Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II.1.2. У истоков политической мысли




 

В «Слове о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона дается обоснование русской государственности, как государственности православной. Было бы ошибкой, вслед за некоторыми авторами (например, учебника под. ред. Василика) выводить российский правовой нигилизм уже из положений «Слова». У Иллариона действительно противопоставляется Закон и Благодать, но противопоставляется в религиозном смысле: старый ветхозаветный Закон иудейский, существовавший до пришествия Христа и Благодать христианского учения. Илларион исходит из библейского положения о грехопадении человека. Преступив запрет Бога, согрешив, люди стали несовершенными. Поэтому в ветхозаветную эпоху Закон выступает, как фактор, сдерживающий греховную сущность людей. Он носит как бы подготовительный характер, дабы человечество оказалось способным принять Благодать. С пришествием в мир Христа Закон сменяет Благодать. Благодать несравненно выше Закона, а люди, испытавшие воздействие Благодати уже не нуждаются в ограничивающих рамках старого Закона. Русское православное государство признается носителем этой благодати.

Ряд исследователей, в том числе такие известные как Гумилев и Тихомиров подчеркивают тот факт, что «Слово» скорее всего, было откликом на противоборство Руси и Хазарии, правящая верхушка которой исповедовала иудаизм. По мнению Гумилева поляне даже какое-то время платили дань хазарам, так что Илларион подчеркивает не только особый статус Православной Руси, но и ее государственную независимость.

В «Слове…» митрополит Илларион стремится показать международное значение Русского государства: св. князь Владимир владычествовал не в «худой земле», а в той, которая ведома и слышима есть всеми четырми концы земли».

Владимир Мономах (1053-1125) Великий князь киевский. Сторонник единой власти на Руси. Активный борец с набиравшей силу феодальной раздробленностью. Политическая программа Мономаха сформулирована в ряде его сочинений: «Поучение детям», «Послание Олегу Черниговскому» и т.н. «Отрывок». В этих работах затронут большой круг вопросов. В числе важнейших: объем полномочий великого князя, взаимоотношения церкви и государства, принципы отправления правосудия в стране.

В «Поучении» рассматривается проблема организации и осуществления верховной власти. Мономах советует своим наследникам все дела решать, советуясь с дружиной, не допускать беззакония и «неправды». Правосудие должен вершить сам князь, при этом он должен проявлять милосердие к наиболее незащищенным слоям населения: бедным смердам, убогим вдовицам, сиротам.

Мономах выступал решительным противником смертной казни: «Ни права ни крива не убивайте и не повелевайте убить его».

Во всех спорных случаях во внутренней и внешней политике Мономах отдавал предпочтение мирным способам решения конфликта.

При решении вопроса о взаимоотношении церкви государства Мономах отводит церкви почетную, но явно подчиненную роль.

 

II.1.3. Полемика иосифлян и нестяжателей. «Москва – Третий Рим»

 

В XV веке в российском государстве происходят значительные изменения, как в социально-экономической, так и в политической сферах жизни общества. Процессы централизации привели к завершению периода феодальной раздробленности. Власть сосредотачивается в руках московских князей, которые, начиная с Ивана IV, носят титул царя. Изменения в социально-экономической жизни страны были связаны с развитием внутреннего рынка и окончательным закрепощением крестьян. В контексте этих процессов развертывается полемика между сторонниками двух направлений религиозной мысли: нестяжателями и иосифлянами.

Нестяжатели являлись противниками сосредоточения значительных богатств в руках церкви, а также вмешательства церкви в светскую жизнь государства.

Старец Нил Сорский. Человек несовершенен и обуреваем страстями. Самая пагубная из этих страстей – сребролюбие (то есть страсть к обогащению). Но от природы человеку эта страсть не свойственна (это «отвне естества»), сребролюбие возникает как пагубное влияние среды. Поэтому задача православного христианина – преодоление этой страсти. Не случайно идеалом монашеской жизни для Нила Сорского является скитничество. (Скит – небольшой уединенный монастырь, который не владел землями и не имел зависимых крестьян, где не накапливались какие-либо богатства.)

Программа Вассиана Патрикеева была куда более радикальной. Он предлагал ликвидацию монашества как института, разграничения сфер деятельности церкви и государства, запрещение преследований за убеждения. Вассиан выступил также как защитник интересов черносошных крестьян, страдавших от монастырской земельной экспансии.

