КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 11
Основы финансового права Республики Казахстан
План 6.1. Основные положения финансового права. 6.2 Бюджетное право РК. 6.3 Основные положения налогового права РК.
11.1 Финансовое право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, в процессе формирования государством денежной системы страны и обеспечения ее нормального функционирования, а также в процессе формирования, распределения и организации использования государственных денежных фондов. Для регулирования финансовых отношений государство устанавливает юридические нормы, которые в совокупности образуют финансовое право. Совокупность финансово-правовых норм представляет систему финансового права. Финансовое право состоит из общей и особенной частей. Общая часть содержит положения о финансовом устройстве, правовых основах денежной системы, управлении финансами, финансовом планировании и финансовом контроле. Особенная часть включает бюджетное право, правовое регулирование внебюджетных фондов, финансово-банковское право, финансово-страховое право, финансово-хозяйственное право. Финансово-правовая норма - закрепленное нормативным правовым актом правило поведения субъекта финансового отношения. Выделяют: обязывающие, запрещающие, уполномочивающие нормы. В зависимости от содержания: материальные и процессуальные. Финансовые правоотношения - финансово-экономические отношения урегулированные нормами финансового права. Субъектами правоотношений выступают государство, административно-территориальные образования, органы государственной власти и управления, юридические и физические лица. Финансы, как совокупность денежных средств существуют в виде денежных фондов. Денежный фонд - относительно обособленная часть денежных средств государства, предназначенная для определенных целей. Совокупность государственных денежных фондов образует финансовую систему в ее материальном значении. Финансовая система - совокупность финансово-экономических институтов, каждый из которых опосредует определенный денежный фонд. На современном этапе в ее состав входят: бюджетная система; внебюджетные целевые государственные и местные денежные фонды; финансы предприятий, организаций, учреждений. С понятием «финансы» тесно связано понятие «финансовая деятельность государства», сформировавшееся в рамках юридической науки. Финансовая деятельность государства - его деятельность по собиранию, распределению и использованию денежных фондов. Методы финансовой деятельности государства - это конкретные приемы и способы при помощи, которых государство осуществляет формирование, распределение и организацию использования денежных фондов входящих в состав финансовой системы государства. Наиболее типичными являются методы: 1. Формирования денежных фондов (принудительное безвозвратное изъятие денежных средств у их владельцев, добровольно-безвозвратное или возвратное изъятие денежных средств и проч.). 2. Методы распределения денежных фондов (финансирование, кредитование, выполнение владельцем фонда своих финансовых обязательств). 3. Методы организации использования денежных фондов (установление назначения денежных фондов, порядка использования средств полученных из денежного фонда, порядка нормативов распределения прибыли, лимитов выделения средств, планирование использования фондов, контроль за использованием денежных фондов). Финансовый контроль является важнейшим направлением финансовой деятельности государства. Он представляет контроль за законностью и целесообразностью действий в формировании, распределении и использовании денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально- экономического развития страны. Элементами финансового контроля выступают: 1. субъекты - государственные органы, наделенные соответствующими властными полномочиями в силу своего правового статуса. 2. объекты - государственные органы, государственные юридические лица, негосударственные юридические лица, граждане. 3. предмет - поведение объектов этого контроля с точки зрения соблюдения ими своих обязанностей как участников финансовой деятельности. 4. цели - выявление фактов нарушения финансового законодательства или некачественного исполнения участниками финансовой деятельности своих обязанностей, виновных и привлечения их к ответственности, а также устранение нарушений финансовой дисциплины. Методы финансового контроля - это приемы и способы его осуществления (ревизии, проверки, рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово - хозяйственной деятельности и т.п.) Финансовый контроль подразделяется на: 1. по времени осуществления: предварительный, текущий, последующий; 2. в зависимости от формы: непосредственный и опосредованный; 3. исходя из субъектов: специализированный и функциональный; 4. в зависимости от сферы: контроль за соблюдением правил денежного обращения, валютный, бюджетный, налоговый, банковский, страховой, финансово - хозяйственный. Центральное место финансовой системы составляет бюджет. Это экономическая и правовая категория, включающая в себя денежные отношения по поводу формирования, распределения и использования государственных ресурсов и одновременно - единый денежный фонд, и основной финансовый план государства. 6.2 Бюджетное право - это раздел особенной части финансового права, регулирующий отношения, возникающие в процессе организации бюджетного устройства, а также в связи с формированием, распределением и организацией использования центрального и местных бюджетов. Согласно ст. 1 Закона РК «О бюджетной системе» от 1.04.1999 г., бюджет - это центральный денежный фонд государства, утвержденный законом или решениями местных представительных органов, предназначенный для обеспечения государством своих функций и создаваемые за счет налогов, сборов и других обязательных платежей, доходов от операций с капиталом, неналоговых и иных поступлений предусмотренных законодательными актами. Основным источником доходов государственного бюджета являются налоги. Налог - это установленный государством в лице уполномоченного органа в одностороннем порядке и в надлежащей правовой форме обязательный денежный или натуральный платеж в доход государства, производимый в определенных размерах, носящий безвозвратный, безэквивалентный и стабильный характер. 6.3 Налоговое право - совокупность финансово-правовых норм, регулирующих правоотношения между государством и налогоплательщиками по поводу формирования доходов государственного бюджета посредством односторонне-властного установления и взимания налогов. Налог - это сложное образование, имеющее свою внутреннюю структуру, состоящее из следующих элементов: 1. правовая основа налога; 2. субъект налога - лицо, платящее налог; 3. объект налога - то по поводу чего взимается налог (доход, имущество и проч.); 4. норма налога - установленная законом величина налогообложения, определяющая размер налогового платежа; 5. порядок уплаты налога - установленные налоговым законодательством правила в соответствии, с которыми должен осуществляться переход налогового платежа от налогоплательщика к государству (включает способ, сроки, формы перехода налога от его субъекта к государству). Налоги можно классифицировать. Так в зависимости от носителя налогового бремени они подразделяются на прямые и косвенные. В зависимости от формы уплаты - на денежные и натуральные. В зависимости от территориального уровня - на местные и общегосударственные. По субъектам налоги подразделяются на налоги с физических и с юридических лиц. Статья 60 Налогового кодекса РК также устанавливает различные виды налогов. Рекомендуемая литература 1. Грачева Е.Ю. Финансовое право: схемы и комментарии, уч. пособие, МЛ 999. 2. Финансовое право. Уч., отв. ред. Н.И. Химичева М., 2000. 3. Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане. Уч. пособие Алматы, 2002. 4. Худяков, А. И. Основы теории финансового права. / А.И. Худяков. - Алматы: Жеты жаргы, 1995. 5. Худяков А.И. Наурызбаева Н.Е. Налоги: понятие, элементы, установление, виды. Алматы, 1998.
Контрольные задания для СРС (о.- 13,15; д.- 37,40,57,58) 1. Финансовая деятельность государства. 2. Система финансового права. 3. Налоги и их виды.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 996; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |