КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бюджетно-правовая норма (БПН)
Принципы БП Источники БП Предмет и метод БП Правое регулирование: понятие и стадии БП Бюджетное право как подотрасль права РФ.
№1. Право рассматривается в 2-х аспектах: - общесоциальный (различные возможности в поведении субъектов – нравственные, политические, эстетические) - специальный юридический смысл или аспект – право есть юр инструмент, связанный с государством – это система общеобязательных формально определенных юр норм. Норма - это образец либо правило поведения, которые выражают конкретные интересы общества, устанавливаются и обеспечиваются государством и направлены на урегулирование общественных отношений.
Признаки права: - волевой характер. Право - это всегда проявление государственно выраженной воли социальных групп, которые, как правило, составляют большинство в данном обществе. - общеобязательность. Все принимаемые нормы права распространяют свое действие на всех членов конкретного данного общества. - нормативность права. Право состоит из норм, а норма есть правило поведения регулирующее конкретные общественное поведение - формальная определенность. Право имеет внешне выраженную форму (н/р конституция)
Сущность права – регулятор общественных отношений. Признаки регулируемых отношений: ü в этих отношениях находят отражение, как индивидуальные интересы общества, так и общесоциальные интересы ü в таких отношениях реализуются интересы их участников, при чем, один из этих участников идет на сознательное ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого ü данные отношения стоятся на основе согласия выполнять определенные правила ü как правило, данные отношения должны существовать длительное время или повторяться. Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на участников общественных отношений. Стадии правового регулирования: 1. осуществляется общее неперсонифицированное воздействие права. На данной стадии правовые нормы ориентируют участников на достижение поставленных целей, а также предупреждают о возможном наступлении позитивных/негативных последствий поведения данных субъектов 2. индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. При наступлении обстоятельств предусмотренных нормой возникают индивидуализированные отношения, т.е участники этих отношений наделяются способами поведения вытекающими из норм права и соответственно условий конкретной ситуации 3. реализация воплощения в жизнь прав и обязанностей конкретными субъектами.
Правовому регулированию подлежат 3 группы правовых отношений: 1. Отношения по властному управлению обществом 2. Отношения по общему ценностями как материальными, так и не материальными 3. Отношения по обеспечению правопорядка Отношения по поводу обращения общественных финансов регулируются соответствующей самостоятельной отраслью права – финансовое право. Предмет финансового права – общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Финансовая деятельность – организационная деятельность ОГВ и органов МСУ по образованию, распределению и использованию централизованных и частично децентрализованных фондов денежных средств в целях достижения и решения задач и функций государства и МСУ. Бюджетное право является подотраслью финансового права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере формирования, распределения и использования централизованных денежных фондов. А именно федерального. Региональных и местных бюджетов, а также бюджетов ГВФ.
Химичева определяет БП как совокупность финансово-правовых норм, регулирующих БС и бюджетное устройство РФ, состав доходов, распределение расходов БС. Бюджетную компетенцию гос-ва и МО, бюджетный процесс.
Кучеров: БП – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественных отношений возникающие в процессе формирования доходов, осуществления расходов бюджетов всех уровней БС, а также бюджетов ГВФ, ГиМ заимствований, ГиМ долга, отношения, возникающие в рамках бюджетного процесса.