Максим Грек (Михаил Триволис) поднимал вопросы, связанные с присхождением и сущностью верховной власти, формами ее организации и способам осуществления. Центральное понятие его концепции – справедливость или «правда». Из него он выводит обязанности государя. Правда приводит к миру в стране, защищает ее от внешних врагов. Государь, следующий принципам правды, пользуется содействием самого Бога, что придает власти государя сверхъестественный характер и сверхъестественную силу.

Выразителем крайних форм нестяжательской доктрины стал Феодосий Косой. Если Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Максим Грек при всей своей критике церковных порядков остаются в лоне Православной церкви, то Феодосий Косой порывает с православной традицией, отвергая церковные обряды и подвергая критике ряд догматов вероучения. Социальное освобождение человека он связывал с полным уничтожением всех форм подчинения церкви и государству: «Не подобает христианам властем быти». Его идеалом является община, основанная на общей собственности, в которой все члены равны.

Иосифляне ( или стяжатели) являлись приверженцами сохранения существующих форм церковной организации и ее экономического статуса. Свое название они получили по имени их идейного лидера – Иосифа Волоцкого.

Иосиф Волоцкий (Санин) – игумен Волоколамского монастыря (1439–1515) – один из наиболее значительных деятелей своей эпохи, творчество которого оказало большое влияние не только на формирование учений о государстве и праве, но и непосредственно на процесс строительства русского государства. Центральное место в политической теории Иосифа Волоцкого занимает учение о власти. Он разделяет представление о власти, как о божественном установлении и факт ее реализации определенным лицом, то есть главой государства. С одной стороны Иосиф Волоцкий утверждает, что власть царя уподобляется власти Божией, а покорность подданных – той покорности, которую они проявляют по отношению к Богу или подчиняются монастырским уставам. Но с другой стороны этот мыслитель признает, что царь все же является обычным человеком, способным допускать ошибки. Ошибки царя способны погубить не только его самого, но и весь подвластный ему народ, так как «за государьское согрешение Бог всю землю казнит». Таким образом поднимается тема ответственности государя за судьбу подвластного ему народа. Власть царя неоспорима только в том случае, если царь действует в интересах своих подданных. Если же царь «имат царствующие страсти и грехи, сребролюбие, гнев, лукавство и неправду, гордость и ярость, злейши же всех неверие и хулу, таковый царь не Божий слуга, но дьявол», соответственно, любой христианин не только не обязан повиноваться подобному царю, но и вправе бороться с таким властителем, так как власть такого царя происходит не от Бога, а от дьявола.

Продолжателем идей Иосифа Волоцкого стал Филофей, старец Елизарова монастыря. В посланиях к Великому князю Василию III и царю Ивану Васильевичу отстаивал концепцию особой роли Московского государства. Опираясь на учение о предначертании (Согласно Св. Писанию все, что не случается, происходит по воле Божией и на благо человечества.) он утверждает: промыслом Божиим центр христианства переместился из Рима в Константинополь, а оттуда в Москву. (Рим впал в латинскую ересь, Константинополь захвачен турками: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти»). Его концепция была кратко сформулирована в тезисе «Москва – третий Рим». Соответственно признавалась особая историческая роль московского государства как центра Православия и центра различных царств Православного Востока. Царь – избранник Божий – самодержавный представитель власти, хранитель и защитник Православной веры и традиции.

С православной точки зрения теорию Филофея можно прилагать и к внешней и к внутренней политике. Но эта теория не содержала развитого учения о принципах управления и подданства. Развитие этих идей мы находим в других памятниках русской литературы и публицистики. Среди них:

Идеи, выдвинутые старцем Филофеем, нашли свое отражение в других памятниках русской письменности. Послание о Мономаховом венце. В этом произведении проводится мысль о преемственности власти московских царей от власти римских императоров. (Родословие московских царей возводится к легендарному Прусу, брату кесаря Августа). Притязания на имперскую власть подкрепляются и тезисом о наследовании императорской власти Византийской империи.

Повесть о белом клобуке. Повествование о переходе на Русь регалий, прежде принадлежавших христианским центрам мира. Белый клобук (священнический головной убор) был подарен первым христианским царем св. Константином римскому папе Сильвестру. Когда Рим впал в ересь, римскому папе явился ангел, потребовавший отправить Белый клобук в Константинополь. С падением Византии священная реликвия попала в Москву, тем самым, указывая Божий промысел в выборе нового центра христианства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.