Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Российская империя в ХVIII в.: политические, социально-экономические и культурные преобразования




РОССИЯ В ХVIII-ХIX вв.

К началу ХVIII в. российская общественная система была неэластичной с сильной, деспотичной властью. 20-30 мануфактур на всю страну. Армии по существу не было, школы были при церквах, светское образование отсутствовало. Для Европы того времени Россия была варварской державой, на которую многие смотрели как на будущую европейскую колонию. Другими словами, Россия значительно отставала от уровня развития европейских государств. Стране нужна была личность, которая обладала бы не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, смелостью и талантом преобразователя. Такой деятель появился на исторической арене в лице Петра I (1672-1725).

Предпосылки петровских реформ. Отсталость России представляла серьезную опасность для национальной независимости русского народа.

Промышленность по своей структуре была крепостнической.

Сельское хозяйство отличалось традиционными способами земледелия и основано на подневольном низкотоварном труде крестьян.

Вооруженные силы в значительной мере состояли из отсталого дворянского ополчения и стрельцов с незначительным удельным весом т.н. «полков нового строя», ставших впоследствии прообразом петровской регулярной армии.

Сложный и малоэффективный государственный аппарат в области отраслевого управления (количество приказов достигло 70 с пересечением сфер ответственности).

Отставала Россия и в области духовной культуры, прежде всего в сфере организации системы образования, как общего, так и прежде всего, специального.

Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: с 1695 по 1715 и с 1715 по 1725 г. Важной особенностью преобразований первого периода являлась их обусловленность нуждами Северной войны. Реформы проводились в основном насильственными методами при активном вмешательстве государства в дела экономики (регулирование торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности).

Во второй период, когда военные действия были перенесены на территорию противника, преобразования стали более планомерными. Шло совершенствование аппарата власти, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода. Вся внутренняя и внешняя политика Петра была подчинена интересам государства в целом: его процветанию и приобщению к европейской цивилизации.

Изучение реформаторской деятельности Петра следует начинать с военной реформы. После поражения русской армии под Нарвой Петр приступил к созданию армии нового типа – регулярной, комплектуемой путем рекрутских наборов.

Созданные армия, а главное флот, позволили Петру I в основном реализовать основные направления своей внешнеполитической деятельности. Вместо организованных по старинке азовских походов с армией состоявшей из практически полуобученных стрелецких полков и дворянского ополчения, приведших к невнятным результатам Петр получил в свои руки мощный инструмент внешней политики той эпохи – регулярную армию и флот. Результатом стал постепенный, но неуклонный перелом в ходе Северной войны. Взятие шведских крепостей на берегах Балтики, поражения отдельных шведских войсковых частей привели петровскую армию к победе под д. Лесной и, в итоге, фактическому разгрому армии Карла XII в битве под Полтавой. Несмотря на то, что война продолжалась до 1721 г. (Ништадский мир), главная цель была достигнута. Россия вернулась в число полноправных европейских держав.

Помимо этого Россия воевала за прикаспийские территории с Ираном в 1722-1723 гг. присоединив западный берег Каспия.

Ряд преобразований был проведен в области управления. По областной реформе (1708-1710) страна была разделена на губернии и губернатор обладал судебной, административной, полицейской и финансовой властью. Вместо Боярской думы был образован Правительствующий Сенат (1711) – высший орган, регулирующий работу всех государственных учреждений. Приказы были заменены Коллегиями (1717-1721). Учреждение Святейшего Синода (1721) предполагало упразднение патриаршества и подчинение церкви государству. В 1721 г. Россия стала империей, а русский царь - императором.

Раскрывая содержание экономических преобразований Петра, следует отметить, что они в значительной мере определялись учением меркантилизма и протекционизма. Предметом особой заботы Петра стали те отрасли промышленности, которые обеспечивали потребности армии и флота.

В социальной области наиболее существенными реформами были следующие: замена системы органов отраслевого управления (совокупность приказов сменила система 12 коллегий); вместо подворной вводилась подушная подать (проведенную на основе первой в истории всеобщей переписи); произошло слияние правового режима вотчины и поместья, по указу о единонаследии (1714) поместье, как и вотчина, передавалось по наследству старшему сыну, другие же должны идти на гражданскую или военную службу; государственная служба регулировалась «Табелем о рангах» (1722), который вводил 14 рангов - ступеней карьеры чиновничества. Это нововведение давало возможность занять соответствующее положение в обществе благодаря не столько аристократическому происхождению, сколько личным качествам, способностям и выслуге, был создан своеобразная система социального транзита – возможность получения как личного, так и потомственного дворянства. Таким образом, в жизнь русского общества вошло принципиально новое явление: противоречие между старой боярской аристократией и бюрократией, претендующей на ведущее положение в обществе.

В отечественной исторической науке реформаторская деятельность Петра I оценивается далеко неоднозначно, от безусловно позитивного до резко отрицательного. В первом случае акцент делается на реальном вкладе в проведение масштабных преобразований в промышленности, военном деле, реформах в области образования и культуры, во втором - подчеркиваются жестокость и насилие в реализации реформ, критикуется слепое перенесение опыта Запада на русскую почву.

В результате модернизации всех сторон жизни общества Россия стала одной из ведущих мировых держав с конкурентоспособной промышленностью, современными армией и флотом, эффективной системой управления. Вместе с тем модернизация носила незавершенный характер, поскольку реформы укрепили крепостничество, превращали Россию в типичное полицейское государство и привели к расколу общества. Систему власти, созданную Петром, принято называть абсолютизмом, однако он существенно отличался от европейского, т.к. стал результатом укрепления центральной единоличной власти при полном отсутствии какой бы то ни было оппозиции. Родовая аристократия была фактически уничтожена еще в предшествующие эпохи, служилое дворянство практически полностью зависело от государства, третье сословие не сложилось как самоидентифицирующаяся социальная общность, существуя за счет госзаказов, церковь, с созданием Священного Синода, окончательно стала элементом государственного механизма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.