в учениях Я.А.Коменского и И. Гербарта


ТЕМА 11. РАЗВИТИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ФИЛОСОФИИ В XIX – нач. XX ВВ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.