Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос на товар и его характеристика

Рынок как социальный институт

В развитой рыночной экономике важную роль играют непосред­ственно государство в лице органов власти и управления и социальные институты. В экономической науке нет однозначного определения ка­тегории "институты". Например, Д. Норт "под институтами понимает правила игры в обществе или, другими словами, созданные людьми огра­ничения, формирующие взаимодействие людей".

В современной экономике под социальным институтом понимает­ся определенная организация общественной деятельности, которая регулирует правила поведения людей и их взаимоотношения.

Что же входит в систему рыночных институтов?

Во-первых, правовая система, которая в рыночной экономике вы­полняет две задачи:

1) организует правовое регулирование рынка - устанавливает для субъектов рынка единые правила поведения;

2) защищает субъектов рынка и наказывает виновных за наруше­ние правовых норм, тем самым охраняя экономические интере­сы рыночных агентов.

Правовое регулирование рынка обеспечивает всесторонне разви­тое законодательство, охватывающее всю систему рыночных отноше­ний. Его основу в нашей стране составляет Гражданский кодекс, вы­полняющий роль экономической конституции. В нем особое внимание уделено характеристике роли гражданско-правового договора - сред­ства регулирования рыночных отношений. Вполне очевидно, что рынок как социальный институт не может существовать без предварительного и опережающего развития правового законодательства, регулирующе­го хозяйственную деятельность людей.

Во-вторых, в рассматриваемую систему входят органы государ­ственного контроля и регулирования: учреждения по санитарному, эко­логическому контролю; налоговая система; органы финансово-кредит­ной политики государства. Значит, современный рынок развивает не только горизонтальные отношения, но и органически включает качествен­но новые вертикальные связи. Они идут сверху вниз - от государства к хозяйственным субъектам и в определенных пределах регулируют их поведение.

В-третьих, к рыночным институтам относятся ассоциации, союзы потребителей, предпринимателей и работников (профессиональные союзы). Они повышают степень организованности, цивилизованности, эффективности действий рыночных агентов.

В-четвертых, в совокупность институтов включена рыночная инф­раструктура. В нее входят торговые предприятия, товарные и фондо­вые биржи, банки, государственные бюджетные учреждения. Причем у каждого вида рынка имеется своя инфраструктура. Так, на рынке това­ров (потребительских и производственных) и услуг имеются специали­зированные организации: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, многочисленные компании, занятые посреднической деятельностью, службы сервиса и иные.

Таким образом, рынок как социальный институт прочно объединя­ет всю совокупность рыночных связей в единую целостность. Эта цело­стность придает рынку новое качество, способность к саморегулирова­нию на основе экономических законов, определяющих динамику цен.

 

 

Лекция № 8

Тема: Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса.

 

Каждое самостоятельное хозяйство, вступающее в отношения с другими самостоятельными хозяйствами, создает на рынке предложение и предъявляет спрос по определенным ценам. Таким образом, цена, спрос, предложение являются основными элементами рыночного механизма. Начнем с анализа спроса.

Спрос как экономическая категория характеризует объем товаров, который потребители желают и могут купить по определенной цене за определенное время.

Естественно, что спрос нельзя отождествлять с потребностью как таковой если человек испытывает нужду в каком-либо благе, но у него нет денег, то он не обладает покупательским спросом. Следовательно, спрос - это платежеспособная потребность, то есть сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия.

На спрос воздействует ряд рыночных факторов: доходы покупателей, их вкусы и предпочтения, их число на рынке, цены товаров-заменителей и дополняемых товаров и, конечно, цены на запрашиваемые товары. Причем перед потребителем обычно предстает рынок, где имеется возможность выбора альтернативного количества одноименных товаров, пользующихся спросом, по разным ценам. За те же деньги человек приобретает больше продуктов, если их цена снизится, и наоборот.

Функция спроса - это взаимосвязь между желаниями потребителей иметь тот или иной товар (спросом на товар) и определяющими его факторами.

Кривая спроса характеризует состояние цен и объема покупок продукции в определенный момент времени (например, на 1 января 2008 г.). Она имеет отрицательный наклон, что свиде­тельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде:

QD = f(Р), (8.1.)

где QD — величина спроса (demand); Р — цена (price).

P
Кроме цены, на спрос влияют и другие факторы. Рассмотрим это влияние подробнее.

 

 
 


Рис 8.1 - Кривая спроса

Функция спроса (demand function) — функ­ция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них явля­ется цена на единицу блага в данный момент. Мы уже выяснили, что чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Изменение цен означает движение по кривой спроса (см. рис.8. 1).

На спрос влияют не только цены, но и иные факторы: 1) уве­личение (или сокращение) доходов потребителя, 2) изменение вку­сов и предпочтений, 3) ценовые и дефицитные ожидания, 4) коле­бание расходов на рекламу, 5) изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров, 6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др.

Спрос является функцией всех этих факторов:

 

QD=f(P, I, Z, W, Psud, Pcom, N, B), (8.2)

Где QD --спрос;

Р --цена;

I --доход;

Z --вкусы;

W --ожидания (waiting);

Psud – цена на товары-субститры;

Pcom –цена на комплементарные товары;

N --количество покупателей;

B -- прочие факторы;

Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево(см. рис. 8.2-8.3)

Рис.8.2- Кривая спроса Рис. 8.3- Функция спроса (сдвиг кривой спроса)

Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, то есть сдвиг кривой D в положение D2. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете.потребителя и ряда других свойств, которые будут выяснены позже. Такая ситуация типична для боль­шинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая пере­мещается из положения D в положение D1

Рост цен на товар, который является субститутом дан­ного товара, повышает спрос на данный товар. Например, рост цен на красные гвоздики может переключить часть спроса на розовые (или белые) гвоздики, вследствие чего цена их также начнет расти. Это позволяет сделать вывод о том, что если два товара взаимоза­меняемы (являются товарами-субститутами), то между ценой на один из них и спросом на другой существует, прямая связь. Рост цен на красные гвоздики привел к росту спроса на розовые гвоздики.

Наоборот, повышение цен на взаимодополняемое (компле­ментарное) благо сокращает спрос на него. Например, рост цен на лыжи приведет к уменьшению объема их продаж. Следствием со­кращения объема продаж лыж будет падение спроса на лыжные крепления. Падение спроса на них заставит продавцов снизить их цены. Таким образом, если два товара взаимодополняемы (компле­ментарны), то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связъ. В нашем примере рост цен на лыжи привел к падению спроса на лыжные крепления.

Важным фактором, влияющим на спрос, является число по­купателей. Поясним это на примере. Допустим, у нас имеются два покупателя — Андреев и Борисов, индивидуальные функции спро­са которых известны (см. рис.8.4а). Тогда совокупный спрос мо­жет быть определен путем сложения спроса Андреева и Борисова (см. рис.8.46).

а) Кривые индивидуального спроса б) Совокупный спрос

Рис. 8.4 - Индивидуальный и совокупный спрос.

В реальной рыночной экономике, когда речь идет о числе по­купателей, чрезвычайно важно учитывать их половозрастную струк­туру, средний размер семей, долю лиц пенсионного возраста и т.д.

На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние порой довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения.

Итак, подведем итоги. Движение вдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса: чем выше цена, тем ниже (при прочих равных условиях) величина спроса и, наоборот, чем ниже цена, тем выше величина спроса (см. рис. 8.2). Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию спроса (см. рис. 8.3).

 

 

Лекция №9

Тема: Предложение. Кривая предложения. Закон предложения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Назначение и виды бирж | Предложение и его характеристика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.