Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности и особенности развития современной рыночной системы хозяйствования. Характеристика современной рыночной системы хозяйствования




Характеристика современной рыночной системы хозяйствования

 

Взаимосвязь и взаимодействие экономических потребностей, интересов и стимулов к повышению производства материальных благ формируются, как указывалось в гл.1, существующей систе­мой хозяйствования. В мире известны три системы хозяйствования: рыночная, планово-административная и смешанная. Каждая из них характеризуется своими особенностями и закономернос­тями функционирования.

1 Рыночная система хозяйствования: сущность и тенденции ее развития (теория и практика)

 

Рыночная система хозяйствования представляет собой совокуп­ность экономических и хозяйственных отношений, которые скла­дываются в сфере товарно-денежных отношений на рынке.

Последний выступает в качестве важнейшего связующего зве­на между его субъектами: государством, товаропроизводителями, продавцами и покупателями.

Главенствующим в рыночных отношениях является покупатель, его потребности определяют структуру и объем производства. Власть покупателя определяется его текущей величиной дохода (заработ­ная плата, пенсия, различные выплаты, проценты и т.д.), разме­ром накопленного богатства и возможностью получения кредита. Производитель — также не второстепенное лицо. Он, желая завла­деть покупателем, стремится не только удовлетворить его насущ­ные потребности, но и создать условия для появления новых.

Рыночная система хозяйствования возникла в результате дли­тельного исторического процесса развития общества, органически связанного с углублением общественного разделения труда, товар­ного производства и обмена, направленных на увеличение выпуска материальных благ. Эффективное ее функционирование опре­деляется многообразием форм собственности и хозяйствования. Каждая из них в процессе обмена своей продукции или услуг на деньги узнает, насколько их труд включен в систему общественного разде­ления труда, т.е. приобрел общественное признание. В условиях ры­ночных отношений люди предпринимают действия, основываясь на чистой выгоде. Эти действия, хотя бы на короткое время, изменяют относительные затраты и выгоды, связанные с теми возможностями, которые открываются перед другими людьми. Когда в результате предпринятых действий разрыв между ожидаемой выгодой и предполагаемыми затратами получается большой, люди устремляются в эту область, и наоборот, минимальный или негативный разрыв ве­дет к уменьшению числа лиц, действовавших в данной сфере.

Таким образом, налицо стихийное приспособление структуры производства товаров и услуг к объему и структуре общественных потребностей. На рынке происходит окончательное признание общественного характера затрат труда отдельных производителей, определяется общественная стоимость товара (рыночная сто­имость) на основе учета общественно необходимых затрат труда на производство товаров.

Рыночная система хозяйствования функционирует в системе следующих рынков:

- Рынок рабочей силы

- Рынок средств производства

- Потребительский рынок

- Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов)

- Рынок услуг

- Рынок технологий

- Рынок духовных благ

 

Кроме того, каждый из вышеназванных рынков имеет субрын­ки, рыночные сегменты, которые классифицируются по различ­ным признакам: экономическому назначению; географическому положению (мировой, национальный, региональный, местный); видам конкуренции (свободный, монополистический, олигополистический, смешанный); по отраслям (продовольственный, автомобильный, компьютерный и т.д.); форме продаж и органи­зации (оптовый, мелкооптовый, розничный).

Рынок представляет собой не только развитую систему отно­шений товарного обмена, но и выполняет важные функции, обес­печивающие деятельность предприятий в условиях их стихийного развития.

Информационная функция. Участники производства тех или иных товаров через постоянно меняющиеся цены и процентные ставки на кредит получают объективную информацию о потребностях рынка. Это позволяет предприятиям сверять свои возможности с потребностями рынка.

Посредническая функция. Рынок дает информацию предприя­тию о возможности выбора оптимального поставщика или поку­пателя продукции, производимой предприятием, с точки зрения ее качества, цены, сроков поставки, послепродажного обслужи­вания и т.д.

Ценообразующая функция. На рынок поступает продукция, на изготовление которой пошли различные затраты, а рынок при­знает лишь общественно необходимые. Это означает, что между стоимостью и ценой устанавливается подвижная связь, чутко ре­агирующая на изменения в производстве и потребностях.

Регулирующая функция. Она заключается в стихийном установ­лении необходимых пропорций в структуре производства на ос­нове соотношения спроса и предложения.

Все рынки разнообразны по своим размерам. Членами рынка одних товаров, например зубной пасты, является подавляющая часть населения планеты, а других, в частности картины Пикассо, — лишь несколько дилеров, коллекционеры и музеи в определен­ных частях мира. Рынки отличаются между собой еще по степени доминирования на них крупных продавцов и покупателей. Напри­мер, в США в течение длительного времени самым крупным про­давцом на рынке алюминия была компания «Алюминиум корпорейшн оф Америка», а, рынок сельскохозяйственной продукции характеризуется огромным количеством продавцов и покупателей.

В силу специфики производимых товаров (сложность и дли­тельность изготовления, послепродажный ремонт и обслужива­ние и др.), а также удаленности продавцов и покупателей друг от друга (из-за чего возможна задержка в оплате отправленных товаров) каждый рынок имеет соответствующую инфраструктуру. Она состоит из соответствующих институциональных образований, занимающихся:

продвижением товаров от производителя к потребителю, к ним относятся биржи, оптовые брокерские, дилерские и другие посреднические организации, собственно коммерческие органи­зации промышленных предприятий, акционерных обществ, предприятия мелкооптовой и розничной торговли;

транспортировкой и хранением продукции: различные виды транспорта, склады, тарное хозяйство;

выдачей информации, которая состоит из различного вида информационных и справочных систем по продукции производ­ственно-технического назначения и товарам народного потреб­ления, производителям и потребителям продукции и услуг, це­нам, курсам валют, банковским процентам, котировке ценных бумаг и др., необходимым данным для эффективного функцио­нирования рынков;

кредитно-расчетным обеспечением, включающим в себя: бан­ковские и страховые учреждения, кредитно-сберегательные струк­туры, обеспечивающие бесперебойность расчетов при реализа­ции товаров и услуг, а также получение необходимых товарных запасов и финансовых резервов, финансирование инвестицион­ных проектов по созданию соответствующей материально-техни­ческой базы рыночной экономики;

подготовкой специалистов различного профиля в количествах, достаточных для функционирования предприятий, это различ­ные образовательные профессиональные учреждения, а также организации по трудоустройству и регулированию резервов рабо­чей силы;

регламентацией отношений субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации товаров и услуг, гарантирующих соблюде­ние на рынке

действующего правопорядка и учет интересов всего общества, а также отдельных субъектов рынка.

Из изложенного следует, что рыночные отношения есть фор­ма экономической организации функционирования общества, при которой продавцы и покупатели взаимодействуют и вступают в связи друг с другом на рынке стихийно. При этом как и всякое функционирование, оно имеет свою специфическую логику организации, которую в ряде случаев называют хозяйственным ры­ночным хозяйствованием.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 969; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.