Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Генри Форд —основные принципы организации производства




Идеи Тейлора в области организации производства продолжил Генри Форд (1863—947). Он автор двух книг: ≪Моя жизнь, мои достижения≫ и ≪Сегодня и завтра≫. Первая книга была переведена на русский язык в 1924 г., вторая —в 1928 г.

Форд родился в семье мичиганского фермера, эмигранта из Ирландии.

Два важнейших события детства произвели на него серьезное впечатление. В 12 лет он впервые увидел на дороге движущийся локомобиль, и в этом же году ему подарили часы. С детства он был ≪прирожденным техником≫. Увиденный локомобиль определил его дальнейшую судьбу.

В 15 лет Форд оставил занятия в школе и определился учеником в механическую мастерскую в Детройте. В этом возрасте он уже мог не только починить любые часы, но даже изготовить вполне приличные часы. В молодые годы он имел более 300 часов. Одно время он хотел даже изготовлять часы, но пришел к мысли, что не все люди их будут покупать. А ему хотелось наладить производство какой-нибудь продукции ддя массового потребителя. И он обратился к средствам передвижения.

В 1891 г. он разработал конструкцию газолиновой тележки и несколько лет занимался совершенствованием ее двигателя. Впервые Форд сумел на ней проехать в 1893 г. Газолиновая тележка, имеющая резервуар емкостью 12 л, пробегала 60 миль со скоростью 20 миль в час.

На базе этой газолиновой тележки впоследствии был создан автомобиль ≪Форд≫> модель ≪Т≫, который имел уже четыре цилиндра, автоматическое пусковое устройство и был проще своего предшественника при том, что стал удобнее и практичнее в использовании.

С 1893 г. Форд уже работает в должности главного инженера Эдисоновской компании Детройта, специализирующейся на освещении города. В 1899 г. он становится главным инженером Детройтской автомобильной компании и работает в ней по 1902 г. Деятельность в этой компании принесла ему известность изобретателя скоростных моделей автомобилей.

В 1903 г., Форд создает ≪Форд синьер компани≫, контрольный пакет акций которой (51%) он приобретает в 1916 г. В 1919 г. его сын приобретает остальные —41% акций. Весь пакет акций оказался в руках семьи Форда. Благодаря созданию автомобиля модели ≪Т≫ Форд сломал все прежние концепции, существовавшие в автомобильной промышленности. Эта модель пользовалась огромной популярностью среди покупателей —в 1908—927 гг. было продано свыше 15 млн автомобилей этой модели. Это были дешевые и практичные автомобили, способные преодолеть и ухабистые проселки, и грязь, и снег, и песок, и даже каменную лестницу. В народе этот автомобиль называли ≪жестяной машинкой≫. Сам Г. Форд тоже ездил на такой.

Создавая автомобильное производство, Форд писал, что цель его состояла в том, ≪чтобы производить с минимальной затратой материала и человеческой силы и продавать с минимальной прибылью≫. Он отмечал, что ≪алчность есть род близорукости≫. Вместе с тем он имел громадную прибыль за счет увеличения объема продаж. ≪Запомни: тот, кто слишком гонится за прибылью, никогда не гребет деньги лопатой! Вот мне лично просто нравится выпускать автомобили, которые раскупаются, как горячие пирожки!≫ В основу организованного им производства были положены следующие принципы:

•не следует бояться возможных неудач, так как ≪неудачи дают только повод начать снова и более умно≫;

•не следует бояться конкуренции и вместе с тем не следует стремиться к нанесению вреда делу и жизни другого человека, являющегося вашим конкурентом;

•не следует ставить получение прибыли выше работы на пользу потребителей. ≪По существу, в прибыли нет ничего дурного. Хорошо поставленное предприятие, принося большую пользу, должно приносить большой доход≫;

•≪производить —не значит дешево покупать и дорого продавать≫. Покупать сырье и материалы следует ≪по сходным ценам≫, добавляя в процессе производства незначительные дополнительные расходы, но добиваясь при этом изготовления доброкачественной продукции. ≪Вести азартную игру, спекулировать и поступать нечестно —это значит затруднять только указанный процесс≫.

Следуя сформулированным им принципам, Форд сумел резко увеличить годовой объем производства автомобилей с 18 664 в 1909 г. до 1 250 000 в 1920 г. При этом цена автомобиля неуклонно снижалась, за десять лет она упала с 950 до 355 долл. В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т.е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора. Он сформулировал основные принципы организации производства.

1. Максимальное разделение труда, специализация.

2. Широкое применение высокопроизводительного специального оборудования, инструментов и приспособлений.

3. Размещение оборудования по ходу технологического процесса.

4. Регламентированный ритм производства продукции.

5. Механизация транспортных операций.

На основе этих принципов появилась возможность создания поточного производства, которое позволяет повышать производительность труда рабочих, по существу, без вмешательства мастера, которому не требуется самому подгонять рабочих. На поточной линии это осуществляется автоматически в связи с тем, что рабочий вынужден сам приспосабливаться к скорости движения конвейера и других механизмов.

Большое значение при создании поточной линии имеет четкая техническая и организационная подготовка производства и обслуживания рабочих мест. Форд впервые отделил основную работу от ее обслуживания. Все необходимое для работы (заготовки, материалы, инструменты, приспособления, тара, чертежи и пр.) заблаговременно подается на рабочее место. Таким образом, основному производственному рабочему не надо отвлекаться на выполнение вспомогательных операций и он все свое рабочее время может посвятить выполнению порученной ему операции на своем рабочем месте.

