Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование оборота розничной торговли

Читайте также:
  1. II.1 ПЛАНИРОВАНИЕ ЭВАКУАЦИИ
  2. XIX.Прогнозирование и планирование развития непроизводственной сферы.
  3. Автоматизация документооборота
  4. Анализ выполнения прогнозных показателей и динамики товарооборота
  5. Анализ товарооборота и производственной программы.
  6. Баланс в условиях торговли
  7. Бизнес-планирование
  8. Бизнес-планирование на начальном этапе функционирования предпринимательской фирмы
  9. Бюджетное планирование.
  10. В составе оборота предприятий питания выделяют: оборот по продаже продукции собственного производства и оборот по продаже покупных товаров.
  11. Виды розничной продажи.
  12. Вклад службы УЧР в планирование человеческих ресурсов



Организация планирования.Объемы оборота розничной торговли отражаются в перспективных и годовых планах.

Годовые планы оборота розничной торговли разрабатываются по общему объему и по группам товаров. В потребительских обществах планы оборота разрабатываются для каждого магазина. Годовые планы разбиваются на квартальные, месячные.

Принятию годовых планов оборота розничной торговли предшествует прогнозирование. В настоящее время практикуется среднесрочное и краткосрочное прогнозирование конъюнктуры рынка и объемов оборота розничной торговли. При прогнозировании общего объема оборота розничной торговли и оборота по группам товаров большое значение имеет анализ развития оборота предприятия, потребительского общества, а также прогнозы спроса населения, емкости отдельных рынков, прогнозы деятельности конкурентов.

В планировании большое значение имеет учет взаимосвязи показателей оборота с другими

важнейшими показателями деятельности предприятия.

1. Внутренняя связь показателей оборота. Эта связь характеризуется балансовой увязкой объема реализации товаров, товарных запасов и объема поступления товаров:

3н + П = Р + В + 3к ; (1)

Р = 3Н + П – В – Зк -В, (2)

где Р — объем реализации товаров (оборота) в определенном периоде;

П — объем поступления товаров в определенном периоде;

Зн, и Зк —- сумма товарных запасов соответственно на начало и конец периода;

В — прочее выбытие товаров (не включаемое в оборот розничной торговли).

2. Связь оборота с показателями ресурсного потенциала предприятия и эффективности его использования. Эта связь должна рассматриваться в разрезе отдельных видов используемых экономических ресурсов.

Например, связь оборота с используемыми трудовыми ресурсами выражается следующим образом:

Р = Чс х ПТ, (3)

где Чс — среднесписочная численность работников в опреде­ленном периоде;

ПТ — средняя производительность труда работников (оборот в среднем на одного работника).

Аналогичным образом может быть выражена связь оборота розничной торговли с другими видами ресурсов торгового предприятия.

3. Связь оборота с важнейшими финансовыми показателями деятельности предприятия. Эта связь также рассматривается в разрезе отдельных показателей — доходы, издержки обращения, прибыль.

Например, связь оборота с прибылью от продаж выража­ется следующим образом:

Р = П : уП х 100, (4)

где П — прибыль от продаж за определенный период;

уП — рентабельность продаж (отношение суммы прибыли от продаж к обороту) в процентах.

В процедуре планирования можно выделить следующие стадии:

• выбор цели развития оборота;

• анализ оборота предприятия (потребительского общества) в предплановом периоде;



• сбор и подготовка данных для плановых расчетов;

• плановые расчеты;

• логическая оценка плана;

• разработка мероприятий по реализации плана.

Планируя общий объем оборота и продажу отдельных товаров, любое предприятие ориентируется на удовлетворение спроса покупателей. При этом можно исходить из разных целевых установок. Цели могут быть следующие: увеличение доли предприятия на рынке; максимально эффективное использование имеющегося ресурсного потенциала; достижение определенной (целевой) суммы прибыли. На практике эти цели взаимосвязаны, однако необходимо выделять из них приоритетные для данного предприятия.