Фадеев: БП - подотрасль финансового права, регулирующую общ отношения, возникающие, во-первых, м/у субъектами в процессе формирования доходных источников, а также при осуществлении расходных полномочий бюджетов всех уровней БС. Во-вторых это отношения возникающие в рамках регламентированных в законодательстве стадий бюджетного процесса, а также при регламентации правового статуса участников б процесса. В-третьих это отношения возникающие в процессе ГиМ заимствований, а также регулирование ГиМ долга. В четвертых это отношения по привлечению к ответственности за нарушение б законодательства
Группы отношений, составляющих предмет БП 1. все отношения связанные с б устройством гос-ва 2. отношения, регламентирующие состав Д и Р, а также порядок их распределения м/у бюджетами 3. отношения, закрепляющие б полномочия ОГВ как федеральных, так и региональных, б полномочия муниц органов 4. осуществление б процесса, бюджетно-контрольные отношения отношения, связанные с ответственностью за нарушение б законодательства
Методы правового регулирования ( совокупность правовых мер либо способов применяемых в ходе правового регулирования отношений ): ü дозволение - предоставление лицам права на собственные активные действия ü запрет – возложение на лиц обязанностей воздерживаться от совершения действий определенного рода ü позитивное обвязывание – возложение на лиц обязанностей к активному поведению
Источники (официальная форма выражения и закрепления нормы БП, действующая в РФ): 1. Конституция РФ – это основа всех источников закрепляет основы БП (НАЙТИ НОРМЫ ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ОСНОВЫ БП) 2. Бюджетное законодательство (ст. 2 БК РФ) включает в себя: - БК РФ - принятый в соответствии с БК РФ ФЗ «О фед бюджете», ФЗ «О ГВФ» - законы субъектов РФ «О бюджете субъекта РФ», законы субъектов РФ «О бюджетах территориальных ГВФ» - муниципальные правовые акты представителей органов о местных бюджетах
НАЙТИ И СРАВНИТЬ ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ ФЗ И ЗАКОНОВ СУБЪЕКТОВ РФ (ФЗ-184 И ФЗ - 131 ст.43)
3. Подзаконные нормативные акты: – указы президента РФ, - постановления Правительства - акты фед ОИВ - НПА ОГВ субъектов РФ - муниципальные правовые акты органов МСУ 4. Международные договоры (часть 4 ст 15 + ст.4 БК РФ предусмотрено, что есть международным договором предусмотрены иные правила и нормы, чем предусмотренные БК РФ и принятыми в соответствии с ними правовыми актами, то применяются правила и нормы м/н договора. НО есть одно условие этот договор должен быть ратифицирован Федеральным собранием. Закон либо решение о бюджете вступает в силу с 1 января и действует до 31 декабря, если иное не предусмотрено законодательством. Не позднее 5 дней после его подписания, а решения после 10 дней
Принципы - это основополагающие идеи, объективные закономерности, которые определяют сущность всей системы либо какого-нибудь института права.
Общеправовые принципы: - законности - принцип гуманизма - принцип гласности - принцип публичности (возможность участия населения)
Специальные принципы ФП: - плановость - ежегодность, периодичность
Принципы БП (ст 28 БК РФ)
Норма, бюджетно-правовая (БПН) Норма – некое общее правило регулирования общественных отношений, согласно которому его адресаты должны при определенных условиях действовать как носители прав и обязанностей под угрозой применения неблагоприятных последствий БПН – это санкционированное государством, общеобязательное, социально-определенное правило поведения, направленное на регулирование об отношений, возникающих в бюджетной сфере, закрепляющие права и обязанности субъектов и являющиеся критерием оценки поведения как правомерно, либо напротив неправомерного.
Структура правовой нормы: v Гипотеза – та часть нормы, в которой заключены фактические условия ее реализации либо обстоятельства, при наличии которых необходимо пользоваться данной нормой v Диспозиция – сформулировано содержание, предписываемого данной нормой правила поведения v Санкция – указывается правовые последствия в случае нарушения диспозиции Реализация норм БП обеспечивается имеющимися в распоряжении правоприменителей организационными и стимулирующими средствами, а также подкрепляется возможностью применения к участникам отношений принудительной силы государства. Реализация норм БП – процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них требований. Выделяют 4 формы реализации: Ø исполнение – процесс совершения всеми участниками отношений тех действий, которые прописаны в нормах Ø применение – осуществляется органами, специально наделенными на то властными полномочиями и выражается в совершении ими юридически значимых действий в т.ч в издании индивидуальных правовых актов Ø использование – участник сам решает использовать ему эту норму или нет Ø соблюдение – эта форма пассивна и выражается в воздержание участника отношений от нарушения нормы права
Бюджетные правоотношения (БПО) 1. Понятие и признаки правоотношений, в т.ч бюджетных 2. Состав и структура 3. Участники
Правоотношения – это общественные отношения, урегулированные нормами права, участники которого имеют субъективные права и юр обязанности.
