Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Производство: сущность, факторы, результаты и эффективность




Юридическими лицами, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности, признаются лица, у которых более 50% уставного капитала образовано прямыми или косвенными вкладами, не относящимися к государственной собственности.

К основным принципам проведения приватизации относятся:

· сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации;

· право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездного передаваемой государственной собственности;

· дифференциация методов, форм и процедур приватизации;

· разграничение компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней;

· предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

· контроль за осуществлением приватизации со стороны государства;

· обеспечение широкой гласности процесса приватизации;

· постепенность и поэтапность;

· соблюдение законности.

Однако преобразования собственности общественно оправданы лишь тогда, когда они экономически эффективны, т.е. ведут к росту общественной производительности (отдачи) ресурсов. Иные преобразования собственности могут привести к большим потерям и общественному регрессу. Повышение эффективности - таков экономический критерий приватизации государственной собственности.

 

Преобразования государственной собственности экономически оправданы и прогрессивны тогда, когда они обеспечивают рост общественной эффективности производства и экономической системы в целом.

 

Весьма важным законодательным актом, регулирующим отношения разгосударствления и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь, является декрет Президента Республики Беларусь № 3 от 20 марта 1998 г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь». Декрет выделяет следующие особенности разгосударствления и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь:

1. Преобразование государственных и арендных предприятий в открытые акционерные общества и выкуп арендными предприятиями арендуемого государственного имущества осуществляются на основании предложений трудовых коллективов, согласованных:

· по объектам, находящимся в республиканской собственности, с соответствующими республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, а также с областными (Минским городским) исполнительными комитетами;

· по объектам, находящимся в коммунальной собственности, с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

2. При отсутствии предложений трудовых коллективов предприятий инициатором разгосударствления и приватизации предприятий, находящихся в республиканской собственности, в целях их финансового оздоровления может выступать Совет Министров Республики Беларусь, а предприятий, находящихся в коммунальной собственности, соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган.

3. В случае разногласий между трудовыми коллективами предприятий, находящихся в республиканской собственности, и республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, а также областными (Минским городским) исполнительными комитетами по вопросам целесообразности разгосударствления и приватизации конкретных объектов решения принимаются:

· по предприятиям с численностью работающих свыше 4 тыс. человек - Президентом Республики Беларусь;

· по предприятиям с численностью работающих от 2 до 4 тыс. человек - Советом Министров Республики Беларусь;

· по предприятиям с численностью работающих до 2 тыс. человек - Министерством по управлению государственным имуществом и приватизации.

4. В случае разногласий между трудовыми коллективами предприятий, находящихся в коммунальной собственности, и местными исполнительными и распорядительными органами по вопросам целесообразности разгосударствления и приватизации данных предприятий решения принимаются этими органами в порядке, установленном местными Советами депутатов.

5. Учредителями открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, от имени государства выступают Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации или его территориальные органы, а объектов, находящихся в коммунальной собственности, - местные исполнительные и распорядительные органы в порядке, определенном местными Советами депутатов.

Кроме указанных органов учредителями таких акционерных обществ могут быть юридические и физические лица, в том числе иностранные, внесшие принадлежащие им денежные средства или имущество в уставные фонды данных обществ. Выбор других, кроме государства, учредителей открытых акционерных обществ осуществляется на этапе проведения подготовительных работ по объектам республиканской собственности Министерством по управлению государственным имуществом и приватизации совместно с республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, а по объектам коммунальной собственности -соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

6. Государственные предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, в состав которых входят структурные подразделения, в процессе приватизации могут быть реструктуризированы по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами.

7. Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации осуществляет владение и распоряжение акциями, принадлежащими государству, передает государственную долю акций в управление других республиканских органов государственного управления, объединений, подчиненных Правительству Республики Беларусь, которые назначают прошедших специальную подготовку лиц представителями государства в органах управления созданных открытых акционерных обществ в соответствии с законодательством.

Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации имеет право передавать на конкурсной основе в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, в управление юридических и физических лиц принадлежащие Республике Беларусь акции открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности.

Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют владение и распоряжение акциями открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации объектов коммунальной собственности, в порядке, определяемом соответствующими Советами депутатов.

8. Продажа государственных объектов на конкурсах и аукционах осуществляется только за денежные средства.

9. В период безвозмездной приватизации до 50 процентов, принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе преобразования государственных и арендных предприятий, обмениваются в установленном порядке на именные приватизационные чеки "Имущество":

· членам трудовых коллективов и приравненным к ним лицам - в первоочередном порядке в течение пяти месяцев с момента государственной регистрации акций на основании списков, составленных комиссией по преобразованию предприятия в открытое акционерное общество;

· гражданам Республики Беларусь - через структурные подразделения открытого акционерного общества "Сберегательный банк "Беларусбанк" в установленном порядке;

· иным субъектам приватизации - на специализированных чековых аукционах.

Окончательное решение о количестве акций, выделяемых для обмена на именные приватизационные чеки "Имущество", принимается Министерством по управлению государственным имуществом и приватизации по объектам республиканской собственности и соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами - по объектам коммунальной собственности исходя из необходимости создания условий для реализации каждым гражданином Республики Беларусь права на безвозмездное получение части государственного имущества.