Исходя из принятой целевой установки развития оборота, определяются задачи его анализа в предплановом периоде.

В процессе анализа изучают: темпы роста оборота в фактически сложившихся и в сопоставимых ценах; изменения в товарной структуре оборота; долю предприятия в обороте розничной торговли на местном рынке (по общему объему и по группам товаров); влияние различных факторов на изменение объема оборота; неиспользованные резервы роста оборота.

Сбор данных для плановых расчетов предполагает оценку и прогнозирование конъюнктуры местного рынка. Необходимо изучение спроса, предложения, цен, конкуренции в разрезе товарных рынков.

На основе материалов анализа и прогнозов конъюнктуры рынка осуществляются плановые расчеты возможных объемов оборота по организации в целом, по группам товаров. Методы плановых расчетов могут быть разные, они зависят от целевой установки и имеющейся информации. Одновременно с планированием объемов оборота делаются расчеты ресурсного обеспечения.

Большое значение имеет логическая оценка планов. План оборота розничной торговли должен отвечать следующим требованиям:

• объем оборота должен расти по сравнению с предшествующим годом в сопоставимых ценах;

• доля торговой организации на местном рынке не должна сокращаться;

• оборот должен обеспечить получение необходимой прибыли;

• показатели использования ресурсного потенциала должны улучшаться.

Заключительным этапом планирования является разработка мероприятий по выполнению плана оборота. Это организационно-технические мероприятия — реклама, внедрение новых форм и методов продажи товаров, расширение круга услуг, сопровождающих покупки, повышение эффективности использования торговых площадей, совершенствование товароснабжения, перепрофилирование магазинов, реконструкция и техническое перевооружение и др., а также фи­нансово-экономические — нормирование товарных запасов, изменение ценовой политики, стимулирование труда работников, формирование необходимых финансовых ресурсов для выполнения планов и осуществления организационно-технических мероприятий и др.

Планирование общего объема оборота розничной торговли.Для обоснования плана общего объема оборота розничной торговли используется следующая информация: материалы анализа за ряд лет; прогнозы роста денежных доходов населения региона; прогнозы конъюнктуры рынка; сведения о ресурсном потенциале, которым располагает предприятие и эффективности его использования.

Подходы к экономическому обоснованию планов оборота розничной торговли зависят от целевой установки развития оборота в организации.

1. Определение оборота на основе прогнозов емкости рынка, темпов роста денежных доходов населения в зоне деятельности торговой организации. Такой подход может быть использован организациями, ведущими торговую деятельность на рынках с растущим спросом или занимающим существенную долю рынка.

Расчеты проводятся в следующем порядке:

Сначала определяется коэффициент эластичности объема оборота розничной торговли данной торговой организации от денежных доходов обслуживаемого населения.

Кэл = Тр : Тд , (5)

где Кэл —коэффициент эластичности объема оборота от денежных доходов населения;

Т — темп прироста объемов оборота организации в предплановом периоде, %;

Тд — темп прироста денежных доходов обслуживаемого населения в предплановом периоде, %.

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов увеличивался оборот розничной торговли организации при увеличении денежных доходов обслуживаемого населения на 1%.

Затем на основе прогнозируемого темпа прироста денежных доходов населения (Т п огноз) определяется возможный темп прироста оборота в планируемом периоде в процентах:

Т р.план = К эл хТд. прогноз

После этого рассчитывается объем оборота розничной торговли на планируемый период:

Рплан = Рбаз + (Рбаз X Тр.план : 100),

где Рплан — планируемый объем оборота розничной торговли, тыс. руб.;

Рбаз — базисный (фактический) объем оборота в отчетном (предплановом) периоде, тыс. руб.;

Т план — планируемый темп прироста оборота в процентах.

2. Определение объема оборота на основе повышения эффективности использования ресурсного потенциала организации. Такой подход часто применяют организации, работающие на неперспективных рынках или снизившие объемы оборота в силу неблагоприятной конъюнктуры рынка или иных причин. В этих организациях обычно снижена эффективность использования торговых площадей, персонала. Однако для любой организации повышение эффективности использования экономических ресурсов — важная задача.

Использование этого подхода предполагает анализ эффективности использования отдельных видов ресурсов и выявление возможностей повышения эффективности в планируемом периоде. Расчеты могут проводиться по организации в целом, по ее структурным подразделениям, по отдельным магазинам.

Например, определяется приоритетный вид ресурсов, по которому в организации намечается достичь существенного повышения эффективности использования. (Этот выбор про­водится с учетом анализа эффективности использования отдельных видов ресурсов и значения для развития организации каждого их них.). Намечается необходимый показатель эффективности использования данного вида ресурсов и рассчитывается плановый объем оборота.

Допустим, в отчетном году оборот розничной торговли предприятия составил 48 000 тыс. руб. На предприятии выявлены возможности повышения эффективности использования торговых площадей и намечается увеличить в планируемом году оборот с 1 кв. м торговой площади на 5% в сопоставимых ценах отчетного года. Торговая площадь в предприятии — 800 кв. м. Прогнозируемый индекс цен на товары в предстоящем году — 1,12.

Расчет:

а) оборот в расчете на 1кв.м торговой площади в отчетном году:

48 000 : 800 = 60 (тыс. руб.)

б) оборот в расчете на 1кв м торговой площади в планируемом году с учетом повышения розничных цен: 60 х 1,05 х 1,12 = 70,56 (тыс. руб.)

в) плановый объем оборота розничной торговли: 70,56 х 800 = 56488 (тыс. руб.)

3. Определение объема оборота, обеспечивающего получе­ние определенной суммы прибыли в планируемом периоде. Такие расчеты очень важны для организаций на ранних стадиях развития, для организаций, отдельных магазинов, имевших в предплановом периоде убытки. Расчет оборота в данном случае осуществляется исходя из того, что доходы в виде торговых надбавок должны покрыть все издержки обращения и обеспечить получение необходимой (целевой) прибыли.

Р план =(И пост +П ц):(уД-уИ пер)х100, (6)

где Р — планируемый объем оборота розничной торговли;

П — целевая сумма прибыли;

уД — плановый уровень доходов от продажи товаров (от торговых надбавок), % к обороту;

Ипост —сумма постоянных издержек обращения в планируемом периоде;

уИпер — уровень переменных издержек обращения в пла­нируемом периоде, % к обороту.

Планирование оборота розничной торговли по группам товаров. Планирование объемов оборота по реализации отдельных групп товаров имеет очень большое значение для торговой организации. Этот план непосредственно связан с задачей удовлетворения спроса населения на конкретные товары (группы товаров). План оборота в разрезе товарных групп служит основой для определения потребности в товарах, для расчета необходимых товарных запасов, для планирования расходов, доходов и прибыли, развития материально-технической базы.

Задачами планирования оборота по группам товаров являются:

• удовлетворение спроса населения на конкретные товары;

• сохранение или повышение доли торговой организации в продаже отдельных групп товаров на местном рынке;

• определение наиболее экономически выгодной структуры оборота, результатом чего будет максимизация прибыли от продаж.

Расчеты плановых объемов продажи отдельных групп товаров осуществляют разными методами. Выбор метода зависит от особенностей торговли отдельными группами товаров, от имеющейся информации.

По группам товаров, малоэластичных по цене (соль, хлеб, некоторые виды круп, макаронные изделия, растительное масло, товары первой необходимости), можно использовать данные о фактических объемах продаж в предплановом пе­риоде в расчете на одного жителя.

По товарам длительного пользования учитывают степень обеспеченности населения этими товарами, сроки службы отдельных изделий, прогнозируемый спрос на замену товаров в связи с износом, спрос, возникающий в связи с появле­нием новых марок и видов изделий.

При планировании продажи отдельных групп товаров в сельской местности следует иметь в виду, что сельские жители частично обеспечивают себя продуктами питания за счет приусадебных хозяйств (картофель, овощи, молоко, яйца, мясо и др.).

По многим группами товаров при планировании объемов оборота используют коэффициенты эластичности продажи от доходов населения.

Крупные торговые организации, районные потребительские общества ориентируются при планировании на емкость местных товарных рынков и сложившуюся долю рынка. С развитием конкуренции эта доля может изменяться.

Вырабатывая определенную товарную политику и структуру оборота, торговые организации могут фокусировать внимание на определенных сегментах рынка — группах поку­пателей. Например, организации потребительской кооперации обслуживают в основном сельское население, и в структуре их оборота определенную долю занимают товары для развития приусадебного хозяйства — корма для животных, хозяйственный инвентарь, удобрения, строительные материалы.

Планирование оборота по магазинам в организациях потребительской кооперации. Впотребительских обществах большое значение имеет планирование деятельности магазинов.

Кооперативные магазины в основном расположены в сельской местности, и представляют собой центры торгового и социально-бытового обслуживания населения. Наряду с функцией розничной торговли магазины выполняют такие функции, как закупка сельскохозяйственных продуктов у населения, прием заказов на производственные и бытовые услуги, информационное обеспечение населения. Магазины являются важным элементом сельской инфраструктуры, культурными центрами. Расширение функций магазинов способствует привлечению покупателей, увеличению объемов оборота розничной торговли.

Для каждого магазина разрабатывают планы оборота на год, квартал, месяц. При планировании учитывают:

• ассортиментные перечни, возможности расширения ассортимента реализуемых товаров на основе изучения спроса обслуживаемого населения;

• возможности увеличения оборота на основе развития торговли по заказам, торговли закупленными у населения сельскохозяйственными продуктами;

• месторасположение магазина, его транспортная, пешеходная доступность;

• режим работы магазина;

• достигнутые объемы оборота розничной торговли, объемы оборота в среднем на одного продавца, на 1 кв. м торговой площади;

• наличие конкурирующих предприятий.

Большое значение имеет анализ работы магазина в предплановом периоде. В ходе анализа выявляются упущенные возможности роста оборота, потери оборота в связи с закрытием магазина по разным причинам, недостатками в товароснабжении, в формировании ассортимента, в организации торговли и др.

Одним из необходимых условий является расчет для каждого магазина минимального объема оборота, обеспечивающего безубыточную работу. Все кооперативные магазины должны получать доход, достаточный для покрытия текущих затрат, включая оплату труда работников. Расчет оборо­та, обеспечивающего безубыточную работу, проводится следующим образом:

Т6 = Ипост : (уД - уИпер) х 100, (7)

где Ипост — постоянные издержки обращения;

уД — уровень доходов от торговых надбавок, % к обороту;

уИпер — уровень переменных издержек обращения, % к обороту.

Там, где не налажен учет расходов (издержек обраще­ния) по магазинам, можно использовать упрощенные подхо­ды. Например, расходы на оплату труда работников магазина вIV квартале отчетного года составили 36 000 руб. или 3% к обороту. В I квартале планируемого года заработную плату работников намечено повысить на 20%. Сумма расходов на оплату труда составит 43 200 руб. (36 000 х 1,20 = 43 200). Необходимый объем оборота для данного магазина на I квартал составит 1 440 000 руб. (43 200 : 3 х 100 = 1 440 000).

Планирование оборота по магазинам является не только важным условиям организации контроля над развитием оборота потребительского общества, но и необходимо для расчета необходимых размеров товарных запасов, планирования товароснабжения магазинов.





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1335; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.224.202.184
Генерация страницы за: 0.015 сек.