Признаки: ü Двухсторонняя конкретная связь между субъектами имеющая известную значимость ü Всегда возникают на основе правовых норм ü Всегда волевое отношение ü Отношения по поводу реального блага, в связи, с чем субъекты осуществляют принадлежащие им права и обязанности.
Отношения охраняются и обеспечиваются государством. Для того, чтобы возникли правоотношения необходимы определенные предпосылки - материальные (к-л жизненные интересы потребности людей, под влиянием которых они как раз таки и вступают в эти отношения) - юридические (норма права, правосубъектность, юр факты)
Юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма связывает конкретные юридические последствия. Признаки: - они несут в себе информацию о состоянии общественных отношений входящих в предмет правового регулирования - должны быть определенным образом выражены во вне - характеризуют наличие/отсутствие определенных явлений материального мира - должны быть прямо/косвенно предусмотрены нормами права - д.б закреплены в установленной законодательством форме - вызывают предусмотренные правовыми актами правовые последствия
БПО – урегулированные нормами права общ отношения возникающие в процессе бюджетной деятельности гос-ва и МО по средством данной разновидности п/о реализуются содержащиеся в БПН предписания по образовании, распределению и использованию централизованных Г и М фондов денежных средств. Черты - всегда связанны с образованием, распределением и использованием централизованных ГиМ фондов денежных фондов соответствующей территории - права и обязанности субъектов обусловлены формированием и исполнением б-та - в них всегда участвует гос-во либо МО или соотв. ОГВ либо МСУ - носят публичный характер - имеют непрерывный, повторяющийся характер - складываются преимущественно по поводу денежных средств (Ст. 1 БК РФ)
Классификация правоотношений: 1. по содержанию - материальные (абзац 1 п.1 ст 1 БК РФ) - процессуальные (абзац 2 п.1 ст 1 БК РФ) - установление правового статуса (это новое, п.2 ст. 1 БК РФ) 2. в соответствии с федеративным устройством - вертикальные – опосредуют связи м/у федерацией в целом, ее субъектами, МО на основе субординации - горизонтальные - отражают связи между равноправными между равноправными по юридическому статусу территориями
Структура БПО – это внутренне строение ПО: ü - объект ü - субъекты (участники) – выделяют 2 категории: - Субъект права – это все лица, которые в том или ином качестве могут являться сторонами общественных отношений. - Субъект ПО – субъекты права им становятся только с момента их вступления в конкретные общ отношения при условии реализации своей правосубъектности (правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, т.е способность нести наказание) - юридическое содержание – субъективные права и юридические обязанности его участников. Субъективное право – это вид и мера возможного поведения управомоченного лица, которому, как правило, соответствует юридическая обязанность другого лица. По своей сути субъективное право - это средство удовлетворения интересов участников ПО путем совершения определенных юридических действий требования либо притязаний. Структура субъективного права - это возможность: - определенного поведения уполномоченного лица; - требования соответствующего поведения от обязанного лица; - обращения за защитой к компетентным органам; - пользования определенным социальным благом или ценностью. Реализация субъективного права зависит от усмотрения уполномоченного лица. Юридическая обязанность – это мера должного поведения соответствующая субъективному праву другой стороны ПО, т.е это есть средство удовлетворения чужих интересов либо путем совершения/воздержаний определенных действий либо претерпевание санкций. Юридическая обязанность складывается из необходимости: - совершать определенные действия либо воздержаться от этого - отреагировать на обращение в рамках законных требований управомоченного лица - нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований - не препятствовать противоположной стороне пользоваться благом, на которое та имеет право
Отличие между СП и ЮО: - если субъективное право собственные интересы лица, а юр обязанность чужие интересы - СП-мера возможного поведения, а ЮО - мера необходимого поведения.
Субъекты бюджетного права: 1. РФ, субъекты РФ и МО 2. ОГВ РФ и ОМСУ 3. Юридические лица (коммерция, связанная с бюджетом)
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1189; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |