Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Церковная политика Екатерины II

 

Теория о двух самостоятельных ветвях власти - церковной и светской - с самого начала беспокоила императрицу, и тому были основания. Так, архиепископ Ростовский Арсений (Мацеевич) вступил в борьбу с политикой правительства в отношении Церкви. Он игнорировал постановления Духовного регламента, настаивал на удалении светских чинов из Синода, высказывался за восстановление патриаршества и против ограничения роли монастырей в управлении их имуществом. Арсений разделял взгляд патриарха Никона на значение епископской власти. В 1767 г. он был приговорен к вечному заключению.

 

Таким образом, отдельные протесты духовенства против секуляризации строго наказывались. Вместе с тем они способствовали окончательному определению церковно-политической позиции Екатерины II. Она прекрасно понимала, какие трудности могут ожидать государство, если земли останутся в руках Церкви, и еще более настойчиво, хотя и осторожно, стала проводить линию на секуляризацию.

 

27 ноября 1762 г. Екатерина II учреждает Комиссию о церковных имениях, призванную составить проект по секуляризации церковной собственности. Непосредственное проведение мероприятий было поручено Коллегии экономии, воссозданной 12 мая 1763 г. Коллегия работала под непосредственным управлением самой императрицы.

 

Разработка проекта длилась до 1764 г. 26 февраля 1764 г. Екатерина II подписала Манифест о секуляризации монастырских земель. Манифест объявил об изъятии земель и крепостных крестьян из монастырской собственности и передаче их в государственную казну. Отныне бывшим имуществом Синода, архиерейских кафедр и монастырей, во владении которых находилось свыше 900 тысяч крестьян и 8,5 млн десятин земли, стала управлять Коллегия экономии. Бывшие монастырские крестьяне были объявлены "экономическими" и обложены оброком, из которого Коллегия экономии выделяла определенную сумму на содержание монастырей и архиерейских домов. Сумма определялась так называемым "штатом" монастыря.

 

Примерно треть монастырей были разделены на "штаты" - первый, второй и третий, согласно которым монастырю перечислялись конкретные денежные суммы; некоторые обители были объявлены "заштатными" и не финансировались. Остальные - примерно две трети существовавших тогда монастырей - были упразднены.

 

Очень чувствительная для монастырей и епархиальных управлений, секуляризация практически не затронула приходского духовенства. Единственная мера, принятая правительством в отношении приходского духовенства, заключалась в борьбе с переизбытком духовенства в одних местах и недостатком в других. В 60-х гг. XVIII в. специальная перепись духовенства выявила не помещенных в штат по разным губерниям 12,6 тыс. церковнослужителей. Такое положение правительство сочло ненормальным. В 1769 г. был предпринят "разбор", по которому часть необучающихся детей духовенства, как и "безместные" причетники, должны были отдаваться на военную службу. При "разборе" 1784 г. было решено насильно разослать 1540 излишних священников и дьяконов из центральных епархий в отдаленные области. Детям духовенства, оставшимся после "разбора", которым было невозможно предоставить места в церковном причте, было предложено добровольно избрать себе "род жизни", т.е. поступить на службу, приписаться к купечеству, мещанам или цеховым; допускался также их переход в число государственных крестьян. В 1785 г. сверхштатному духовенству разрешалось переселяться в качестве колонистов в Таврическую губернию.

 

Екатерининское время характеризуется появлением новых кадров служителей Церкви, для которых было уже вполне естественным рассматривать свою деятельность как службу государству в том новом ее понимании, которое укреплялось в России со времени реформ Петра I. Отдельные рецидивы прошлых настроений, какими были, например, протесты Арсения Мацеевича, свидетельствовали о том, что в высшем духовенстве все еще сохранялись взгляды, несозвучные новым порядкам; однако правительство имело возможность опереться на широкие круги преданных ему церковных сановников.

 

Типичным представителем нового типа духовенства был митрополит Московский Платон (Левшин) (1775-1811). Управление свое Московской епархией он сосредоточил на улучшении положения низшего слоя приходского духовенства. Платон проводил мысль о необходимости повысить роль духовенства в государственной и общественной жизни. В связи с этим он считал недопустимым, чтобы священники испытывали материальную нужду, ибо в противном случае они не будут внушать к себе уважения со стороны народа. Гуманные черты управления Платона выразились в осуществлении общего церковного законодательства того времени. Синодский указ 1767 г. воспрещал телесные наказания священников, "чтобы через оное не теряли они должного им по характеру пастырскому почтения от общества и паствы". Известны его слова: "Я застал духовенство в лаптях, а обул его в сапоги, из прихожих ввел в залы к господам".

 

Много внимания митрополит Московский уделял развитию духовного образования. Он активно содействовал расширению сети специальных церковных школ и реформированию преподавания в них. Для повышения уровня образования и улучшения материального положения учителей и учеников во всех школах планировались постоянные штаты. При благочиниях предполагалось создать начальные школы для обучения чтению и письму на средства церковных приходов. Впервые была сформулирована идея церковно-приходских школ, осуществленная гораздо позже, в XIX веке.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Русская церковь в XVIII веке | Церковная политика при Александре I
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.