Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Планирование в среде информационной системы




 

В соответствии с протяженностью во времени задач управления различают стратегический информационный менеджмент (СИМ) и оперативный информационный менеджмент (ОИМ). Причем между этими уровнями существуют отношения подчиненности, т.е. цели, определяемые на стратегическом уровне, реализуются на оператив­ном. При этом глобальная стратегическая цель информационного менеджмента (ИМ) в информаци­онных системах должна состоять в обеспечении возможно больше­го вклада ИС в цели предприятия по основной деятельности через использование информационных технологий; в соответствии с этой целью возникают специфические задачи и для организации собствен­но информационного менеджмента.

Понятие «стратегический» в отношении ИМ предполагает, с одной стороны, планомерное определение долгосрочных (на срок 3-5 лет) целей по всем направлениям, а с другой – выбор пути достижения поставленной цели и определение набора задач, решение которых ведет к цели. Такие задачи решаются на уровне высшего руководства организации. Выбранные решения долго­срочных задач образуют наборы исходных данных (задания) для оперативного, т.е. наиболее краткосрочного, уровня.

Задачи оперативного информационного менеджмента ориен­тируются на соответствующие стратегические задачи и цели. В отличие от долгосрочной стратегической постановки задачи ОИМ планируются и существуют на среднем или на коротком интервале (в сфере обработки информации – это период времени до одного года); эти задачи чаще всего ощущаются и решаются на уровне руководства службой обработки информации органи­зации.

Планирование – главная задача ИМ на стратегическом уров­не. Именно на уровне стратегического информационного марке­тинга возникает и должна удовлетворяться повышенная потреб­ность в планировании. Она обусловлена как необходимостью своевременного устранения возможных препятствий, так и по­требностью выявления максимальных шансов для предприятия, создаваемых ИС и ИТ. Размышления по поводу необходимости планирования работы информационной системы начинаются уже при поиске ответа на вопрос, какую собственно роль играет ИС на предприятии.

Принимается, что информационная система имеет большое значение для предприятия, когда на ее основе решаются задачи конкуренции на рынке, а также когда информационная интен­сивность технологического процесса основной деятельности предприятия и поддержания производительности этого процес­са высока. Это имеет место, например, для банков, бирж и стра­ховых обществ, ряда государственных учреждений и др.

Другим важным направлением планирования является опре­деление плана инвестиций в ИС. В прошлом такой план состав­лялся (и в настоящем еще часто составляется) в значительной мере случайно: например, по накопившимся неудовлетворенным зап­росам пользователей или путем анализа заявок на замену или создание частей системы, требующих инвестиций, а также с уче­том финансирования растущего объема обслуживания.

Однако в стратегическом плане могут быть целенаправленно выявлены приоритетные направления при формировании плана инвестиций. Здесь требуется, чтобы в распоряжении админист­рации были общий вид и характер имеющихся на предприятии информационных работ. Этот общий вид структуры ИС выво­дится из анализа протекающих на предприятии процессов.

Путем взаимного взвешивания значений процессов находят или определяют порядок выделения инвестиций для соответству­ющих элементов ИС. Например, выпуск основных изделий для серийного производства имеет наибольшее значение; далее для включения в план инвестиций могут рассматриваться элементы ИС, ориентированные на обеспечение конкуренции и на внутрен­нюю рационализацию предприятия. Затем анализируется возни­кающий при этом риск. Этот специфический подход к организа­ции планирования ИС на предприятии целесообразно дополнить общими задачами планирования и контроля. К кругу этих задач принадлежит учет связей с другими объектами на предприятии.

При планировании связей ИС с другими объектами предпри­ятия особое значение придается связям с системой планирования самого предприятия. Часто утверждается, что планирование ИС может осуществляться вообще только в связи с этой системой. Однако на некоторых предприятиях (в частности, вновь создава­емых и малых) сложившейся системы производственного плани­рования вообще не существует, так что на таком предприятии план применения информационной системы согласовывать про­сто не с чем. Однако если предусматривать планирование исполь­зования ИС, то можно добиться совершенствования производ­ственного планирования на предприятии и деятельности пред­приятия в целом.

В соответствии с этим на стратегическом уровне следует оп­ределить стиль, направления и степень интенсификации системы планирования и контроля. Это важно именно на данном этапе, поскольку достаточно часто оказывается, что изменения не про­изведут необходимого эффекта из-за слишком тесных ограниче­ний, наложенных планированием и контролем. Помощь в соответствующем анализе могут оказать известные апробированные модели развития ИС на предприятии. В частности, в модели Р.Л. Нолана (R.L. Nolan) определены шесть типовых ступеней развития: инициирование, распространение, управление, интегра­ция, ориентирование данных, завершение или зрелость, на кото­рых ИС применяются с различной интенсивностью. Сопоставле­ние с эталонной моделью делает вполне очевидными приорите­ты уровней планирования и контроля как для специалистов по обработке информации, так и для пользователей. Каждое предприятие может постепенно найти свою модель и определить свою позицию при разработке для себя системы планирования приме­нения ИС.

Из стратегического плана инвестиций в ИС должно формиро­ваться и подходящими средствами осуществляться годовое пла­нирование. Вследствие решения этой задачи наблюдается, как правило, значительное общее повышение потребностей в плани­ровании, согласованиях и контроле. На уровне оперативного информационного менеджмента реализация стратегических пла­нов может контролироваться, например, с помощью системы со­общений (докладов) установленной формы.

 

 

Вопрос 4. ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

 

Организация ИС должна однозначно соответствовать орга­низации основной деятельности предприятия. Общепринятой основой решения практических задач организации в области ИС считается следование структурному подходу. При этом необхо­димо учесть, что при изменении в структуре основной деятель­ности может существенно изменяться и структура внутренней организации самой области ОИ и что в настоящее время система обработки информации (СОИ) в структуре предприятия занима­ет все более значительное место.

Внутренняя организация области обработки информации до последних лет подчинялась прежде всего решению внутренних задач создания, развития, обслуживания и эксплуатации ИС. Однако техническая и технологическая децентрализация, появ­ление типовых автоматизированных (по отечественной термино­логии) рабочих мест (АРМ) и мощных стандартных проблемно-ориентированных пакетов прикладных программ (ППП) приве­ли к возникновению в области обработки информации объем­ных задач консультирования пользователей и сопровождения ИС, требующих значительной квалификации. Эти новые сложные за­дачи привели к тому, что в мировой практике организации ИС возникла новая типовая специфическая организационная едини­ца – информационный центр (ИЦ). Организационно ИЦ чаще всего совпадают с отделами (или вообще со службами) разви­тия (обслуживания) и эксплуатации ИС.

Профиль задач обработки информации подвергается превра­щениям: после внедрения на предприятиях системы АРМ в каче­стве основного варианта технологического комплекса в составе ИС среди функций специалистов стали преобладать консульта­ции пользователей в технических и программных вопросах. Та­кие консультации становятся их основным вкладом в помощь пользователям при развитии и обслуживании ими ИС на рабо­чих местах пользователей, а также в обеспечение качества изготовляемых самими пользователями программных и технологи­ческих средств.

Наряду с внутренней организацией изменяется также уровень вхождения подразделений по обработке информации в иерархию предприятий. При повышении уровня сферы обработки информа­ции в производственной иерархии предприятия рекомендуется, ко­нечно, сохранять благоразумие: пропагандируемый время от вре­мени в США вариант «первый руководитель от информации» не всегда должен и может быть реализован. Вполне разумно размес­тить оперативные подразделения по обработке информации на тре­тьем или даже на четвертом уровне структуры предприятия и толь­ко ответственность за планирование и контроль сферы информати­зации поднять на второй или даже на первый уровень.

Организационные изменения, если таковые потребуются, дол­жны быть, естественно, разъяснены всем непосредственным уча­стникам, даже если изменения должны быть «реализованы» на предприятии в целом. Обычно эти мероприятия реализуются на оперативном уровне. Сами организационные изменения на пред­приятии как процесс должны сопровождаться соответствующи­ми организационными мероприятиями (например, созданием на определенное время комиссии по управлению этим процессом, мероприятиями по обучению работников и т.д.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.