Поточные методы организации производства способствовали возникновению конвейерных методов работы (идею движущейся ленты Форд подсмотрел на одном мясокомбинате), где специализация операций сочеталась с принудительным ритмом работы, задаваемым автономным движением предметов труда. Первый конвейер был пущен в 1913 г., экономический эффект от его внедрения превзошел все ожидания. Каждую минуту с конвейера сходило шесть готовых автомобилей. В течение длительного времени империя Форда с легкостью держала в своих руках весь потребительский рынок автомобилей. Однако впоследствии, с возрастом, он утратил чувство новаторства и уступил свои позиции другой американской компании —≪Дженерал Моторс≫. В сентябре 1945 г. Форд отошел от дел и передал руководство компанией своему внуку —Генри Форду-второму. Дела компании ≪Форд Мотор≫ находились в упадке, ей грозило банкротство. Однако у внука оказалась хорошая интуиция на людей: он нанял знающих менеджеров, которые сумели уже к середине 50-х гг. XX в. вернуть компании былую мощь.

Конвейеризация производства способствовала резкому повышению темпа, интенсивности и напряженности труда рабочих при одновременной его изнурительной монотонности. Конвейерный метод организации производства поставил рабочих в крайне жесткие условия. Им приходилось неподвижно стоять по восемь часов в день без каких-либо перерывов, выполняя одну и ту же операцию. Во время работы запрещалось переговариваться: рядом ставили рабочих разных национальностей —индуса с немцем, финна с китайцем.

Г. Форд брал на работу женщин, бывших заключенных, эмигрантов, слепых и пр. ≪Труд —это источник счастья≫, —говорил он. Однако такое счастье могли выдержать немногие. Рабочие и профсоюзы выступили против фордизма. В 1912 г. их поддержал Конгресс США, высказавшийся против использования системы Тейлора на государственных предприятиях. В 1970-х гг. авторы доклада ≪Работа в Америке≫ отмечали, что ≪промышленность расплачивается за продолжающуюся приверженность к практике Тейлора низкой производительностью рабочего и высоким уровнем саботажа, прогулов и текучести кадров≫.

В системе Форда повышается роль и значение внутрипроизводственного оперативного планирования и, в частности, поддержания на требуемом уровне оборотных заделов между смежными операциями с различной длительностью времени на их выполнение. Кроме того, в системе Форда повышается роль контроля за качеством продукции.

В случае появления брака дефектные детали и узлы немедленно изымаются с конвейера, так как малейшая задержка в его работе может привести к остановке всего процесса производства.

Так же, как и Тейлор, Форд придавал большое значение работе распределительного бюро, которое разрабатывало подробнейшим образом весь производственный процесс изготовления продукции, вплоть до деталей и операций. Однако в системе Форда теряет свое значение инструкционная карточка, которой отводилась значительная роль в системе Тейлора. Это связано с тем, что в основе работы конвейера лежит такт (темп). Интенсивность труда рабочего непосредственно связана с темпом и скоростью движения конвейера, которые четко рассчитываются. На конвейере работают низкоквалифицированные рабочие, не имеющие специальной подготовки.

Этим достигается высокая взаимозаменяемость рабочих, и предприятие не зависит от них. Согласно основной концепции Форда, предприятие должно развиваться как комплексное, обеспечивая себя всем необходимым для осуществления производства выпускаемой продукции. Так, производство автомобилей невозможно без проката черных металлов.

В связи с этим Форд налаживает свое металлургическое производство. Металлургическое производство, в свою очередь, требует железной руды и угля. Поэтому Форд приобретает железные рудники и угольные шахты. Для перевозки всех этих материалов необходим транспорт, и Форд оснащает производство железнодорожным транспортом, автобазами, пароходами и пр. Кроме того, Форд налаживает изготовление всех необходимых для производства основной продукции комплектующих изделий —электротехнических, резиновых и др. Применение подобной структуры организации производства было вполне оправдано в условиях, когда рыночные отношения не получили должного развития. Форд видел в этой организационной структуре следующие преимущества: во-первых, независимость от изменений условий работы и конъюнктуры взаимосвязанных отраслей промышленности; во-вторых, возможность подчинения всех вспомогательных и обслуживающих производств и предприятий ритму работы основного —производства автомобилей.

Значительное внимание в системе Форда уделялось вопросам стандартизации как основного, так и вспомогательного производства, что позволило резко сократить затраты средств, сил и времени. В социальном плане Форд продолжал развивать основное положение системы Тейлора о гармонии интересов предпринимателя и рабочего.

Появление системы Форда связано с тем этапом общего кризиса капитализма, когда империализм, и прежде всего американский, пытался найти новые направления своего развития путем создания крупнейших трестов и синдикатов, стремящихся в собственных интересах регулировать производство и сбыт продукции, чтобы избежать кризисов перепроизводства. Форд считал свою фирму гарантированной от кризисов перепроизводства, а рабочих —от безработицы.

Однако и концепция Форда, и его фирма потерпели крах во время кризиса 1929—933 гг. Не выдержало также испытания временем одно из основных положений концепции Форда о преимуществах замкнутой организации производства в рамках одной фирмы. Разрушение этого положения связано с развитием специализации и кооперирования.

Школа научного управления связана с именами К. Барта, С. Томпсона, Г. Гантта, Ф. и Л. Гилбрет, которые в течение многих лет являлись ближайшими сотрудниками Тейлора. Такие же исследователи, как Г. Форд и Г. Эмерсон, непосредственно с Тейлором не работали, но они опирались в своих исследованиях на идеи и основные положения его работ.

 


Тема 3 Формирование классической (административной) школы управлении




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 13165; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.