10. При обмене именных приватизационных чеков "Имущество" на акции открытых акционерных обществ, а также при выкупе арендными предприятиями арендованного имущества члены трудовых коллективов и приравненные к ним лица имеют право использовать чеки, выданныеимлично, а также полученные по договорам дарения и (или) по наследству от близких родственников (родителей, детей, супругов, родных братьев и сестер, внуков, бабушек, дедушек, свекрови, свекра, тестя и тещи), при условии, что дарятся (наследуются) только чеки, выданные близким родственникам.

11. Продажа принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, осуществляется Министерством по управлению государственным имуществом и приватизации, а объектов, находящихся в коммунальной собственности, -соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, определяемом соответствующими Советами депутатов:

· членам трудового коллектива и приравненным к ним лицам - в течение пяти месяцев с момента государственной регистрации акций первой эмиссии, но не более восьми месяцев со дня принятия решения о создании открытого акционерного общества, по цене на 20 процентов ниже номинальной стоимости и на сумму, не превышающую 100 минимальных заработных плат на одного покупателя. Количество акций первой эмиссии, выделенных для этой цели, определяется на основании заявлений членов трудового коллектива и приравненных к ним лиц;

· юридическим и физическим лицам, которые представили инвестиционные проекты по развитию открытого акционерного общества, - на конкурсах и аукционах;

· иными способами, предусмотренными законодательством.

12. Акции, приобретенные гражданами Республики Беларусь у государства за денежные средства на льготных условиях (по цене на 20 процентов ниже номинальной стоимости) и в обмен на именные приватизационные чеки "Имущество", не могут быть отчуждены в течение периода безвозмездной приватизации, за исключением случаев перехода права собственности в связи со смертью акционера или с выездом его на постоянное местожительство за пределы Республики Беларусь.

13. Вторая и последующие эмиссии акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов, ранее находившихся в республиканской собственности, допускаются с согласия Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации до реализации акций первой эмиссии, а объектов, находившихся в коммунальной собственности, - с согласия соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов.

14. Арендное предприятие приобретает государственное имущество, сданное в аренду, в соответствии с договором о выкупе имущества. До 50 процентов стоимости выкупаемого имущества может быть оплачено именными приватизационными чеками "Имущество". Остальная часть приобретаемого имущества оплачивается деньгами по цене на 20 процентов ниже стоимости этого имущества. Предприятие имеет право на оплату стоимости имущества в рассрочку в течение трех лет с учетом индексации платежей при условии внесения первоначально не менее 30 процентов стоимости на протяжении одного месяца со дня подписания договора купли-продажи. Право собственности на сданное в аренду государственное имущество переходит к новому собственнику после полной оплаты стоимости этого имущества.

15. Пo истечении срока действия договора аренды имущества государственного предприятия, сданного в аренду, арендное предприятие преобразуется в соответствии с законодательством о разгосударствлении и приватизации в открытое акционерное общество, или осуществляет выкуп арендованного имущества, или в установленном порядке возвращает это имущество арендодателю.

Продление (возобновление) договоров аренды, сроки действия которых истекли, производится в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

16. При продаже на аукционе с условиями и (или) по конкурсу предприятий, имеющих до 100 рабочих мест, у которых задолженность по финансовым обязательствам равна активной части баланса или превышает ее, начальная цена на такой объект устанавливается в размере одной минимальной заработной платы. Собственник приватизированного таким образом объекта обязан в установленном порядке погасить задолженность перед государством и иными кредиторами, сохранить определенное число рабочих мест, обеспечить производственно-хозяйственную деятельность предприятия и выполнить другие условия договора купли-продажи этого объекта.

17. Не допускается использование заемных средств, в том числе кредитов, для выкупа арендованного государственного имущества арендными предприятиями, а также для приобретения принадлежащих государству акций членами трудовых коллективов, приравненными к ним лицами и юридическими лицами, образованными членами трудовых коллективов.

18. В случае несвоевременного перечисления в соответствующий бюджет средств, полученных от продажи акций на льготных условиях членам трудового коллектива и приравненным к ним лицам, части дивидендов, начисленных на принадлежащие государству акции, и средств, полученных от продажи государственного имущества на конкурсах и (или) аукционах и направленных в установленном порядке на реконструкцию, техническое перевооружение и модернизацию производства, освоение технологий и выпуска новых видов продукции, а также дивидендов, начисленных на принадлежащие государству акции, с плательщика налоговыми органами в бесспорном порядке на основании информации органов приватизации взыскиваются в бюджет штраф в размере 10 процентов от причитающейся основной суммы платежа и пеня в размере, предусмотренном налоговым законодательством.

Во исполнение Декрета Президента Республики Беларусь № 3 от 20.03.1998 г. и в целях повышения эффективности использования имущества, находящегося в государственной собственности, и совершенствования системы управления Совет Министров Республики Беларусь принял постановление № 1240 от 10 августа 2000г. "О концепции управления государственным имуществом в Республике Беларусь на 2001-2005 годы". Концепция определяет основные цели, задачи и принципы государственной политики Республики Беларусь в сфере управления государственным имуществом, закрепленным за государственными унитарными предприятиями, включая казенные предприятия, и учреждениями, которая реализуется посредством управления этими предприятиями и учреждениями, а также имущественными правами государства, вытекающими из его участия в негосударственных коммерческих организациях.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Какое из определений собственности является экономическим?

2. Какие существуют виды собственности в Республике Беларусь?

3. Какие существуют способы образования юридических лиц?

4. Что является объектом приватизации?

5. Что обозначает термин “разгосударствление”?


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.