Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы формирования в России современной системы социального страхования




Практика развитых стран свидетельствует о том, что роль социального страхования в их национальных системах соцзащиты является ключевой. Например, в государствах ЕС объем финансирования социального страхования составляет 16-20% ВНП и выступает вторым по значимости компонентом в затратах на рабочую силу – после заработной платы, доля которой колеблется в диапазоне 45-55% ВНП. Столь крупный финансовый ресурс социального страхования в странах Западной Европы и США позволяет обеспечивать застрахованным высокие жизненные стандарты и уровни защиты. Количественны параметры, учитывающие мировой опыт и отечественная специфика очень отличаются и представлены в табл.15.1.

 

Табл. 15.1. Социально-страховые выплаты застрахованным лицам, % объема заработной платы.

 

Виды выплат В России на начало 2005 г. Согласно международным стандартам и конвенциям МОТ
Пенсии Средние размеры – 30% после 40 лет уплаты взносов Минимальные размеры – 40% после 30 лет уплаты взносов
Пособия по временной утрате трудоспособности Средние – 50-80% Минимальные – 55% - при наличии иждивенцев
Пособия по безработице Средние – 10-20% Минимальные – 40-55%
Оплата медицинской помо-щи и компенсация расходов на оплату лекарств. 10-50% 70% при амбулаторном лечении; 100% при стационарном лечении.

 

Как видно, разница ощутимая. В постсоветской России потенциал социального страхования еще только формируется. Совокупный объем финансовых ресурсов Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования, федерального и региональных Фондов обязательного медицинского страхования не превышает 8% ВВП. Столь низкая – в 2-3 раза ниже, чем в странах ЕС – доля в расходах на цели социальной защиты застрахованных позволяет выплачивать пенсии и пособия, в основной массе составляющие всего 30-35% размера предшествующей заработной платы, которая в свою очередь в 5-6 раз уступает средним размерам заработной платы в странах ЕС. Во многом такой размер страхового возмещения объясняется недопустимо заниженным – всего 26% ВВП – объемом расходов на заработную плату, являющуюся базой для начисления страховых взносов. Крайне низкий уровень заработной платы и ее запредельная дифференциация образуют «нервный узел» всех проблем в сфере доходов населения.

Социальная ситуация в России остается напряженной не в последнюю очередь в связи с тем, что действующая система социальной защиты в ее новейшем виде является страховой больше по своему названию, нежели по реальному содержанию. Например, страховые взносы работодателей (в пользу работников) в государственные внебюджетные фонды были заменены единым социальным налогом (ЕСН), то есть данному виду платежа был придан налоговый характер, что противоречит самому духу и сути социального страхования. Замена страховых взносов налогом лишает средства целевого назначения; они утрачивают возмездный, эквивалентный и соподчиненный характер по отношению к взносам. Тем самым подрывается такой устой социального страхования, как связь страховых платежей и выплат с заработной платой конкретных работников. Включение этих платежей (в виде части ЕСН) в состав федерального бюджета позволяет федеральным финансовым органам перераспределять страховые средства и использовать их не по прямому назначению при дефиците финансового обеспечения социальной защиты работающих граждан от ряда рисков. К тому же существующий порядок прохождения финансовых средств от ЕСН (определенный статьей 241 Налогового кодекса РФ, согласно которому промежуточным звеном между страхователем и страховщиком выступают счета Федерального казначейства) позволяет использовать на легитимной основе «временно свободные» страховые ресурсы как беспрецендентый и внушительный по объему кредит.

Подобный контрпродуктивный характер изменения страховой природы взносов ставит задачу институциональной корректировки национальной системы социального страхования.

 

Тема 16. ВПК и его место в экономике общественного сектора.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.